Смекни!
smekni.com

Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины (стр. 7 из 12)

Проанализировав содержание обучения учащихся в образовательной области «Технология», мы можем сказать, что несмотря на то, что в I-II и в VIII классах обработка древесины не изучается, на протяжении трех этапов обучения учащихся технологии обработки древесины все же существует некоторая преемственность между отдельными разделами и темами программы. Для подтверждения данных обратимся к таблице 7.

Таблица 7 Таблица преемственности программных разделов и тем на этапах начальной, общетрудовой и профильной подготовки школьников

Начальная трудовая подготовка (I - IV классы) Общетрудовая подготовка (V – VII классы) Профильное трудовое обучение (VIII – IX классы)
Разделы
Обработка материаловТворческий проект Технология обработки конструкционных материаловТворческий проект Художественная обработка материаловТворческий проект
Темы
Выпиливание изделий из фанеры Обработка древесины (пиление)
Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание
Отделка изделия Отделка изделий из древесины Отделка древесины лакокрасочными материалами
Основы конструирования им моделирования изделий из древесины Общие основы художественного конструирования
Контурная резьба по дереву Резьба по дереву
Художественная обработка древесины (мозаика) Мозаика по дереву
Обработка древесины (ручная) Обработка древесины (ручная и механическая) Обработка древесины (ручная и мезаническая0

Данные таблицы 7 показывают, что на этапах начальной, общетрудовой и профильной подготовки школьников имеют преемственность между всеми тремя этапами такие направления как: творческий проект, выжигание, отделка изделия и обработка древесины (ручная и механическая); между первым и вторым этапом – выпиливание лобзиком; между вторым и третьим – основы конструирования и мозаика; между первым и третьим – резьба по дереву.

Область «Технология» обеспечивает передачу общей и технологической культуры, подготовку школьников к самостоятельной жизни.

Содержание образовательной области «Технология» прямым образом способствует развитию обучающихся, их жизненному и профессиональному самоопределению. Диапазон содержания технологической подготовки, предлагаемый учащимся для освоения, достаточно широк: от простых ручных технологических операций до высоких технологий с элементами автоматизации; от домашних до производственных; от элементарных ремесленных работ (изделий народного творчества) до авторских. Н а основе этого у учащихся формируются знания о свойствах и технологическом предназначении материалов, способах, методах и средствах их обработки, приемах управления технологическими машинами; умения осуществлять подбор необходимых материалов, инструментов и оборудования, рационально организовывать рабочее место, осмысленно обрабатывать материалы с помощью ручных инструментов, контролировать и оценивать качество своего труда.


1.3 Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины

Исходя из педагогических основ личностно-ориентированного образования и анализа содержания обучения школьников по программам образовательной области «Технология» мы пришли к выводу, что для реализации личностно-ориентированного образования учащихся V-VII классов необходима методика применения творческих проектов. А следовательно, творческие проекты являются средством личностно-ориентированного обучения школьников.

Переход к личностно-ориентированному образованию, определяется в некотором смысле степенью инновационности образовательного учреждения. И это действительно так, потому что реализация указанного направления требует совершенной иной методики преподавания, несомненно отличающей от традиционной, это и обеспечение соответствующих педагогических условий для обучения учащихся.

Проводимые нами исследования в СШ № 20 поселка Забойского показывают, что, действительно, в наибольшей степени отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения учащихся проектный метод, в процессе которого учащиеся под руководством учителя создают товары или услуги от идеи до ее полного воплощения и защиты. 87% учащихся выполняют индивидуальные творческие проекты, остальные - коллективные.

Нами было выявлено, что эффективность личностно-ориентированного проектного обучения обеспечивается при условии:

-реального признания ученика субъектом процесса обучения, признание его ориентированности, самобытности;

-раскрытии личностных способностей ученика, его природного дара;

-формирование творческой образовательной среды;

-учета интересов учащихся в выполняемых проектах, их желания распорядиться результатами своего труда;

-возможности самореализации, самоутверждении личности, ее востребованости;

-параллельного развития ученика и учителя. Учитель не стремится формировать ученика на подобие себя, а ему помогает, консультирует;

-оптимального соотношения интериоризации и экспериоризации знаний;

-обеспечения единства обучения и учения.

При этих условиях проектный метод обучения формирует положительную мотивацию учения, является мощным средством развития и самореализации личности.

В технологическом образовании основной единицей являются не знания, умения и навыки (результат), а творческая проектная деятельность учащихся (средство, метод). Отсюда встает проблема выявления сущности и структуры творческой проектной деятельности школьников.

Основными категориями этой проблемы являются "творчество", "проект", "деятельность". Рассмотрим эти категории.

"Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей" (73.210).

Творчество, как культурно-историческое явление, имеет личностный и процессуальный аспекты. Оно предполагает наличие у личности творческих способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Важную роль в творческой деятельности играют воображение, интуиция, а также потребность личности в самоактуализации и самовыражении.

Вначале творчество как процесс рассматривалось, исходя из самоотчетов деталей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Так, английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата.

Однако экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в процессе предметной деятельности, доступной объектному анализу.

Известный отечественный актер и режиссер К.С. Станиславский, выделяя специфику процесса творчества, выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества.

Педагогической наукой установлена разница между творчеством взрослых и творчеством школьников. В понятии творчества взрослых главными компонентами являются объективная новизна результата творчества и его социальная значимость.

Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личную или общественной значимости. При этом, необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач.

Для методики творчества учащихся важно также определение этапов творческой деятельности. П.Н. Андрианов выделяет четыре э_ɂ__, или фазы творческого процесса школьников, каждый из которых имеет отчетливо выраженный промежуточный результат (26.76).

Содержание этих этапов представлено в нижеследующей таблице.

Таблица Этапы и результаты процесса творчества учащихся

Этапы Результаты
1. Обоснование, осознание и принятие идеи Осмысленная и принятая идея-задача
2. Технологическая разработка идеи Доведение идеи до возможности ее практической реализации
3.Практическая работа над идеей Практическая реализация идеи
4. Апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества

К творческой деятельности учащихся надо готовить.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности "не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться"(76.10).

Термин "проект" в переводе с латинского projectio означает бросание вперед.