Смекни!
smekni.com

Развитие творческого мышления в практике обучения (стр. 4 из 9)

В качестве экспертов выступала груп­па учителей (основной учитель и учи­тель труда), которые по семибалльной шкале оценивали у каждого учащегося свойства способностей зрительного вос­приятия. Коэффициенты корреляции оце­нок учителей по классам варьировали от 0,53 до 0,78. Все показатели статистиче­ски значимы. Эти данные говорят о том, что эксперты имели относительно близ­кое понимание свойств зрительного вос­приятия.

Оценка способностей зрительного восприятия на материале художествен­ной картины (Н.В. Невреев «Смотрины») осуществлялась на основе следующих по­казателей: а) общее количество воспри­нятых деталей объекта, в том числе мало­заметных: б) количество правильно вос­принятых незаметных деталей объекта.

Соотнесение результатов методик Торранса и Роршаха показывает, что в слу­чае восприятия пятен в тесте Роршаха наблюдается наибольшее количество зна­чимых корреляционных связей показа­телей зрительного восприятия с вербаль­ной креативностью по сравнению с об­разной креативностью. Анализ получен­ных результатов показывает, что отсут­ствуют устойчивые значимые корреляци­онные связи между особенностями вос­приятия пятен теста Роршаха и показа­телями образной креативности, отражаю­щие динамику их взаимосвязи у учени­ков 1—3 классов. Выявленные в экс­перименте корреляционные связи пред­ставляют собой частные случаи взаимо­зависимости зрительного восприятия и образной креативности и не отражают ее закономерный характер.

Наличие устойчивых значимых кор­реляционных связей между особеннос­тями восприятия пятен Роршаха и вер­бальной креативностью можно объяс­нить тем, что в основе восприятия не­определенных пятен Роршаха и вербаль­ной креативности лежит один и тот же механизм интеллектуальной деятельно­сти — механизм возникновения разно­образных образных ассоциаций на предъ­являемый стимул и трансформации об­разной информации в словесную форму. Поэтому выявленная значимая связь меж­ду общим количеством ответов в тесте Роршаха и всеми свойствами вербальной креативности младших школьников сви­детельствует о том, что дети, которые могут увидеть в неопределенном объек­те большое количество конкретных зри­тельных образов и выразить их в речи (соединить образ со словом), проявляют По Роршаху целостные отве­ты — один из важных признаков интел­лекта. Однако в большинстве дальней­ших исследований было обнаружено, что «целостные ответы могут служить значимой характеристикой интеллекта только в том случае, если они пред­ставляют собой ответы с хорошей фор­мой и при этом являются не банальны­ми, а либо комбинаторными, либо ори­гинальными по особенностям восприя­тия» [1; 46—47]. Следовательно, целост­ные ответы с хорошей формой можно оценить только в единстве с другими показателями. Наиболее информативны­ми с этой точки зрения являются пока­затели ответов по движению (М) и пер­северации.

По нашим данным, у испытуемых в ответах часто встречаются персеверации, которые являются отражением инертно­сти представлений. Количество персе­вераций составляет около 17 % в каж­дом классе, что примерно в два раза больше возрастных показателей, полу­ченных в исследовании И. Г. Беспалько и М.Н. Раевой [2]. Кроме того, в эксперименте получена положительная корреляционная связь вербальной креа­тивности с показателями персевераций в I и II классах. Наличие этой связи можно рассматривать как отражение несформированности у младших школьни­ков механизмов зрительного восприятия.

В отношении ответов по движению существуют различные интерпретации. Сам Г. Роршах - ответы рассматривал как меру внутренней жизни, или интроверсию, которая может проявляться в творчестве(8стр5). Однако, как указывает Б. И. Белый (I стр12), специальное изучение связи между М-продукцией и творчест­вом не выявило значимых корреляций. В нашем эксперименте обнаружены толь­ко две значимые корреляционные связи ответов по движению с вербальной креа­тивностью.

Таким образом, практическое отсут­ствие ответов по движению и большое количество персевераций у испытуемых указывают на то, что целостные ответы с хорошей формой в большинстве своем не являются комбинаторными и ори­гинальными и поэтому имеют отрица­тельную корреляционную связь с твор­ческим мышлением. В этом случае це­лостные ответы с хорошей формой не могут рассматриваться в качестве пока­зателя творческого потенциала ребенка.

Креативные дети. как показывает про­веденный эксперимент, дают больше, чем некреативные, ответов в тесте Роршаха. Однако эти ответы чаще являют­ся детализированными ответами с пло­хой формой, т.е. в редко встречающих­ся ответах наблюдается несоответствие между концепцией образа, которую пред­лагает испытуемый, и конфигурацией пятна, которое он при этом использует. Ответы креативных детей не привязаны к пятну. Ребенок видит в пятне такие образы, которые мало напоминают кон­фигурацию предъявляемого стимула и редко встречаются в протоколах испы­туемых. В процесс восприятия таких де­тей активно вплетаются различные эле­менты воображения, благодаря чему уве­личивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха или, как пи­шет М.А. Холодная, происходит «увели­чение альтернативных схем восприятия одного и того же объекта» [б], что на­ходит выражение в повышении показа­теля общего количества ответов на предъ­являемый стимул.

Полученные данные позволяют нам рекомендовать тест Роршаха для прак­тической деятельности психологов в качестве инструмента, с помощью которо­го по общему количеству ответов можно оценить вербальную креативность млад­ших школьников.

Анализ возрастной динамики взаи­мосвязи творческого мышления и зри­тельного восприятия показывает, что об­щее количество корреляционных связей от I к III классу увеличивается и состав­ляет соответственно 6 и 12. Связь зри­тельного восприятия и вербальной креа­тивности выявлена только в III классе.

Выявленная связь способностей зри­тельного восприятия с образной креа­тивностью свидетельствует о том. что способность детально разрабатывать при­думанные идеи и сопротивляться обра­зованию привычных гештальтов в не­которой степени определяется тем, на­сколько у младшего школьника развиты такие свойства зрительного восприятия, как способность целостно и адекватно отражать объект, а также многообразные незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.

Итак, корреляционная связь между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников про­является по-разному. Особенности вос­приятия пятен Роршаха коррелируют пре­имущественно с вербальной креативно­стью, особенности восприятия зритель ной информации учебного характера (учебные тексты, плакаты, картины, схе­мы) и художественной картины — с об­разной креативностью.

Выявленные особенности корреляци­онной связи между творческим мышле­нием и зрительным восприятием отра­жают механизм влияния специфики объ­екта познания на процесс восприятия. В. Д. Шадриков отмечает, что содержа­ние восприятия определяется не только спецификой функционирования сенсор­ных систем, но и особенностями самого объекта восприятия (7стр26).

Кроме того, несовпадение типов взаи­мосвязи творческого мышления и зри­тельного восприятия также можно объ­яснить тем, что используемые в экспе­рименте методики диагносцируют раз­ные механизмы восприятия. Тест Роршаха выявляет характер ассоциаций, воз­никающих при восприятии детьми пятен неопределенного содержания. Метод экс­пертных оценок и методика изучения восприятия художественной картины на­правлены на диагностику свойств спо­собностей зрительного восприятия цело­стно и адекватно отражать объект.

Проведенное нами эксперименталь­ное исследование показывает, что меж­ду творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников су­ществует взаимосвязь, но сила и харак­тер связи между ними проявляется по-разному в отношении разных показателей творческого мышления. У одних школь­ников при высоком уровне зрительного восприятия формируется высокий уро­вень творческого мышления, у других детей между этими процессами суще­ствуют более сложные типы взаимосвя­зи: как отсутствие, так и наличие кор­реляционных зависимостей между зри­тельным восприятием и отдельными свойствами творческого мышления.

Таким образом, выявленная в экспе­рименте взаимосвязь зрительного вос­приятия и творческого мышления может рассматриваться как важный фактор раз­вития творческого мышления в младшем

школьном возрасте. Зрительное восприя­тие является той детерминантой, воздей­ствуя на которую можно существенным образом влиять на развитие творческого мышления младших школьников.

Однако в условиях традиционной об­разовательной школы, где преобладает информационная модель обучения, не­достаточно используются возможности учебного процесса в развитии когнитив­ных способностей детей, в том числе и зрительного восприятия, хотя обучение детей строится преимущественно на ос­нове визуальной репрезентации.

Развитие зрительного восприятия осо­бенно важно в младшем школьном воз­расте, так как этот период является сензитивным для формирования способов интеллектуальной деятельности. С це­лью развития творческого мышления не­обходимо научить детей целостному и адекватному отражению объекта, а так­же таким способам обработки визуаль­ного материала, которые обеспечивают новизну целостного перцептивного об­раза. В этом смысле восприятие долж­но рассматриваться учителем не только как репродуктивный, но и как продук­тивный процесс, включенный в любую творческую деятельность в качестве ее элемента.