Смекни!
smekni.com

Социально-педагогическая работа с подростками-правонарушителями (стр. 2 из 9)

Педагогическая и социокультурная запущенность детей развивается на фоне равнодушного отношения к ним окру­жающих: родителей, учителей, знакомых. Дети глубоко пе­реживают это безразличие. Они чувствуют себя одинокими, ненужными, беззащитными. В этом случае наносится ущерб личности, часто необратимый.

Таким образом, социальная и педагогическая запущен­ность тесно взаимосвязаны с трудновоспитуемостью. Взаимо­дополняют и углубляют друг друга, при определенных усло­виях ведут к правонарушениям. Поэтому их предупреждение и ликвидация требуют комплексных социально-психологи­ческих и коррекционно-педагогических мер, взвешенного научного подхода и продуманных мер педагогического воз­действия, опирающихся на знание природы, условий и при­чин этого асоциального явления [2, с.30].

1.2 Личностная характеристика «трудного» подростка

Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения.

Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.

Пониженное самоуважение статистически у юношей практически со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением.

В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы.

1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлечённый в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.

2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12 – летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашёл убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез.

Оказалось что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём в возрастом эта тенденция усиливается – самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

Однако у некоторых подростков не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов опыта.

Во-первых, они считают, что не имеют личностно – ценных качеств или не могут совершить личностно – ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

Во – вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

В – третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации. [1]

Разумеется, девиация – не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка–преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее Девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантсным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [14]

1.3 Социально-педагогическая направленность

профилактической работы по предупреждению

асоциального поведения несовершеннолетних.

Асоциальное поведение — это действия граждан противоре­чащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: уголовные преступления, хулиганство, алкоголизм, наркомания, половая распущенность, уклонение от учебы или работы, бродяжничество и т.п.

Во все времена предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, повеление которых не соответствует требовани­ям дисциплины и нормам морали. Как правило, именно из этого контингента учеников появляются впоследствии как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники.

Проследим этапы саморазрушения личности в школьном периоде: от стадии невидимой до почти безнадежной.

1 стадия. «Скрытый период».Ученику не дается учеба, не складываются отношения со сверстниками. Ему плохо. Он не может понять, почему у всех получается, а у него нет. По­чему других хватят, им же учитель недоволен, родители руга­ют. Он отчаянно не хочет быть хуже других, нервничает, не хочет идти в школу.

Это трудность в ребенке и для ребенка. Он нуждается в педагогической поддержке, ему можно и нужно помочь, не дать ему потерять веру в себя. Сам себе ребенок помочь не может: он бы рад, но у него не получается.

Ситуация характерна для учащихся начальной школы.

2стадия. «Явление трудного народу».Ребенок начинает про­тестовать. Уже понял, но не хочет мириться с тем, что он хуже других. Но делает это не конструктивно: спорит с учите­лями, родителям доказывает, что учитель не прав, психует, впадает в истерику. Постепенно озлобляется. На выговоры затравленно молчит. Многое делает назло. Начинает уходить с уроков, конфликтует с родителями. Постепенно сближает­ся с себе подобными «изгоями» общества. Здесь он как все, за счет кулаков может попасть в лидеры (а он так нуждается в признании, уважении).

Как и на первой стадии — нужна помощь извне. Но сейчас отставание уже более тяжелое. Нужно больше помощи, боль­ше настойчивости и терпения окружающих. Но раз не на­шлось этого раньше, вряд ли найдется сейчас. Поэтому по­лезный ход — искать возможность самоутверждения ребенка в деятельности внеклассной или внешкольной. Главное — вой­ти в мир, в общественные отношения через полезную

деятельность, через социально приемлемые формы самоут­верждения. Чем раньше мы начнем искать, ребенку запасные аэродромы социализации, тем лучше.