Смекни!
smekni.com

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми (стр. 6 из 8)

Анализ полученных результатов осу­ществляется в соответствии с общими принципами интерпретации проектив­ных методик. Квадрат в психологии ас­социируется с интеллектуальным нача­лом, с потребностью в новой информа­ции, с опорой на логическую переработ­ку этой информации в процессе приня­тия жизненно важных решений и при выборе того или иного способа поведе­ния. Круг символизирует преобладание эмоционального начала значительную зависимость отдельных поступков и по­ведения в целом от непосредственной реакции на конкретную ситуацию.

Всего испытуемыми было выбрано 75 фигур. Из них 49 (65%) — круги и 26 (35%) — квадраты. Это показывает, что в своем взаимодействии с окружаю­щим миром школьники с интеллекту­альной недостаточностью значительно в большей степени ориентируются на эмоциональный импульс, чем на логи­ческий анализ. Данный факт подтверж­дается исследованиями ряда специали­стов, которые доказывают, что у таких учащихся влияние эмоционального на­чала на психическое развитие в целом оказывается более выраженным, чем у нормально развивающихся сверстни­ков. Следовательно, наиболее рацио­нальный путь активизации компенса­торных возможностей психики умст­венно отсталого школьника — это воз­действие на его эмоциональную сферу.

При помощи круга 16 школьников обозначали понятие "Я", 18 — "Добро" и 15 — "Зло". 10 испытуемых использо­вали только круг. У девяти учащихся с квадратом ассоциируется понятие "Я", у семи — "Добро", у десяти — "Зло", при этом всего в трех работах заданные понятия обозначаются одними квадра­тами. Мотивировать выбор символом круглой или квадратной формы испы­туемые не смогли. Однако их ответы показали, что выбор совершался не на основе рассуждений, а с опорой на эмоциональное отношение ("Мне так больше нравится", "Это красиво", "Я так захотел" и т.д.).

Отметим, что 5 испытуемых обозна­чали понятия "Я" и "Добро" одинако­выми фигурами, в то время как "Зло" было представлено другой фигурой. Это наглядное проявление нормально­го стремления человека находиться как можно ближе к добру и дальше от зла. В работах четырех школьников, напро­тив, одинаковыми фигурами обозначе­ны понятия "Я" и "Зло". В данном слу­чае речь может идти о проекции нега­тивных компонентов личности, откло­нений в направлении эмоциональной активности. У трех учащихся понятие "Я" противопоставлено понятиям "До­бро" и "Зло", для обозначения которых выбраны одинаковые фигуры.

В соответствии с популярной в настоящее время теорией психофизиологи­ческого значения цвета считается, что красный цвет как биологически наибо­лее активный символизирует азарт, стремление к успеху, иногда элемент аг­рессии. Черный — цвет отрицания. Его связывают с негативными переживани ями. Белый включает все цвета спектра, и поэтому его соотносят с жизнеут­верждающей энергией, оптимизмом. Серый — биологически нейтральный цвет, не связанный с эмоциональными переживаниями, на его фоне наиболее яркими и выразительными выглядят другие цвета. В связи с этим предложен­ный испытуемым лист, на котором они должны были отразить свое отношение к некоторым сторонам окружающей действительности, был серым.

Из 75 выбранных испытуемыми фи­гур 27 (36%) — красного цвета, 27 (36%) — белые, 21 фигура (28%) черного цвета. Для обозначения понятия "Я" 14 школьников использовали красные фи­гуры. Выбор данного цвета был связан с желанием привлекать внимание, быть в центре событий, жить яркой, краси­вой жизнью. Отметим, что соответству­ющие мотивы просматривались даже в тех случаях, когда красная фигура "Я" помещалась в одном из нижних углов листа, а это означает заниженную са­мооценку.

У 11 испытуемых фигура "Я" белого цвета. Они хотели бы видеть себя спо­койными, аккуратными, самостоятель­ными, относительно независимыми от мнения окружающих.

Обращает на себя внимание тот факт, что для обозначения понятия "Я" не была выбрана ни одна фигура чер­ного цвета.

Понятие "Добро" ассоциируется у 8 учащихся с красным цветом (тепло, ди­намика, активное действие, способ­ность при любых обстоятельствах по­беждать зло), у 13 — с белым (уравнове­шенность, чистота, терпение, сила). Три мальчика и одна девочка обозначи­ли "Добро" черными фигурами. Как по­казали их объяснения, для этих школь­ников черный цвет связан не с отрица­тельными эмоциями, а с глубокой тай­ной, завершенностью и самодостаточ­ностью.

Достаточно интересно цветовое вы­ражение испытуемыми своего отноше­ния к понятию "Зло". В пяти работах данное понятие представлено красны­ми фигурами (эгоизм, грубый натиск, война, кровь). На трех работах фигуры "Зло" белые (холод, смерть). 17 школь­ников обозначили данное понятие чер­ным цветом (темнота, опасность, страх, враждебные силы).

В 15 работах использованы 3 цвета: 2 испытуемых все заданные понятия обозначили красным цветом, 1 учащий­ся выбрал исключительно белые фигу­ры, остальные 7 работ представляют собой двухцветные комбинации.

Величина является символом, с по­мощью которого человек осознанно или неосознанно выражает степень значимости какого-либо явления. В на­шем исследовании испытуемые ис­пользовали в основном большие фигу­ры. Это подтверждает, что школьникам с интеллектуальной недостаточностью доступно понимание важности базо­вых для человеческого сознания поня­тий. Маленьких фигур было всего 19 (25%). Из них 13 испытуемых отнесли к понятию "Зло", что отражает естест­венное для любого человека стремле­ние по возможности уменьшить абсо­лютную величину негативного начала. У двух школьников маленькими были все фигуры. Один учащийся с помо­щью маленьких белых кругов изобра­зил "Я" и "Добро", а над ними поместил большой черный квадрат — "Зло". Счи­таем, что в данном случае могут иметь место серьезные отклонения в эмоцио­нальной сфере и этот школьник нужда­ется в особом внимании и психологиче­ской поддержке педагогов.

При анализе и оценке результатов особое внимание обращалось на распо­ложение фигур на листе. При этом име­ло значение не только то, как близко от фигуры "Я" испытуемый помещал "До­бро" и "Зло". Как считают авторы мно­гих проективных методик, правая сто­рона и верх листа связаны с периодом будущего и реальной действительнос­тью. В этой части листа учащиеся рас­полагают символы, имеющие для них положительную эмоциональную окра­ску, означающие активность и кон­кретные действия.

В то же время левая сторона и низ листа символизируют период прошло­го и мир фантазий. Они также связаны с негативными переживаниями, с не­уверенностью в своих силах и пассив­ностью.

Важное значение придается распо­ложению фигуры "Я". Считается, что, помещая ее в той или иной части листа, испытуемый показывает отношение к самому себе, или самооценку. Так, раз­мещение фигуры "Я" в центральной ча­сти листа говорит о более или менее адекватной самооценке. Если данный символ располагается вверху, это мо­жет свидетельствовать о завышенной самооценке. Соответственно, работы, на которых фигура "Я" находится в нижней части листа, отражают зани­женную самооценку. Отметим, однако, что речь скорее идет о высокой, сред­ней и низкой самооценке, чем о завы­шенной, адекватной и заниженной. Проективная методика показывает лишь эмоциональное отношение школьника к различным сторонам действительности, в том числе и к себе, но она не предназначена для выявления соответствия этого отношения объек­тивной реальности.

Исследование показало, что 7 испы­туемых поместили фигуру "Я" в сере­дине листа. Причем на двух работа эта фигура находится прямо в центре, что говорит о стабильной средней само­оценке. У двух школьников фигура "Я" смещена влево, они относят себя к чис­лу средних и недовольны этим. Речь мо­жет идти о замаскированной высокой самооценке. Три учащихся расположи­ли данный символ справа. Это показы­вает, что реализация важной социаль­ной потребности "быть не хуже дру­гих", "быть как все" связана у них с по­ложительно окрашенными эмоциями.

Десять школьников расположили фигуру, обозначающую понятие "Я", вверху, показывая нормальную для ум­ственно отсталых учащихся 5—6-х классов высокую самооценку. Из них две фигуры находятся посередине, семь — в правой верхней части. У одно­го испытуемого эта фигура помещена слева. Возможно, школьник частично осознает, что его высокая самооценка не вполне соответствует реальным ус­пехам, и это приводит к состоянию эмоционального дискомфорта, кото­рый сглаживается посредством фанта­зий.

У восьми учащихся символ "Я" рас­положен внизу листа, что свидетельст­вует о низкой самооценке. На двух ра­ботах эта фигура посередине, на двух — слева, что говорит о наличии негативных эмоций, о возможности формирования псевдокомпенсаторных образований на почве чувства мало-ценности. У четырех испытуемых фи­гура помещена справа. Соответственно из восьми школьников, показавших низкую самооценку, 2 не испытывают в связи с этим никаких неприятных пе­реживаний, а 4 даже вполне довольны. Считаем, что данный факт говорит о наличии некоего защитного механиз­ма, затрудняющего возникновение у школьников с интеллектуальной недо­статочностью отрицательных эмоций и предохраняющего их от воздействия всевозможных стрессов.

Расположение на листе фигур, обо­значающих заданные понятия, в какой-то мере отражает склонность испытуе­мых к совершению позитивных или негативных поступков, их готовность к выполнению или нарушению норм и правил, регулирующих поведение чело­века в обществе. Например, на 4 рабо­тах фигуры "Я" и "Зло" расположены рядом, а "Добро" помещено в другой ча­сти листа. В данном случае можно сде­лать вывод о некотором отклонении в направлении эмоциональной активнос­ти. Девять испытуемых, напротив, по­местили рядом фигуры "Я" и "Добро". У семи учащихся все фигуры расположе­ны в разных углах. На пяти работах "Добро" и "Зло" помещаются в непо­средственной близости, а фигура "Я" удалена на значительном расстоянии.