Смекни!
smekni.com

Организация самостоятельной работы школьников 7-8 классов в процессе их обучения бисероплетению (стр. 7 из 10)

8) Воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, милосердия, честности и порядочности, культуры поведения и коммуникабельности.

9) Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Вначале занятий необходимо провести урок-беседу об истории бисера.

Богатство оттенков бисера использовалось в монастырских мастерских для украшения окладов, икон, различной церковной утвари, создание вышитых икон: “Несение креста; Богоматерь с младенцем Иисусом и т. д.”.

Традиционный русский костюм был очень красочным. В нём сочетались украшения различных видов: тканые, вышитые, нашивные, бисерные. Украшения из бисера различались по месту крепления: височные, нагрудные, шейные, ушные, наручные, наспинные, поясные. Часто они имели утилитарное назначение – пуговицы, пряжки; лил идеологическое – гайтаны с крестом или иконкой. В тех областях, где добывался жемчуг, низали жемчужные ожерелья, носили янтарь. Северорусскому костюму были свойственны украшения, колорит которых отличался сдержанностью; разреженность рисунка придавало ему особую тонкость и прозрачность.

Изменение социальных и культурно-бытовых условий оказывает большое влияние на состав и тип одежды и украшений. В наше время, как никогда, стали, ценится изделия, созданные вручную. В них наиболее полно могут быть выражены индивидуальность человека, его творческие способности, фантазия, художественный вкус.

Как только не называют бисер – волшебный, загадочный, чарующий и даже живой. Как это, спросите вы, живой? Ведь бисер – это всего лишь стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать. Тем не менее бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. А бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далёкие времена, каковы были их вкусы и привычки.

Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и развиваются вместе с человечеством. Появляются новые технологии и материалы, меняется образ жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по-прежнему впитывают его чувства и настроения и как бы оживают, превращаясь в чудесные украшения и забавные безделушки.

История украшений – составная часть истории культуры и истории человечества вообще. Стремление украсить себя, своё жилище, предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства.

Давайте же научимся сами создавать красивые вещи, дарить радость себе, родным, друзьям.

Организация рабочего места.

При подготовке рабочего места особое внимание следует обратить на освещение. Велико значение освещения не только для соблюдения художественного восприятия санитарно-гигиенических норм, оно является составляющей художественного восприятия. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Оптимальным освещением является свет солнечный рассеянный. Такое освещение обеспечивается в стандартных классных помещениях. Свет должен падать на рабочее место с левой стороны. При дневном освещении бисер сохраняет свой предметный цвет. Изделия выполненные при дневном свете, как правило, отличаются наилучшим подбором цветов.

При люминесцентном освещении бисер также сохраняет предметный цвет. Но люминесцентное освещение является мерцающим, что вредно сказывается на зрении человека при длительной работе. В помещениях, оборудованных таким образом (таким освещением) работа должна проводиться не более одного учебного часа. При увеличении продолжительности работы растёт угроза порчи зрения и развития близорукости в результате перенапряжения.

Свет, создаваемый лампами накаливания, в меньшей степени оказывает негативное влияние. Но цвет бисера в таком свете претерпевает изменения вследствие жёлто-оранжевого спектра освещения накаливания. При освещении лампами накаливания не всегда удастся построить удачную цветовую гармонию.

Если работа происходит в вечернее время, то рабочее место лучше оборудовать обоими видами искусственного освещения так, чтобы люминесцентная лампа создавала рассеянный свет, а лампа накаливания – направленной с левой стороны непосредственно на рабочее место.

Продолжительность работы не должна превышать трёх учебных часов с обязательными пятнадцатиминутными перерывами после каждого учебного часа. При большей продолжительности работы резко меняется цветовосприятие, что также сказывается не только на здоровье человека, но и на качестве выполняемого им изделия.

Рабочее место желательно застелить грубой, ворсистой тканью, Серго цвета размером 30*40 см. На такой поверхности легко различимы любые оттенки бисера хроматических и ахроматических цветов, кроме серого. Ворс предотвращает отскакивание бисера при падении и просыпании, так что бисер остаётся на рабочем месте, а не рассыпается по столу и не падает на пол.

Бисер, который в данный момент не требуется для работы, должен лежать в отдельной плоской коробочке, откуда его можно легко высыпать на рабочее место или подцепить иголкой.

Необходимо приготовить отдельную, глубокую, негнущуюся коробочку для готовых изделий. Несмотря на то, что медная проволока – достаточно прочный материал, выдерживающий многократное изгибание, вид изделия на проволочной основе значительно ухудшается при частом выправлении погнутых деталей.

Остальные материалы и инструмент тоже рекомендуется держать вместе в отдельной коробке, чтобы они всегда были под рукой.

Правильно организованное рабочее место способствует более качественному выполнению изделий из бисера.

Подготовка к работе.

Инструменты

- Подушка из поролона, обшитого тканью, размером 40*40*3 см.

- Тяжёлая бита ~ диаметром 10 см. или 5*10 см.

- Иглы – отечественные “0” или “1”. Импортные (Япония – “10-12”) по толщине равные или тоньше вышеуказанных.

- Карандаш (простой), ластик.

- Карандаши цветные или фломастеры.

- Лак для ногтей в банке с широким горлышком.

- Спички.

- Ножницы с острыми концами.

- Тетради или альбом в мелкую клетку.

Материалы:

- Бисер – круглый, рубленный, резанный; стеклярус, бусинки.

- Камни с отверстиями или без них.

- Леска 0б1-0б2 мм., тонкая проволока.

- Нитка капрон (все цвета радуги), реже шелк, лавсан.

- Фурнитура:

Для колье – замки винтовые, колечки и т.д.

Для браслетов – карабины и т.д.

Замки для брошек (булавки).

Пряжки для ремешков, поясов.

Для серёжек – близура, пусстта, швенза, клипсы.

Порядок подготовительных операций.

- Откалибровать бисер по размеру и цвету.

- Выбрать рисунок (схему) изделия – взять готовый или нарисовать.

- Подготовит рабочее место: 1) развернуть подушку. 2) подобрать по цвету бисер. 3) выбрать толщину используемой нити. 4) выбрать иголки. 5) сделать биту-груз.

- Провести карандашом нити на рисунке и приступить к плетению изделия.

- Закрепить фурнитуру по окончании плетения.

Примечания: Изготовление изделий из бисера на проволочной основе не требует специальной подготовки материальной базы. Необходимый материал доступен как для организации кружка прикладного искусства, так и для индивидуального изготовления.

Большого количества бисера не требуется. Желательно иметь бисер различных цветов и оттенков. Такой бисер можно приобрести в галантерейных магазинах. Стоимость упаковки разноцветного бисера в 3-4 раза меньше, чем отсортированного по цвету. Упаковки развесом по 10 г. хватает на несколько изделий. Материал не обязательно приобретать в магазинах, это может быть и бисер от старых распавшихся бус, которые выбросить жалко, а перебирать нет времени, да и вряд ли хватит на полновесную нить. Такой материал есть в каждом доме. Кроме бисера, необходимо приготовить красивые разноцветные блестящие пуговицы, мелкие и крупные бусины.

Также понадобятся разноцветные нитки “мулине”, клей ПВА и проволока. Лучше всего подойдёт медная проволока с лакокрасочным покрытием. Она легко принимает форму, не ломается после нескольких перегибов, не ржавеет и не оставляет на одежде пятен, а главное, длительное время сохраняет первоначальный цвет, не нарушая цветовую гамму изделия. Хорошо, если удастся найти лужёную медную проволоку (покрытую серебряным или оловянным припоем). Такую проволоку можно найти в отслуживший свой срок старых радиоприборах.

Но ткань для фона лучше всего подойдёт плотная бархатная или велюровая ткань основных хроматических цветов. Можно использовать бархатистую разноцветную бумагу для поделок, которая продаётся в магазинах, но изделия, наложенные на такой фон, нельзя крепить к одежде. Бумага в местах перегиба оставляет заметный след, который портит весь вид в целом.

Кроме ниток “мулине” понадобиться обычные разноцветные нитки №40 и швейная игла для прикрепления изделия к фону или непосредственно к одежде. Готовое изделие можно прикрепить при помощи булавок. Для этой цели лучше подходят канцелярские омеднёные булавки. Такие булавки можно найти на новых фирменных мужских сорочках – ими крепятся рукава и воротник.

Необходимо приготовить две пары ножниц. Одни понадобятся для обрезания проволоки, а другие для остальных работ, связанных с обрезанием ткани и ниток.

Бисер и бусины используются как основной и дополнительный материал во многих видах рукоделия: низания, вышивке, вязании крючком и на спицах, плетении. Они хорошо сочетаются с нетрадиционным материалами: блёстками, пуговицами, морскими ракушками и камешками, мехом, кожей, тесьмой, кружевом, соломкой, берестой, металлическими цепочками и многим другим, что окажется под рукой. Главное, чтобы материал соответствовал выбранной модели.

Смявшиеся детали легче всего выправить отпариванием.

Испачканные бусы нетрудно вымыть намыленной щеточкой. Этот способ также пройдёт, если в изделии использованы ленты, тесьма, нити. Прополоскав, накрахмальте изделие, если это требуется и сушите в расправленном виде.

Работа с бисером требует элементарных знаний о цвете и его свойствах, а также о влиянии формы предметов на цветовосприятие.