Смекни!
smekni.com

Особенности изучения эпических произведений (стр. 4 из 11)

самого героя, так и других персонажей о нем, наконец, высказывания самого автора, сюжетные ситуации и пр.

Особо важное значение для типической характеристики героя приобретает его язык, а также те художественные средства языка, при помощи которых автор дает оценку своему герою. Учащиеся обращают внимание на подбор эпитетов, которыми Гончаров характеризует Обломова: «безразличный цвет лица», «мягкие пухлые руки», «округлые плечи». Особенно интересны эпитеты, характеризующие жизнь обломовцев. Им присущ ироничный оттенок: «полная, заметная муравьиная жизнь», «благословенный уголок (Обломовка)». При помощи сравнений Гончаров еще точнее, ярче типизирует и оценивает рисуемый им образ: он сравнивает халат Обломова с «послушным рабом», мертвую, застойную жизнь Обломовки с «жизнью…подобной смерти», труд с «наказанием», сон в Обломовке с «повальной болезнью», а о смерти в Обломовке говорит, что там «умирали как будто украдкой» и др.

Анализ этих художественных средств убедит учащихся в их идейной функции, в обобщающем и типизирующем значении. Не менее характерны сравнения и эпитеты в обрисовке портрета Обломова, раскрывающие его беспечность, апатию, лень. Сопоставление с портретом Штольцем еще раз помогает установить типические черты Обломова.

Учащиеся также должны увидеть глубокую индивидуальность языка персонажей. Она достигается подбором лексических средств, синтаксических строем речи, ее интонацией, раскрывающими особенности характера героя, склад его ума, степень культуры, жизненный опыт и др.

Так речь Обломова литературна, она свидетельствует об его культурности и уме, но в ней много неопределенных частиц, выражений типа «авось, пожалуй», условных форм, разумий. Она резко отличается как от речи Штольца, так и речи Захара. Сопоставляя ее с речью этих персонажей, учащиеся легко обнаружат и специфические черты и характерное для нее своеобразие.

Средством раскрытия типического характера героя эпического произведения является сюжетная композиция, те события и ситуации, в которых обнаруживается характер героя через его поведение и поступки. Построение романа помогает нам лучше понять и представить характер Обломова. Можно обратить внимание учащихся на своеобразную перекличку начала и конца романа.

В начале романа («Сон Обломова») няня рассказывает маленькому Илюше сказку о Милитрисе Кирибитьевне. В конце романа мечты Обломова о Милитрисе Кирибитьевне нашли свое воплощение в любви Пшеницыной, в ее заботах, уюте, которым она окружила его в своем доме. Обломов лежит на диване, дремлет, и видится ему Милитриса Кирибитьевна в образе Агафьи Матвеевны.

15

Развитие сюжета (борьба Ильи Ильича с губящей его обломовщиной и победа последней) несложно. Добролюбов так рисует его: «В первой части Обломов лежит на диване на Гороховой улице; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся; в четвертой – она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру» [21, с.110]. Очевидно, что все эти события и столкновения понадобились Гончарову для того, чтобы ярко и убедительно раскрыть характер Обломова. Стройность сюжетной композиции характеризует высокое мастерство Гончарова.

В заключение учащиеся подводят итоги, синтезируют выводы о характере героя и выясняют особенности стиля Гончарова как реалиста. Они устанавливают, что художественный метод Гончарова, унаследовавший пушкинскую объективность в изображении человека и гоголевское внимание к «низкой» натуре, характеризующейся всесторонней зарисовке изображаемого явления. Автор проявляет интерес ко всем средствам, ко всем связям и опосредствованиям этого явления в действительности. Он рисует образ со всех сторон, причем выписывает все детали, характеризует его портрет, обстановку дома, пейзаж, поведение, взаимоотношение с другими персонажами, через речь и пр., не предпочитая одну какую-либо сторону в обрисовке образа.

Таким образом, учащиеся устанавливают характерные особенности Гончарова в отношении средств типизации и воплощение идейного замысла. Анализ художественного произведения в единстве формы содержания через композицию образа, через язык героев является одним из основных методов, осуществляемых в школе.

Итак, из всего выше сказанного, можно сказать, что произведения эпического рода рассматриваются в школе с многих точек зрения, вбирают работу над разными компонентами художественного текста. Чтобы разносторонне и содержательно проанализировать со школьниками рассказы, повести, романы полезно помнить слова М.А.Рыбниковой: «Мы ведем работу по многим линиям…но эти линии не могут везде и всюду выдерживаться в равной мере. Иногда внимание к сюжету вытесняет внимание к персонажу; иногда берем одного героя, а иногда характеризуем их рядом и сравнительно; иногда, взяв язык, говорим о сравнении, в другой раз об эпитетах.… Так мы перебираем все клавиши нашей громадной клавиатуры, касаясь то одного его места, то другого, с расчетом на постепенную мобилизацию всех нужных нам вопросов и всех необходимых приемов работы над усвоением произведения» [13, с.142].

16

§ 1.3. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения

Читатель знакомится с эпическим произведением особенно крупным по размеру, читая его эпизод за эпизодом. Поэтому ключевое умение, которым должен обладать учащийся – это умение целостно, объемно воспринимать эпизод, видеть в отдельном эпизоде выражение авторской концепции мира и человека. Это самый трудный и самый творческий момент читательского труда.

Что же такое эпизод и как следует над ним работать? Эпизод – небольшая, относительно завершенная, самостоятельная часть произведения, изображающая законченное событие или ключевой момент судьбы персонажа литературного произведения (например, эпизод гибели Пети Ростова в «Войне и мире»). Размер эпизода во многом зависит от того, частью какого произведения он является: эпизод рассказа может составлять несколько строк, тогда как эпизод романа может восприниматься как самостоятельный рассказ, целостное литературное произведение, вписанное в контекст романа.

Таким образом, оставаясь самостоятельным и законченным изнутри, оказывается вписанным в произведении в более широкую структуру сюжетную, идейную, композиционную.

Подробно крупному плану в кино, эпизод, анализируемый текстуально, приближает героя и автора к читателю, позволяет в подробностях увидеть проявления определенного характера в определенных обстоятельствах и внимательнее вглядеться в сами обстоятельства. Эпизод – всегда звено в событийной цепи. Каждый из них связан с другими. Поэтому анализ отдельного эпизода и взаимодействии его с остальными важен для уяснения сюжета и композиции произведения. В средних классах при разборе на первый план в эпизоде выступает, как правило, событийная сторона, в старших – герои и авторская позиция.

Текстуальный анализ эпизодов обычно гарантирует конкретность восприятия текста и предотвращает возможность схематизации. Но чтобы эпизод не заслонил всего произведения или чтобы оно не рассыпалось в сознании учеников на несвязную цепочку эпизодов, нужно, во-первых, достаточно строго отбирать их для подробного разбора (останавливаться в основном на ключевых, наиболее значительных), во-вторых, постоянно связывать часть и целое, эпизод и все произведение (это помогает сохранять целостное восприятие), в-третьих, варьировать приемы анализа.

Одна и та же сцена может быть повернута к ученику различными гранями в зависимости от того, в какой путь анализа она включена. Например, угол зрения на эпизод второй встречи Гринева с Пугачевым в «Капитанской дочке» может быть разным. Так, если учащийся идет «вслед

17

за автором», то эпизод будет рассматриваться прежде всего в событийном ряду. Тогда последовательность вопросов окажется следующей: в какой момент происходит вторая встреча Гринева с Пугачевым, какие важные события ей предшествуют? Чем встреча внешне и внутренне отличается от первой? Какое значение приобрела она в жизни Гринева и чем была интересна Пугачеву?

Если изучение «Капитанской дочки» осуществляется пообразно, тогда характер и последовательность вопросов будут иными: какие отношения связывали Гринева и Пугачева до второй их встречи? Как раскрываются характеры героев в ходе разговора? Чем по-своему привлекательны оба в момент объяснения (в чем проявляется благородство каждого)? Чья натура кажется вам более широкой и в чем вы видите проявление этой широты? Какое новое чувство к героям повести может вызвать у читателей их разговор? Как вторая встреча сказалась на последующих отношениях Гринева и Пугачева?

Если же разбор «Капитанской дочки» строится проблемно и если главное – раскрыть понимание Пушкиным идеи долга, чести и внутренней свободы, то анализ эпизода направляется единственным вопросом: почему эту встречу Гринева с Пугачевым можно назвать «поединком в великодушии»?

Так как в реальной практике пути анализа обычно совмещаются и комбинируются, то в разборе эпизода почти всегда реализуется множественность подходов: рассматривается и как он включен в сюжет, и как в нем раскрываются характеры героев, и какие проблемы решаются. Поэтому для анализа данного эпизода естественна и целесообразна такая последовательность вопросов: в какой момент происходит вторая встреча Гринева с Пугачевым и какое значение для каждого она имеет? Какие вопросы решают для себя в ходе разговора Гринев и Пугачев? Как каждый из них понимает долг и честь, и чье понимание кажется вам более широким? Почему эту встречу можно назвать «поединком в великодушии, соревнованием в величии»?

Работая над эпизодом-сценой, нельзя забывать о пробуждении эмоционального отношения учащихся к героям и событиям. Надо предусматривать такие вопросы и задания, которые бы создавали установку на эмоциональный отклик и помогали бы проявиться возникающему у школьников переживанию. Наиболее типичными из заданий подобного рода являются следующие.