Смекни!
smekni.com

Методика разработки и использования средств информационно-коммуникационных технологий для формирования (стр. 34 из 39)

Для изображения основной фигуры чертежа можно воспользоваться библиотекой геометрических фигур меню Автофигуры.

Затем проводим линию одной из сторон, не отпуская левой кнопки мыши. Захватив один из концов отрезка, можем изменить его направление. Для того, чтобы сделать линию пунктирной, необходимо выделить её и выбрать инструмент

. В раскрывшемся меню выбрать необходимую штриховку и линия станет пунктирной.


Для выполнения надписей необходимо взять на панели рисование (рис.2) инструмент

Появившийся в прямоугольнике курсор позволяет ввести текст надписи, причем выделив его можно изменить и размер, и шрифт, и цвет надписи. После ввода текста надписи необходимо ее отредактировать. В контекстном меню (вызывается нажатием правой кнопки мыши на рамочке надписи), выбираем команду Формат надписи… Появляется следующее диалоговое окно, где мы убираем заливку и линию вокруг надписи.



Желательно после построения объединить все объекты и детали чертежа в одно целое. Для этого используется инструмент

. Щелкнув левой кнопкой мыши, выбираем его. Указатель мыши меняет принимает форму стрелки. Теперь необходимо, нажав левую кнопку мыши тянуть пунктирный прямоугольник, чтобы в него вошли все объекты чертежа, которые окажутся выделенными, как только отпустить кнопку.

Затем в меню

необходимо выбрать команду Группировать Теперь все элементы чертежа будут перемещаться, изменять размеры как одно целое, то есть группа.

При перемещении выделенного объекта необходимо удерживать нажатой правую кнопку мыши, при этом указатель принимает форму стрелок четырех направлений.

Для изменения размера выделенного объекта необходимо захватить указателем мыши при нажатой правой кнопке маркер выделения. Указатель принимает форму двойной стрелки. Остается переместить указатель в нужное положение

Изменить цвет объекта позволяет команда Формат автофигуры (объекта).

Решение многих планиметрических задач требует дополнительных построений. Во многом успех в выполнении построения зависит от того, насколько развит у школьников визуально-оперативный опыт.

Дополнительная информация в обозначениях на рисунке материализуют закодированное в тексте или в символах условие задачи. Благодаря такой материализации отпадает необходимость постоянно удерживать условие в памяти - к нему можно вернуться в любое время. Чем больше материализовано фактов на рисунке, тем быстрее и легче может быть проведен анализ задачи и ее решение.

Для закрепления навыков выполнения чертежей предлагаем рассмотреть построения следующих чертежей:

Для построения стрелок выбираем инструмент

, направление, вид и толщина которой может быть изменена с помощью кнопок Меню «Стрелки»
и Тип линии
.

При изучении векторов очень часто необходимо изобразить коллинеарные векторы, то есть два ненулевых вектора, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых.

Достаточно легко с помощью программных средств выполняется построение двух коллинеарных векторов.

При этом копия любого объекта (линия, фигура, стрелка и др.) вставляется рядом с оригиналом, и его направление как правило сохраняется. Если повторить команду «Вставить», можно поместить множество одинаковых объектов и добавляться они будут через определенное расстояние. По необходимости, клавишами со стрелками или захватом мыши, можно их переместить, поменять толщину, направление и т.п. (рис.) Например, необходимо построить векторы

противоположно направленные:

В дальнейшем навыки построения чертежей очень помогают при изучении элементов стереометрии. К примеру, можно выполнить следующие чертежи:



Некоторые объемные фигуры можно найти среди автофигур, а например, призму можно изобразить используя инструмент

Для этого необходимо выбрать фигуру для основания призмы, например, шестиугольник. Затем выбираем стиль объема, например, стиль 3.

Получили призму, вид которой можно изменить, выбрав команду Настройка объема.

С помощью панели кнопок «Настройка объема», можно отрегулировать и цвет объема, и глубину, и освещение, и разворот получившейся объемной фигуры.

Следующее задание, построить проект офисного здания, способствует формированию немаловажного геометрического умения, входящего в состав геометрической компетентности - анализ взаимного расположения геометрических фигур.

При необходимости можно изменить цвет и размер готовых автофигур.

Для построения необходимо использовать копирование фигурок, а также команду Порядок кнопки

для размещения фигур в определенном порядке.

В завершении проект можно сохранить в виде отдельного файла или вывести на бумагу, что позволяют средства ИКТ.

Образец выполнения проекта офисного здания, выполненного с применением графических возможностей программ.


Выполняя многие задания на персональном компьютере, используя его графические возможности средства, учащиеся способны расширить и углубить свои знания по геометрии. Кроме построения к задачам по геометрии, немаловажную роль играют преобразования фигур на плоскости, изучению которых посвящен целый раздел школьного курса геометрии. Компьютерные средства позволяют выполнять любой вид движения фигур без затруднений.

Следующие задания с использованием ИКТ формируют следующий компонент геометрической компетентности - преобразование фигур на плоскости.

Знакомство учащихся с понятием движения можно провести при выполнении следующего задания: выполнив преобразование елочки с помощью копирования и перемещения, рассадите множество елочек в парке.

Очень легко многие движения выполняются с помощью команд Повернуть/отразить инструмента

:

Преобразование подобия легко объяснить, если изменять размеры любого рисунка. На компьютере это выполняется очень наглядно. Достаточно захватить левой кнопкой мыши за любой угловой маркер выделения объекта и потянуть в нужную сторону, не отпуская кнопки – рисунок уменьшиться или увеличиться, сохранив вид.

Осевая симметрия выполняется командами Отразить слева направо и Отразить сверху вниз. Центральная симметрия – последовательностью нескольких отражений, Повороты выполняются командами Повернуть… и Свободное вращение.

Задание построить фигуру, симметричную относительно точки выполняется следующей последовательностью действий: выделяем объект, копируем его, затем отражаем копию слева направо и затем отражаем сверху вниз.

Для доказательства признаков подобия треугольников, очень просто построить чертеж: строим произвольный треугольник, можно воспользоваться автофигурами, выделить его, скопировать (меню Правка, команда Копировать, затем команда Вставить), изменить размеры копии, сохраняя при этом пропорции (проверить равенство углов можно наложением треугольников). Останется добавить надписи для обозначения вершин.