Смекни!
smekni.com

Неурочные формы организации обучения (стр. 4 из 6)

Первая ступень обучения.

«Звучащий мой голос». Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Вторая ступень обучения.

«Могу красиво петь». Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.

Третья ступень обучения.

«Звучит, поет моя душа!» Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение «сольфеджио» допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Данная программа позволяет педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения приурочивать к тем или иным праздникам и датам. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка. (Приложение А)

Планируемый результат.

Первая ступень обучения:

1) наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

2) владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

3) проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

4) уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

5) стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

6) умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Вторая ступень обучения:

1) наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

2) увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

3) проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);

4) умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

5) усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

6) участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Третья ступень обучения:

1) проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;

2) умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

3) участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

4) исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

5) услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

6) умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

7) умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации. (Приложение Б)

2.2 Результаты исследования

В процессе реализации предложенной программы, проводилось психологическое исследование, в рамках которого проводилась комплексная диагностика познавательных способностей учащихся, обучающихся в вокальной группе и по традиционной урочной системе, в учебного года.

Выявлялся уровень развития интеллектуальных способностей в начале обучения в вокальной группе и вне ее, проведена контрольная диагностика в начале и в конце учебного года. Как показали результаты, в вокальной группе показатели интеллектуального развития значительно выше, чем в контрольном классе (см. Рис.2). Анализ структуры интеллекта также показал более высокий уровень овладения такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, обобщение.

Рисунок 1. Диагностика интеллектуальных способностей

Таким образом, посредством стандартизированных интеллектуальных тестов выявились группы детей с высоким и выше среднего уровнем мышления. На момент начала обучения количество учащихся с высоким и средним уровнем интеллекта в вокальной и контрольной группах было практически одинаковым (66% и 65%). В конце первого года обучения показатели уровня развития интеллекта значительно выше у детей, занимающихся в вокальной группе. Дети успешно овладели логическими операциями: анализ, синтез, классификация, обобщение.

В шестых и седьмых классах было проведено анкетирование учащихся по выявлению интересов к учебным предметам. По сравнению с предметами математики, русского языка, литературы, физической культуры ученики отдают предпочтение уроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации к данному предмету (см. Рис.3).

Рисунок 2. Карта интереса к учебным предметам у учащихся 6 - 7-х классов

Анкетирование учащихся по карте интересов показало, что учащиеся проявляют значительный интерес к уроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации к данному предмету

С целью выявления отношения учащихся к учителю было проведено анкетирование учащихся шестых - седьмых классов «Учитель глазами детей». Учащиеся высоко оценили гностические способности учителя, эмпатии и эмоциональность. Результаты анкетирования выявили демократический стиль общения учителя с учащимися, его высокий профессионализм, стремление к установлению доверительных конструктивных отношений (см. Рис.3)


Рисунок 3. Отношение учащихся к учителю. Оценка его профессионализма и стиля общения

Результаты анкетирования свидетельствуют о положительном отношении учащихся к педагогу в целом. Высокую оценку получили гностические способности учителя. Дети отмечают высокий профессионализм учителя, эрудицию. Достаточно высоко оцениваются способности к сопереживанию, сотрудничеству, т.е. эмпатические способности. Стиль общения учителя с учащимися – демократический. Учитель стремится строить свои отношения с учащимися на конструктивной основе, на уважении их личностных особенностей.

Исследование знаний, умений и навыков учащихся, можно представить следующей таблицей. (Таблица 1)


Таблица 1. Динамика знаний, умений и навыков у детей, занимающихся в ансамбле (1-ый год обучени).

Ф.И. ученика ЗУНы до занятий в ансамбле ЗУНы после занятий в ансамбле
Владение нотной грамотой Проявление навыков вокально-хоровой деятельности Стремление передавать характер песни Умение правильно распределять дыхание Умение исполнять легато, нон-легато Наличие повышенного интереса к вокальному искуству Владение нотной грамотой Проявление навыков вокально-хоровой деятельности Стремление передавать характер песни Умение правильно распределять дыхание Умение исполнять легато, нон-легато Наличие повышенного интереса к вокальному искуству
Алимова Динара + + + + + + + + + +
Ахметов Булат + + + + + + + + + +
Баталов Володя + + + + + + + + +
Дементьева Лена + + + + + + + + +
Егорова Катя + + + + + + + + + +
Миронов Степан + + + + + + + + + +
Ордабеков Бахтияр + + + + + +
Сакенов Ислам + + + + + + + + +
Юхтовская Лена + + + + + + + + + +
Яковлев Миша + + + + + + + +

Таким образом, можно отметить, что до начала занятий в ансамбле 50% участников не владели нотной грамотой, 100% участников проявляли навыки вокальной хоровой деятельности, 50% участников ансамбля стремились передавать характер песни, 60% умели правильно распределять дыхание, умением исполнять легато и нон легато обладали 50 % участников, повышенный интерес к вокальному искусству проявляли 60% участников коллектива. К концу первого года обучения результаты выглядели следующим образом. Нотной грамотой овладели 100 % участников коллектива, 100% участников проявляют навыки вокальной хоровой деятельности, 70% детей стремятся передавать характер песни, 80% умеют правильно распределять дыхание, умением исполнять легато и нон легато обладают 90 % участников, повышенный интерес к вокальному искусству проявляют все участники коллектива, т. е. 100%. Наглядно динамику ЗУНов представлена следующим графиком (см. Рис. 4)