Смекни!
smekni.com

Неурочные формы организации обучения (стр. 5 из 6)

Рис. 4. Динамика ЗУНов.

Анализ результатов работы по предложенной системе музыкального образования позволяет сделать вывод, что она действительно способствует раскрытию творческого потенциала детей, создаёт условия для развития их природных задатков, формирует творческую личность.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их творчество должно проходить и в учебной и в неучебной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

Внеурочная деятельность по развитию творческих способностей ребенка, как и учебная, должна быть четко спланирована, должна использовать различные формы индивидуальной, групповой и массовой работы, активно привлекать родителей к участию в развитии творческих способной их детей.

Особо подчеркнем, что основное направление в развитии творческих способностей школьников связано с поиском и применением различных путей и средств достижения этой цели, среди которых можно выделить создание условий для выявления и развития у всех без исключения детей (так как нет детей неталантливых), с учетом индивидуальных особенностей ребенка; поощрение творческого поведения; создание атмосферы, способствующей развитию творческих способностей, создание проблемных ситуаций, в решении которых роль ученика становится активной; разработка методик и учебных планов, направленных на развитие творческих способностей школьников; планирование и координация учебной и внеурочной деятельности по развитию творческих способностей.

Представленная в данной главе программа неурочных занятий вокального кружка не только позволяет вести целенаправленную работу по привитию любви к вокальному искусству и научению правильно исполнять вокальные произведения, ее реализация также способствует интеллектуальному развитию учащихся, более успешному овладению ими логическими операциями: анализ, синтез, классификация, обобщение. кроме того, реализация данной программы способствует проявлению значительного интереса учащихся к урокам музыки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования являлось повышение эффективности учебной деятельности в общеобразовательной школе за счет поиска и использования имеющихся резервов совершенствования организации системы неурочных форм в условиях образовательного пространства.

Для достижения поставленной цели исследования, в ходе написания работы были реализованы следующие задачи:

1) рассмотрено многообразие неурочных форм организации обучения, выявлена взаимосвязь неурочных форм с учебными и неучебными формами организации обучения;

2) разработана программа занятий в ансамбле, направленная на пробуждение у школьников 5 – 6(7) классов интереса к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Не вызывает сомнений тот факт, что неурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Неурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы неурочной работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

В последние годы содержание музыкального образования обновлялось в расширительном плане: введение фольклора, духовной музыки, новых произведений и жанров, привлечение других видов искусства. Однако, это обновленное содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не «проживает» полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.

Время предъявляет совсем другие требования к процессу преподаваня музыки: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников (на их психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке.

Эффективность преподавания музыки зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Анализ результатов работы по предложенной системе музыкального образования позволяет сделать вывод, что она действительно способствует раскрытию творческого потенциала детей, создаёт условия для развития их природных задатков, формирует творческую личность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.П.Скаткина, Н.С.Турбовского. - М.: Педагогика, 1985. – С.154

2 Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение,1990. – С.69

3 Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.1. Екатеринбург, 1995. – С.19

4 Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.1. Екатеринбург,1995. - 26

5 Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. М.: Педагогика, 1988. – С.211

6 Просвирина Н.Ю., Фролова С.В. От творческой личности к творческому коллективу. //Начальная школа. - 1991. - № 2. - С.10-11

7 Крысько В.Г. Научите человека фантазировать (творчество и развивающее образование). // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 82

8 Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калининградский университет. - Калининград, 1996. – С.304

9 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., “Университет”, 1990 г. – С.169

10 Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение. 1990. – С.154

11 Чесноков П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1961. – С.18

12 Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. - М.: «Музгиз», 1957. – С.36

13 Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. // Советский композитор, 1985. № 6

14 Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах .- М.: Литература, 1986 г. – С.176

15 И.Ю.Куберский, Е.В.Минина. Энциклопедия юного музыканта. - СПб.:ООО "Диамант", 2001. - С.576

16 Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение. 1990. - С.157

17 И.Ю.Куберский, Е.В.Минина. Энциклопедия юного музыканта. - СПб.:ООО "Диамант", 2001. - С.351

18 Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение. 1990. - С.95

19 Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992

20 Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002

21 Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998

22 Лыс Л.И. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей. г.Киев., “Музыкальная Украина” ., 1989

23 Шиянов Е.А., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., “Академия”, 2000


Приложение А

ПРИМЕРНОВЕ ПЛАНИРОВАНИ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Первая ступень обучения:

№ п/п Тема Кол- час Груп.занятия Инд.занятия
Т П
1 Введение, знакомство с голосовым аппаратом, Использование певческих навыков. 10 3 7
2 Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. 15 3 6 6
3 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. 20 4 10 6
4 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. 25 4 11 10
5 Сценическая хореография. 15 2 8 5
6 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 20 2 10 8
7 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 39 6 20 13

Условные обозначения: