Смекни!
smekni.com

Педагогические условия обучения изобразительному искусству (стр. 1 из 3)

План

1. Перечень педагогических условий обучения изобразительному искусству.

2. Специфика влияния педагогических условий на занятия изобразительным искусством и их значение.

Заключение.

Литература.

1. Перечень педагогических условий обучения изобразительному искусству

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества школьников. В эту систему входят следующие обязательные условия:

- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

- сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им;

- воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

- последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся;

- обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

- целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

- отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

- использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

- активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

- введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;

- применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими ;

- смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка конструирование, декоративная работа и др.);

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

- введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования;

- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.

2. Специфика влияния педагогических условий на занятия изобразительным искусством

Рассмотрим специфику влияния перечисленных условий на занятия изобразительным искусством.

Развитие интереса школьника к изучению изобразительного искусства, к теме урока, к учебно-творческому заданию – необходимейшее условие проявления художественного творчества. На формирование у детей интереса к изобразительной деятельности используются разнообразные средства.

Как известно, комплекс средств активизации обучения включает: содержание, методы и приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы система активизации изобразительной деятельности школьников имела целостный характер, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны. При этом, ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обучения и его коррекции.

Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им, как показывает опыт, позволяет ребенку соотносить свои цели и планы с результатами. Эффективность воспитания художественно-творческой активности повышается, когда к проведению такого контроля на уроках изобразительного искусства привлекаются сами дети, когда в него включаются элементы взаимоконтроля детей. Это дает им возможность видеть результаты своей деятельности и товарищей, видеть достижения и недостатки, находить пути их исправления. Некоторые учителя строят уроки изобразительного искусства только на занимательности, особенно не утруждая ребенка. Надо помнить, что учение прежде всего труд, который развивает ум школьника, приобщает к организованной работе. Однако было бы ошибкой игнорировать эмоциональность младшего школьника и требовать постоянного внимания к тому, что ему не интересно.

Опыт показывает, что необходимо постепенное и последовательное усложнение процесса обучения. Одновременно с этим надо воспитывать у учащихся и интерес к изобразительной деятельности, и способность к трудовым усилиям, к длительному напряжению. Педагогически целесообразно начинать с внешних приемов, побуждающих ребенка сосредоточиться, а затем постепенно научить его активно управлять своей деятельностью.

Творческие способности школьников проявляются и интенсивно формируются, когда возникает объективная необходимость, созданы для этого возможности, когда эта необходимость и возможность осознаны ребенком и воспринимаются им как потребность.

Не менее важно, чтобы преодоление школьниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.

Обычно наибольшие трудности для детей представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства в рисунке. Для преодоления этих трудностей необходимы некоторые усилия при выполнении изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Для каждого урока изобразительного искусства необходимо выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение этих задач от урока к уроку.

Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспективы развития художественного творчества учащихся является главнейшим в системе педагогических условий. На основе этого и создаются программы и методические рекомендации к ним. Усложнение учебного материала по изобразительному искусству, формирование умений и навыков должно осуществляться с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Реализация этого условия позволяет обеспечить эффективность художественного образования – освоение школьниками основ изобразительной грамоты и развитие их художественно-творческой активности. При этом нельзя допустить «перекоса» - недооценки или переоценки какой-либо из сторон этого единого процесса.

Содержание учебных заданий должно соответствовать уровню изобразительной грамоты школьников и учитывать возможности его повышения.

Одно из основных условий развития художественного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразительности пластических искусств. Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведениях изобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Причем, проявление того или иного средства художественной выразительности следует проследить со школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого копирования увиденного у художников. Надо добиваться осознания учащимися средств художественной выразительности.

В соответствии с программными требованиями для каждого класса (на многочисленных примерах произведений изобразительного искусства) рекомендуется рассмотреть следующие средства художественной выразительности: образная выразительность произведения, формат, рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата, способы передачи формы предметов, выделение композиционного центра, главное и второстепенное в композиции, симметрия и ассимметрия в композиции, уравновешивание частей композиции, ритм композиции, способы передачи пространства, точка зрения в композиции, композиция и материал, светотень и цвет в композиции, композиционная целостность.

В практической работе рекомендуется использовать метод «вариантности впечатления» - показать как названное средство художественной выразительности связано с тем или иным художественным образом. Это способствует правильному пониманию детьми выразительных возможностей каждого средства.

Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед активизирует внимание ребенка, работу его мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого урока изобразительного искусства рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. В то же время беседа настраивает школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в учебно-творческих работах (изобразительных, дизайнерских и декоративных).

Это воздействие художественно-образного слова следует использовать и в процессе самостоятельной работы младших школьников. Учитель, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детей детали, может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений. Этот прием помогает закрепить представление об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков.