Смекни!
smekni.com

Проблема мыслительной и игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (стр. 43 из 43)

Победу гарантирует пойманный на лету мяч, отброшенный ударом лапты, поймать его разрешается лишь пока он не опустился еще на землю. Играющая партия, наоборот, стремится во что бы то ни стало сохранить свою власть над городом. Члены играющей партии бросают мяч по-очереди, назначенной для них вожаком.

Каждому игроку предоставляется право бить лишь один раз; в случае неудачи он лишается этого права до тех пор, пока не побывает на кону, — бежать туда ему разрешается лишь после удачи какого-нибудь другого игрока.

Играющая партия, меняясь ролями со своими противниками, может вновь вернуть свои владения в том случае, когда ей удастся реваншироваться, т. е. запятнать хотя бы одного из противников, не успевших пробраться с поля в город. Участники играющей партии не должны дотрагиваться до мяча руками, — при нарушении этого требования они тотчас же без борьбы уступают город своим противникам.

Главным элементом этой чрезвычайно занимательной игры служит бег и метание. Движения, производимые детьми на открытом воздухе, укрепляют их организм и, кроме того, доставляют им громадное удовольствие; по мере появления усталости, игру во-время прекращают.

Крокет

Игру эту удобнее всего производить на совершенно ровном месте; этому условию может удовлетворять ровная площадка или луг с ровной поверхностью и низко скошенной травой.

Успех игры в значительной степени зависит от того, выбрали дети для нее ровное и гладкое место или нет. В первом случае игра ведется по всем правилам, удары могут быть заранее легко и верно рассчитаны.

Число участников может равняться 2—8. Участвующие в игре разделяются на две группы и каждый из них запасается молотком и шаром, имеющими одинаковую метку. Первая группа к тому еще снабжается одним каким-нибудь значком в отличие от другой.

Формы молотков могут быть какие угодно; наиболее распространенными считаются однако цилиндрические, с одним прямым концом и другим закругленным.

На месте, выбранном для игры, в землю втыкают дуги и колышки, таким образом, чтобы величина расстояния между отдельными дугами варьировала в зависимости от ловкости играющих и от величины ровного места. Часто для определения расстояния между отдельными дугами пользуются длиной ручки молотка.

Игру ведут в таком порядке, что начинает ее обыкновенно по данному сигналу один из первой партии, затем кто-нибудь из второй, затем опять кто-нибудь по очереди из первой и т. д. Все должны следить за своей очередью и не пропускать ее, иначе теряют ее впредь до новой.

Игра эта основана на том, что каждый входящий в состав одной из партий старается поскорее пробраться со своими шарами через все дуги, следуя известному порядку, кроме того каждый стремится помочь в этом же всей своей партии. Наконец, одна партия старается препятствовать другой совершить это быстро и успешно.

Игру начинают следующим образом: первый играющий по очереди помещает свой шар на срединном расстоянии между первой дугой и колышком и ударяет по шару молотком, направляя его при этом так, чтобы он прошел через дугу.

В том случае, когда шар не проходит через первую дугу, а останавливается в таком неудобном месте, что препятствует свободному прохождению сдедующих за ним шаров, его убирают и возвращают на прежнее место лишь после того, как остальные шары прошли под дугой.

Выше мы упомянули уже, что шар гонится ударом молотка, причем боковым краем его не разрешается пользоваться, а лишь одним из крайних концов. По правилам игры, от удара молотком по шару должен раздаться резкий, ясный звук.

Когда шар останавливается под дугой, то для выяснения вопроса, достиг ли он цели, т. е. пробрался ли через дугу или нет, пользуются ручкой молотка, приближая ее вплотную к задней стороне дуги. В том случае, когда ручка молотка вплотную коснулась задней стороны дуги, не сдвинув шара с его места, говорят, что он успешно прошел под дугой, причем ударивший по нему получает право дальше продолжать игру.

Продолжая дальше игру, шар таким же точно образом проводят через вторую, третью, четвертую дуги и т. д. до первого промаха.. Лишь только промах сделан, потерпевший отмечает свой значок на очередной дуге и удаляется, после чего следующей за ним по очереди начинает проводить свой шар.

Тот, кто с успехом проводит свой шар через первую дугу, получает право ударять по шару не только через следующую дугу, но также и по чужому шару — что называется правом рокировать. Ему однако вменяется в обязанность сначала называть рокируемый шар, а потом уж бить по нему. В том случае, когда два шара касаются друг друга, рокировать не дозволяется.

Если кто-нибудь бьет своим шаром в чужой, то он приближает свой шар к последнему, далее носком сапога наступает на свой шар и ловким ударом молотка по своему шару отбивает чужой. Если шар, в который он попал, принадлежит его партии, то он старается также провести его через очередную дугу, если же шар чужой партии, то он отбивает его куда-нибудь подальше.

Во время игры в крокет, как мы выше уже упоминали, каждому из участвующих необходимо иметь в виду не только собственный интерес, но также интерес всей группы, к которой он принадлежит.

Проводить через дуги шар необходимо в известном порядке: так, добравшись до второго по счету колышка, следует ударить в него шаром, иначе воспрещается вновь гнать свой шар обратно через дугу. После того, как шар пробрался успешно через все дуги и возвратился вновь к первому колышку, ударяют шаром в него и прекращают игру.

Та партия, которой удалось успешно провести все свои шары через все дуги и ударить после этого в первый колышек, одерживает победу.

По образцу только что описанного можно устроить комнатный крокет, заменяя сравнительно большие шары меньшими или же просто мячиками. К концам дуг прикрепляют для устойчивости свинцовые тяжести. Игра в комнате ведется в таком же порядке, как и на открытом воздухе.