Смекни!
smekni.com

Взаимодействие ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников (стр. 8 из 10)

Можно сделать для ребёнка маленький мольберт, чтобы он учился рисовать стоя и мог посмотреть на свой рисунок издали. Существуют особые краски для малышей, пятна от которых легко смываются водой и которые можно глотать, не боясь отравиться.

Порча, ущерб. Многие опасаются давать очень маленьким детям в руки краски, кисточки, карандаши: разрисуют всё вокруг, испортят, разорвут. Но малыши, которым в своё время разрешили жевать картонные книжки, рвать старые журналы и малевать карандашами, где попало, и сколько угодно, приносят меньше ущерба, чем те, кому это не давали делать. Ну, может быть, иногда вам попадётся разорванная книжка или не стене вы увидите след карандаша. Но всего этого будет гораздо меньше, чем в тех домах, где во избежание подобных неприятностей применяют драконовские меры.

Приучайте ребёнка соблюдать определённые правила:

1) аккуратно складывать все карандаши и инструменты в коробку;

2) отбирать то, что нужно будет сохранить: хорошие рисунки в папку, остальное – обрезки бумаги, каракули, которые неинтересны РЕБЁНКУ, - в корзину для мусора.

Такую процедуру нужно повторять многократно, с достаточной долей терпения, тогда вы увидите, что малыш приучается к порядку гораздо быстрее, чем можно было предположить. Если же он нарочно все ставит вверх тормашками, отберите у него рисовальные принадлежности на день или два. Очень скоро он поймет, что игра не стоит свеч.

Первые силуэты. Покажите ребёнку, как нужно нарисовать человека, домик, цветок, дерево, овцу, облако. Похвалите его, как бы плохо сначала у него ни получилось. Все, что развивает умение ребенка держать карандаш, прекрасно.

Техника рисунка. Если вы сами не умеете рисовать, то так же, как и для занятий музыкой, пригласите педагога. В школе обычно художественной подготовке отводят ничтожное место, поэтому результаты получаются соответственными. Г-жа Мартено разработала систему обучения детей рисованию, начиная с пяти - шестилетнего возраста.

3.2 Обобщение опыта в ДОУ г.Москвы, г. С.Петербурга,

г. Новоуральска

В последнее десятилетие взаимоотношения семьи и детского сада изменилось. Детский сад оказывает семье, как институту общества, огромную поддержку. Педагоги ведут работу с будущими мамами, консультируют родителей, дети которых посещают ДОУ. В адаптационных группах мамы и папы учатся общаться со своими малышами. Детский сад – это место психологической и педагогической помощи родителям.

В конце 2007 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже был подписан уникальный меморандум о сотрудничестве между Правительством Москвы и ООН по вопросам образования, науки и культуры.

Департаменту образования г. Москвы удалось разработать программу развития дошкольников, которая заинтересовала экспертов ЮНЕСКО.

Четыре года специалисты в области дошкольного образования обязуются перестроить систему детского воспитания под единый евростандарт.

Департамент образования г. Москвы Московский институт образования центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца разработал городскую программу «Московская семья – компетентные родители» - эта программа вызвала позитивный резонанс в разных городах России. ДОУ совместно с родителями создают множество проектов, которые соответствуют требованиям времени.

Проекты с участием родителей в жизни ДОУ дают возможность родителям проявить свои таланты. Художественная деятельность, как и другой вид деятельности, таит в себе неограниченные возможности воспитания творческого отношения к жизни, к окружающему миру.

Современные проекты вносят, свежую струю в организацию быта дошкольного учреждения, служат сплочению, познанию мира детства, помогают открывать потенциальные возможности своих детей, чувствовать себя причастным к воспитанию своего ребёнка.

Художественное воспитание проявляется, прежде всего, в деятельности. Деятельный человек всегда найдёт достойное место в жизни, кем бы он ни стал по профессии. Деятельный человек имеет больше шансов проявить творчество. Быть творцом самое главное предназначение человека.

Сами проекты, их реализация – показатель сотворчества родителей и ДОУ. Пробудить творческие возможности родителей – значит решить проблему воспитания творческого отношения детей к жизни.

Анна Свирская, педагог детской игровой комнаты г. С.Петербурга выдвинула идеи «события местного масштаба», которые можно использовать при организации художественной деятельности любого детского сада.(А.Свирская 2000)

1) «День фантиков»

Вначале дети собирают фантики, рассматривают их, исследуют свойства, затем с помощью эксперимента создают разные художественные работы по аппликации и конструированию: «Гирлянда для украшения веранды», игрушка для кошки, куколка и т.д.

2) «День самостоятельной картины»

Призыв для детей – «Подходите скорее – большой, белый и совершенно пустой лист ждёт ваших рисунков!»

Так же можно и в семье создать общую картину для детской, для подарка друзьям.

3) «День бантика»

Бантиком делаем губки, бантики прикрепляем к косичкам и чёлкам, бантики даже на пальцах. Вас ждут «Король и Королева бантов», бантики в подарок.

Делается объявление: Ждём вас с самого раннего утра и непременно в бантиках.

4) «Волшебный алфавит»

Детям предлагается написать самую лучшую букву на всеете. Дети рисуют, выкладывают букву, с которой начинается его имя, лепят, украшают разными способами.

Воспоминания родителей положительный опыт своего детства находит место в жизни современного ДОУ. Любимое место игры человека, любого возраста, уголок, шатёр, созданный самостоятельно.

Зоя Ермолаева МДОУ №10 «Теремок», Наталья Негода МДОУ №2 «Золотая рыбка», г. Новоуральск, Свердловская область предлагают проекты (З.Ермолаева 1998):

«Простыночный дом».

Такой дом делается из сшитых старинных простыней, в которых прорезаются окна и двери. «Стены» крепятся верёвками к стволам деревьев или к стационарному оборудованию. Они легко снимаются и стираются.

Стены необычного дома колышутся от малейшего ветерка и защищают от прямых солнечных лучей, что в жаркие дни добавляет прохлады.

Простыночные дома легко превращаются в самые заколдованные, волшебные места – их можно разрисовать, украсить аппликацией, под них можно подлезать, в них можно входить нестандартным способом, - поднимая стены.

«Коробчатые поезда и дома».

Конструкции из коробок помогают, изготовить родители. Для кукол из небольших коробок, для детей – побольше.

«Вертелки, пищалки, шумелки, блестяшки».

Для прогулок изготовить мелкие конструкции из атласных лент, блестящих фантов, бумажных форм, превращённые руками родителей, воспитателей, детей в солнышки, бабочки, птичек, рыбок и т.д.

Для маленького ребёнка художественный материал обладает завораживающей притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на характер образы, способствует созданию адекватного художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных техник чаще всего создаётся ситуация свободного выбора, так необходимого в творческой деятельности.

Мы решили познакомить родителей с разной техникой графических работ: акватипия, монотипия, кляксография, и др. Это увлекло родителей и детей. У детей значительно вырос интерес к художественной деятельности. Появилось много выразительных работ (Приложение ).

То, что ребёнок создаёт своим трудом и ценится им дорого. А если ребёнок, то что дорого ему, дарит родителям, друзьям имеет большую воспитательную силу, учиться милосердию и взаимопониманию, начинает осознавать, что приятно не только получать, но и дарить…

(Приложение ).

Детские рисунки о семье, о доме в котором живёшь помогают понять взаимоотношения, мироощущение ребёнка о своём месте в семье, о проблемах отношений в семье и переживаний ребёнка. (Приложение ).

Освоение деятельности, способствующей развитию мелкой моторики, происходило на специальном занятии – практикуме. Вместе с детьми родители работали с бисером, старательно выкладывали по контуру камешки, пуговицы, зёрнышки, разноцветные ниточки, выполняли различные действия с бумагой, осваивали работу на пластилине (Приложение ). На занятиях по ознакомлению с искусством мы обратили внимание детей и родителей на свободную технику рисования, когда изображение состоит из множества точек, в результате чего рисунок приобретает мозаичный вид (Приложение ).

Во время преддипломной практики мы нарисовали «лист творчества» на тему «Наш детский сад». Взяв за основу проект Анны Свирской «День самостоятельной картины» (Приложение ).

Так же на практике мы провели родительское собрание темой которого было: «Декоративно- прикладное искусство». На собрании мы познакомили родителей с видами декоративно-прикладного искусства, о том когда оно возникло. Была представлена ширма о видах декоративно-прикладного искусства (Приложение ).

Заключение

Таким образом, изучение методической литературы и анализ теоретической основы организации проведения работы с родителями по художественному воспитанию детей дошкольного возраста дало возможность сделать вывод:

Изучив исторический взгляд на семью, мы узнали, что семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

Рассмотрев работу с родителями за рубежом, стало видно, что взаимодействия семьи и дошкольного учреждения существенно отличается от решения этого же вопроса в советской педагогике. Там в центре внимания находятся ребенок и его семья, а взаимодействие дошкольного учреждения с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги.