Смекни!
smekni.com

Взаимодействие ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников (стр. 1 из 10)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионально образования

Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 050703

«Дошкольная педагогика и психология»

Роль взаимодействия семьи и ДОУ в художественном развитии дошкольников

Курсовая работа

студентки 1 курса факультета педагогики,

психологии и начального образования

Ершовой Екатерины Алексеевны

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент Ю.Ю. Колесниченко

Саратов

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………….………….3

1.История и современные концепции взаимодействия

ДОУ и семьи в России и за рубежом…...…………………………………..7

1.1 Исторический взгляд на семью……………………………………..7

1.2 Задачи, содержание методы работы педагога

с родителями за рубежом…………………………………………..

1.3 Нормативные документы, регулирующие взаимодействие

детского сада и семьи……………………………………………....14

2. Изобразительное искусство как средство художественного

воспитания дошкольника в семье…………………………………….……..26

2.1 Роль семьи в художественном воспитании дошкольника……

2.2 Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольников………………………

2.3 Методы помощи семье по художественному воспитанию……...40

3. Обобщение опыта по проблеме исследования……………………...….50

3.1 Из опыта художественного воспитания по системе С. Лупан…41

3.2 Обобщение опыта в ДОУ г.Москвы, г. С.Петербурга, г. Новоуральска……………………………………………………

Заключение………………………………………………………………..…..55 Список используемых источников…………………………… …..………..57

Приложение А «Терминологический словарь»…………………………61

Введение

Войдя в новое тысячелетие, мир с новой силой заговорил о ненасилии, дружбе и сотрудничестве между народами, о культуре. И где бы человек ни жил – эти вопросы являются актуальными в сегодняшнем мире.

Вряд ли кто станет оспаривать истину, что семья и дошкольное учреждение два важных института социализации детей, неразрывно, призванных решать единые задачи воспитания человека будущего.

Люди с давних пор верят, что зло и подлинная красота несовместимы. Значит, обязанность всех, кто связан с детством, как можно раньше приобщать детей к красоте. Украинская мудрость гласит: «Держа в руках скрипку (карандаш, кисть, фломастер), человек не способен совершать плохого».

Мы согласны с утверждением великого российского педагога В.Сухомлинского, определившего закономерность воспитания: «Через красивое – к человечному».(Сухомлинский 1964)

В недалёком прошлом красота окружала ребёнка с рождения: деревенского - природа, пение крестьянских женщин, иконы в сельском храме; городского – чудесная архитектура больших и малых городов России, музыка, пение, занятия живописью…

В наш стремительный век человечество постепенно возвращается к вечной истине, благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в себе. Вот почему так важно научить ребёнка восхищаться красотой раннего весеннего утра, пейзажа, портрета, созданных великими художниками, вышитого полотенца, изящностью упаковки для подарка, исполненных своими руками рисунка, поделки из глины, букета из живых цветов…

Мы считаем, что без опоры, без поддержки родителями любых эффективных средств воспитания нельзя решить общих задач образования, культуры человека. Успеху будут способствовать общие идеи дошкольного учреждения и семьи – с малых лет ребёнок должен находить в труде источник духовной радости, видеть красоту рядом стремиться преобразовывать окружающее.

Совместная работа ДОУ и родителей по воспитанию дошкольников необходимость настоящего времени. Современная жизнь насыщена прагматизмом, семьи создаются рано, и дети появляются рано, родители молодые и не всегда и не все осознают значимости своей роли. Поэтому дошкольные учреждения призваны просвещать, развивать родителей. То, что закладывается в семье, станет базой взаимоотношений с людьми, с миром во взрослой жизни.

В воспитании нет мелочей. Если что-то упустить в самом начале жизненного пути, то впоследствии останется невосполнимой потерей. Время технического прогресса, невообразимые скорости не всегда оставляют родителям время для обдумывания своей роли, своей миссии и значимости для жизни своих детей. За быстротечностью бытия, за погоней «большого рубля» упускается духовный план. Художественная деятельность дошкольников, сама по себе, средство воспитания, поэтому только деятельный человек, создающий что-то своими руками, делает себя человеком, делает открытия, становиться творцом. Поэтому, темой нашего исследования и изучения мы выбрали работу ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников.

Объект исследования: художественное развитие ребёнка дошкольника в ДОУ.

Предмет исследования: формы сотрудничества ДОУ с семьёй по художественному воспитанию дошкольников.

Цель исследования: выявить эффективные и новые формы работы с родителями по художественному воспитанию детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы определили основные задачи:

1) Изучить исторический взгляд на семью.

2) Раскрыть задачи, содержание, методы работы ДОУ с родителями за рубежом.

3) Дать характеристику роли семьи в художественном воспитании дошкольника.

4) Выделить формы потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольника

Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Во введении раскрывается суть исследуемой проблемы, указывается актуальность рассматриваемой темы на современном этапе педагогической науки, раскрываются определения исследовательской работы: объект, предмет, цель и задачи.

Первый раздел работы посвящён истории и современным концепциям сотрудничества ДОУ и семьи в России и за рубежом. В нём отмечаются разнообразие подходов и точек зрения к рассматриваемой проблеме.

Второй раздел раскрывает содержание и формы работы ДОУ по художественному воспитанию детей в семье, отмечается роль семьи в художественном развитии ребёнка, изучаются методы, помогающие родителям осваивать художественную культуру.

Третий раздел раскрывает опытно-практическую работу, по системе С.Лупан, а так же обобщается опыт воспитателей из разных городов России.

Методы исследования

1) Анализ научной и педагогической литературы .

2) Беседа с родителями

3) Наблюдение

4) Анализ продуктов детского творчества.

В заключении на основе проделанной работы делаются выводы о необходимости ведения работы ДОУ с семьёй по художественному воспитанию дошкольников, о значимости художественного воспитания.

В приложении представлены конспекты занятий, вопросы для диагностики, детские работы, консультации для родителей.

1. История и современные концепции взаимодействия ДОУ и семьи в России и за рубежом

1.1 Исторический взгляд на семью

Семья – один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семьей. Однако Платон не был последователен в своих взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплочённости общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племён. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархической семье как исходной и основной ячейкой общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство.

Философы античности, средневековья и отчасти даже Нового времени выводят общественные отношения из семейных, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику её как особого социального института. В определённой мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что учёные, признающие вечность и изначальность

моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, учёные убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

У историков утверждения исторического взгляда на семью стоит швейцарский учёный И. Бахофен (1816-1887), автор работы «Материнское право». Крупнейший вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского учёного Л. Моргана (1818-1881) «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф.Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменятся по мере того, как изменяется общество». (К.Маркс 1852) Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. (Ф.Энгельс 1847) В.И.Ленин также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения.(В.И.Ленин 1913) Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.