Смекни!
smekni.com

Использование воспитательных систем в отечественном и зарубежном опыте (стр. 3 из 6)

Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников но­вой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет сво­бодный творческий человек: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования A.M. Лобка, технология мастерских.[4]

4. Технологии развивающего обучения.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспери­ментальных работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диа­лектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ве­дущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содер­жания и методики. Система развивающего обучения Л. В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности; технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий (СУД); системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова отдают приоритет сфере эстетических и нравственных качеств личности (СЭН), технология саморазвивающего обучения Г.К.Селевко ориентируется на развитие самоуправляющих механизмов личности (СУМ); личностно-ориентированное развивающее обучение И.С.Яки­манской – на действенно-практическую сферу личности (СДП).[4]

5. Педагогические технологии авторских школ.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное за­ведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятель­ности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обыч­ных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологи­ческой основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез отно­сительно перестройки педагогического процесса.

• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

• Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использо­вание в авторской модели философских, психологических, социально-педагоги­ческих или других научных оснований.

• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффек­тивность авторской школы.

Примерами явля­ются многие из действующих систем авторских школ— школа самоопределения А.Н. Тубельского, модель «Русская школа», школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга, школа-парк М.А. Балабана, агрошкола А.А. Католикова и другие.

Весьма интересную классификацию педагогических техноло­гий предложил профессор Ростовского государственного универ­ситета В.Т. Фоменко:

• Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе.

Она является альтернативной тем технологиям, которые ори­ентируют на последовательное построение обучения. Крупноблочная технология имеет свою двухлинейную логи­ческую структуру урока: повторение осуществляется во всей деятельности процесса и служит своеобразным фоном, на котором изучается новый материал.

Этой технологией предъявляются свои требования и к исполь­зованию в обучении наглядных средств. Вместо урока основной организационной единицей может стать учебный день (биологи­ческий, литературный).

• Технология, предполагающая построение учебного материала
на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической осно­ве.

Личностно-смысловая организация учебного процесса предпо­лагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посред­ством ярких образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь. Учебный процесс оказыва­ется личностно-ориентированным.

В качестве педагогического фактора используется высший класс эмоций — интеллектуальные и нравственные эмоции.[4]

Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истин­ные (в то время как истинной среди них является лишь одна точ­ка зрения, теория, один подход).

Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе. Наблюдается слиш­ком большой разрыв между академической и практической дея­тельностью учащихся. Он заполняется деятельностью, имитиру­ющей реальную действительность и тем самым помогающей впи­сать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.

Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Цен­ность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект-субъектные отношения реализу­ются на уроке не только в знаниевой, но и нравственно-этичес­кой сфере.[4]

Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов.

Выводы по главам

Таким образом, для успешного функционирования воспитательной системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная воспитательная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Одна и та же технология в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в коллективе. Результаты, достигнутые педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоторому среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть воспитательная технология опосредуестя свойствами личности, но не определяется ими.

В принципе не существует таких технологий, которые использовали бы только один какой-то единственный фактор, метод либо принцип- воспитательная технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса воспитания технология становится характерной и получает от этого свое название. Поэтому нельзя сказать, что какая-либо классификация (Г.К. Селевко, В.Т. Фоменко) является основной, доминирующей либо приоритетной, так как все технологии ставят в центре всей воспитательной системы личность ребенка с его способностями, личностными качествами и природным потенциалом.

2.Использование воспитательных систем в отечественном и зарубежном опыте

2.1 Особенности отечественных воспитательных систем

Технология творческого развивающего обучения (И. П. Волков)

Особенностью содержания данной технологии является дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов, а также воспитание общественно- активной творческой личности, способной приумножать общественную культуру и способной сделать вклад в построение правого демократического общества.

В особенностях методики И.П. Волков выделял три возрастных этапа технологии, которая включала в себя начальную школу, где применялись игровые формы творческой деятельности, знакомство с произведениями искусства, педагогические пробы, т.е. освоение элементов творчества в практической деятельности и обнаружение в себе автора, способного создать какие-либо творческие продукты; среднее звено, которое включает в себя техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей, участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях, а также изобразительное творчество; старшую ступень, т.е. выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать мир лучше, литературные, художественные и музыкальные сочинения.[5]

Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием- работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке (изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т. д.).