Смекни!
smekni.com

Педагогические взгляды и деятельность Иоганна Генриха Песталоцци (стр. 5 из 8)

Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причём это развитие должно быть

19

гармоническим и разносторонним. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естествен-ного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а на-правлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону. Основной принцип воспитания, как понимает его Иоганн Генрих, - это согласие с природой. Но це-леноправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не дос-тигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, ко-торая требуется от него как члена общества. Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание. Соотно-шение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и вы-полнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней. Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развить силы человека в соот-ветствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правиль-ными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько уп-ростить эту методику,чтобы ею могла овладеть любая мать,в том числе и прос-тая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.Песталоцци называет антипсихологическими современ-ные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с приро-дой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того, чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обста-новке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях. Все многооб-разные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, ес-тественным путем: любовь к людям–на основе собственных детских поступков, полных благожелательности,а не путем постоянных толкований о том,что такое любовь к людям,почему надо любить людей.Ум развивается в процессе работы собственной мысли,а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка,подготовка его к труду также совершаются на ос-

20

нове простейшего проявления физических сил,которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребнос-ти. Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с само-го простого и постепенно поднимается ко все более сложному . По этому пути должно следовать и воспитание.Присущие каждому ребенку от рождения задат-ки сил и способностей нужно развивать,упражняя в той последовательности,ко-торая соответствует естественному порядку,вечным и неизменным законам раз-вития человека. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования,согласно которой процесс воспитания должен начи-наться с самых простейших элементов и постепенно восходить к со все более сложному. Теория элементарного образования Песталоцци включает физичес-кое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспи-тания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармо-ническое развитие человека.

Физическое и трудовое воспитание

Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и ук-репление всех его физических сил и возможностей, а основой физического вос-питания детей – естественное стремление ребенка к движению, которое застав-ляет его играть,быть непоседливым,за все хвататься,всегда действовать. Песта-лоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уходза ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет,поднимает что-либо.Система таких последовательно выполняемых уп-ражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении,но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения. Большое место в физическом воспитании Иоганн Генрих Песталоцци отводил военным упражнениям, играм,строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми,туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.Как указывалось выше, попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. В школе дети, по его мнению ( роман «Лингард и Гертруда»),проводят целый день за прядильными и ткацкими станками;при школе имеется участок земли, и каж-

21

дый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти,знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне а также с кустарными мастерскими.Во время работы, а также в свободные от нее часы, учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека.Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей». И хотя при таком трудовом воспитании было механическое, а не органическое соединение обучения с производительным трудом, все же ценным является то, что Иоганн Генрих придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил. Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т.д. Овладев такой азбукой,ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения,необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.

Нравственное воспитание

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания – сформировать гар-монически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим эле-ментом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравствен-ного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. «Отчий дом, - восклицает Песталоцци, - ты школа нра-вов»! Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе,в которой отношение учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребен-ка, и задача учителя – организовать их на началах деятельной любвишкольника

22

ко всем,с кем он необходимо вступает в тесные отношения.Его социальные свя-зи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество. Песталоцци пред-почитал «живое чувство каждой добродетели разговору о ней».Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклон-ностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю. Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Иоганн Генрих говорит о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств. Отношение Песталоцци к нравственности и религии – свидетельство его идеалистического мировоззрения и социальной буржуазной ограниченности. Призывая воспитателей к любви и человечности, он не помышляет о воспи-тании у детей протеста против общественной несправедливости, против побор-ников зла, притеснителей народа.