Смекни!
smekni.com

Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-1 (стр. 1 из 10)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«_______________________________________»

Кафедра педагогики

Квалификационная работа

«Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-17 лет»

«К защите допускаю»и.о.зав.кафедрой педагогикик.пед.н., доцентКурносова С.А.__________________________«_____» __________________2007г.Работа защищена на заседании ГАК«_____» __________________2007г.с оценкой ______________________Председатель ГАК:_______________________________ (подпись) (ФИО)Члены ГАК:_____________________________________________________________________________________________

Выполнил студент

психолого-педагогического факультета

специальность

«»

заочной формы обучения

Научный руководитель:

к.пед.н., доцент кафедры педагогики

Новосибирск

2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......................с.3

Глава I.Теоретические основы патриотического воспитания

юношества средствами музыкального искусства

1.1. Психологические особенности раннего юношеского возраста................с.7

1.2. Патриотическое воспитание на современном этапе……………………с.12

1.3. Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма…………..с.23

Глава II. Музыкальное искусство как средство

патриотического воспитания юношества

2.1. Воспитание чувства патриотизма средствами

музыкального искусства на примере учащихся 14-17 лет

Центра развития ребенка «Гармония»………………………………………..с.29

2.2. Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ по применению музыкального искусства как

средства патриотического воспитания юношества………………………….с.39

Заключение……………………………………………………………………..с.48

Библиография…………………………………………………………………..с.52

Приложение…………………………………………………………………….с.57

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития образования социальные институты образования (школы, учреждения дополнительного образования и др.) должны сыграть ключевую роль в формировании у подрастающего поколения гражданского самосознания и самоидентичности. Сегодня пересматривается прошлое Отечества, общественные идеалы претерпевают значительные изменения, серьезным испытаниям подвергаются такие ценности как любовь к Родине, гражданская гордость, духовность.

На прошедшем в октябре 2006г. по инициативе Комитета Госдумы РФ по информационной политике «круглом столе» на тему: «О формировании патриотических идеалов в современном гражданском обществе при активном участии законодательной и исполнительной власти, СМИ и системы образования» было отмечено, что представители юношества не осознают роли своей личности в развитии государства и тем более, не ощущают собственной принадлежности к «сухим» фактам отечественной истории, которые сообщаются им на уроках в школе. Происходит потеря общественного идеала. В средствах массовой информации и коммуникации распространяются идеи антиколлективизма, антипатриотизма, вседозволенности, проповедуется культ силы и жестокости, отказ отценностей образования, познания отечественной культуры.

Вместе с тем, именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов разрушения нравственных идеалов и духовного облика подрастающего поколения становится обеднение опыта эмоционально-чувственных переживаний. В связи с этим, актуальной задачей педагогики является поиск механизмов, способствующих обогащению этого опыта, подбор эффективных средств, методов и приемов формирования нравственных и культурных основ, определяющих человека как личность, как гражданина.

Благоприятной основой для становления патриотического чувства может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и других стран мира в процессе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.

Начиная с 2000г., в Российской Федерации разработаны и действуют более 60 программ гражданского и патриотического воспитания. Однако возможностям музыкального искусства для формирования патриотического чувства у молодежи в большинстве программ уделяется недостаточное внимание. Бытует незаслуженное мнение о скептическом отношении юношества к классической музыке, музыкальному фольклору. При этом забывается, что успех воспитательной деятельности во многом зависит от личности самого воспитателя, от его умения помочь своим воспитанникам обогатить эмоционально-чувственный опыт при восприятии произведений музыкального искусства.

Кроме того, юношеский период совпадает с обучением в 10 – 11 классах общеобразовательной школы, где предмет «Музыка» заканчивается в 9 классе; или в средних специальных учебных заведениях, образовательный стандарт которых также не предполагает наличие учебного предмета, связанного с музыкальным искусством (за исключением специализированных учебных учреждений искусства).

Выше перечисленные факты свидетельствуют об отсутствии воспитательных программ, использующих возможности музыкального искусства как средства патриотического воспитания. Это обусловило выбор темы предложенного исследования: «Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества».

Объектом исследования выступает патриотическое воспитание юношества.

Предметом исследования – музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества.

Гипотеза: музыкальное искусство является эффективным средством для формирования патриотического чувства подрастающего поколения.

Цель данного исследования – апробировать теоретические положения об эффективности применения музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-17 лет Центра развития ребенка «Гармония» при Камчатском областном музыкальном училище.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выявить психологические возрастные особенности юношеского возраста;

2. Осуществить теоретический анализ особенностей патриотического воспитания юношества на современном этапе;

3. Теоретически обосновать эффективность применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества;

4. Эмпирически проверить возможность эффективного применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества;

5. Разработать педагогические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества.

Методы исследования:

· Изучение и теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

· Эмпирические методы: анализ воспитательных программ, анкетирование, опрос;

· Статистические методы обработки результатов исследования.

Практическая значимость представленного исследования заключается в научно-методическом обосновании возможности музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества, а также в разработке методических рекомендаций для преподавателей по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания на уроках МХК и музыкальной литературы в детских музыкальных школах и детских школах искусства, на факультативах и классных часах в 10 – 11 классах общеобразовательных школ. Возможно применение предложенных рекомендаций в ходе работы студенческих клубов и объединений.

В качестве экспериментальной базы исследования выбрана старшая хозрасчетная группа школы новых технологий при Центре развития ребенка «Гармония», где обучаются слушатели в возрасте 14 – 17 лет /младший юношеский возраст в периодизации Д.Б. Эльконина/.

Структура квалификационной работы отражает общую логику исследования. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Психологические особенности раннего юношеского возраста

Юношеский возраст определяется специалистами в области возрастной морфологии и физиологии как период между подростковым возрастом и взрослостью, с достаточно условными возрастными границами от 15 – 16 до 21 – 25 лет. В отечественной науке дифференцируется ранний юношеский возраст, который И.С. Кон, психолог, автор многочисленных книг и статей о формировании подрастающего поколения, называет периодом школьной юности (от14 – 15 до 17 – 18 лет). Этот период совпадает с обучением в девятом, десятом, одиннадцатом классах школы и поэтому называется также старшим школьным возрастом.

В данный возрастной период продолжаются существенные морфофункциональные изменения в организме мальчиков и девочек, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения Я–концепции. Оценка своего соответствия неким эталонам маскулинности и феминности (как реально существующим в данном социуме, так и придуманным) составляет один из основных стержней юношеского сознания и самосознания.