Смекни!
smekni.com

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (стр. 5 из 11)

Патриарх Алексий II напоминает о двух законах в области духовного обучения. «Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает» (1). В. В. Сериков пишет о «совершенно очевидном выводе для нравственного воспитания»: «… разъясняя детям какие-либо нравственные нормы, мы должны прежде всего заботиться о желании их выполнять, а не принуждать их к выполнению этих норм из страха наказания…» (8. с. 127) Одними курсами повышения квалификации здесь не обойтись. Нужна система выращивания такого учителя. Так, например, в этом году в Новониколаевском районе начала работу региональная экспериментальная площадка «Повышение профессионального мастерства и гуманитарной культуры педагогов». Проект рассчитан на 5 лет. Цель проекта – разработка и внедрение в практику муниципального управления образованием гуманитарно-антропологической модели повышения квалификации учителя. Проект направлен на создание в школах саморазвивающихся, творческих педагогических команд, которые готовы и способны решать инновационные задачи, связанные с субъективной составляющей («человеческим фактором») и новым качеством образования школьников. Согласно проекту, педагоги должны освоить двенадцать обучающих программ.

Возможны и другие пути решения проблемы. Но ясно одно, что оснащение школ интерактивными досками, компьютерами и прочим оборудованием будет всего лишь перестановкой мебели, если не изменится сам учитель в соответствии с запросами времени. «Воспитывать, вероятно, может всё! – читаем у В. В. Серикова. - Нужен лишь педагог, который бы оживил воспитательный потенциал данного предмета» (8, с. 142). Национальные проекты, профильное образование, реализация концепции модернизации образования РФ возможны только при творческом, саморазвивающемся и духовно растущем учителе.

5. Духовно-нравственное воспитание детей сегодня

Система нравственного воспитания включает в себя: Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах. В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей. Именно эти смыслы (адаптация к нормам, самоопределение, выбор решения, свобода действия, взаимопонимание, диалог, совместная деятельность, совместное проживание событий, культурная идентификация) вкладываются сегодня в понимание феномена, которое называется качеством или культурой воспитания. Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей. Это, прежде всего, относится учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения. Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков. Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения нам известны. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным.. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности. Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей. В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Гуманизм личности педагога как условие результативности процесса духовно-нравственного воспитания.

В структуре личности педагога ученые выделяют группы качеств, влияющие на нравственное воспитание ребенка: социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура);профессионально-педагогические;индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.);эмоциональная отзывчивость;волевые качества;особенности темперамента;состояние здоровья (О.М. Шиян).Другие авторы называют также: Творческое мышление. Диалоговое общение. "Преобразовательные способности". Педагогическая рефлексия..
Положительные этические качества (добродетели). Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям). Интегральным качеством личности учителя, выражающим его "воспитательную силу", можно считать "харизму" (И.В. Бестужев-Лада). В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар", в Философском словаре (1994) оно расшифровывается как "необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божья". По мнению автора, педагог, наделенный "харизмой", отличается высокой степенью напряженности внутренней жизни, устремленностью, , возвышенным характером духовно-нравственной сферы (духовностью). Его характеризует также творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности: использование собственных возможностей достигает в таком учителе своей высшей формы. Очевидно, что "харизма" учителя, как высшая степень педагогической одаренности, связана с его гуманистическим приоритетом. Если учитель мало эмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка. Авторитаризм учителя, по мнению Ю.П. Азарова, связан с низким уровнем культуры педагога и является следствием преобладания у него рассудочно-эмпирического стиля мышления. "Педагогическую любовь" можно рассматривать как "частный случай" отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе. Л.И. Маленкова предложила своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого чувства: