Смекни!
smekni.com

Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр (стр. 5 из 13)

Для развития координат мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Для малышей используются многочисленные варианты игр спрокатыванием шариков по желобу, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечий зрительный контроль за этими движениями - важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве [27, с. 98].

Настольно - печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых летит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки два румяных яблока) Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольником целесообразно предлагать отыскивать пары средипредметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В лото ребенок должен к картинке на большой картинке подобрать торжественные изображение на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности:«Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герой мультфильмов» и др.

В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»).

Дети «путешествуют» по игровому полю, бросают по очереди кубик и передвигают свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.

Распространены настольно - печатные игры, составленные но принципу разрезных картонок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления сосредоточенности, внимания. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребенок должен догадаться что «это длинное ушко» - от картинки с зайчиком, а кончик пушистого хвоста - от картинки с лисой, т.е. увидеть целое (зайчика, лису) раньше частей.

Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. В настоящее время популярны пазлы (от англ, puzzle - игра на выдержку), где картинки разного содержания (изображения сценок из мультфильмов, животных, замков) разделены на множество частей (32 до 250).

Словесные игры отличаются тем, что процесс; решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?», называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?» и т. п.) при воспитании фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, И. Сурикова, С. Маршака, Д. Родари), которые читает (наизусть) воспитатель или ребенок. Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтические переживания, развивают образное мышление. Не меньшее педагогическое значение имеют игры - загадки, игры - предположения («Что было бы, если бы …?»), разработанные А.И.Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. Автор предлагает следующие виды игр: игры - путешествия, игры- поручения, игры предположения ("Что было бы?"), игры - загадки, игры - беседы (игры - диалоги) [33].

Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра - путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры - путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры - путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижению успеха.

Игры - путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат; решить задачу, что-то узнать, чему-то научится.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре - путешествии используется многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапно решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры - путешествие иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Например, игра – Путешествие в "страну вещей".

Игровая задача – Путешествие по комнате в "странувещей".

Дидактические задачи – Обратить внимание детей на то, что групповой комнате много разных вещей – предметов. Проверить, знают ли дети их точное, название, назначение. Учить детей правильно пользоваться вещами в их повседневной жизни и при разных обстоятельствах. Вызвать интерес детей к обычному через необычное - путешествие в "страну вещей".

Игровые действия - Осмотр мебели, название, сравнение одних видов мебели с другими; выявление частей и особенностей каждого вида мебели, правильные практические действия.

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета». «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры - предположения «Что было бы … ?»или «Что бы я сделал ... ?», «Кем бы я хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы ...?» или «Что бы я сделал…?». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии споставленными условиямиили созданнымиобстоятельствами.

Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы…?» Я начну, а ты продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».

Дети высказывают предположения, констатирующие пли обобщенно доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть» и т.д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные: «Заводы не могли бы работать – например, выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т.д.

Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником»это игры, зовущие к осуществлению мечты,пробуждающие воображение. Проводятся они – подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Дети разные, и разные у них мечты: Одни хотят быть космонавтами, другие врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру воспитателя), третьи - отдавая дань любви к воспитателю, хотят быть тоже воспитателями.

Игра - загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивость очевидная педагогическая направленность загадок как умного развлечения. В настоящие время загадки, загадывания и отгадывания, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание этого лаконичного и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающаядействительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.