Смекни!
smekni.com

Педагогика личности (стр. 3 из 7)

А. Маслоу рассматривает все потребности человека как врожденные. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, прослеживается с первого уровня, который составляют физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма. По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении - перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, в желании иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство. Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным конфликтам, комплексам и неврозам. И, наконец, последний, пятый уровень потребностей - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве.

Иерархия потребностей, по А. Маслоу, представляет собой пирамиду от низших потребностей (нужды) до высших потребностей (потребности роста). Потребность в самоактуализации - этой особый вид потребности: “Это потребность “роста” в отличие от потребностей “дефицита”, к которым относятся потребности четырех нижележащих уровней”. А. Маслоу писал, что самоактуализация означает “желание человека самоосуществится, а именно его стремление стать тем, чем он может быть”.

Согласно А. Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, это есть стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. Но реализовать, воплотить себя человек может только в деятельности. Человек самореализуется в деятельности, и содержанием потребности в деятельности является потребность в самореализации. Потребность в деятельности и потребность в самореализации являются едиными для личности.

Разработанная А. Маслоу теория самоактуализации до сих пор продолжает вызывать дискуссии, споры и даже - протесты.

Судя по всему, такое неоднозначное отношение связано с тем, что в качестве образцов самоактуализировавшихся людей А. Маслоу рассматривал тех, кому присущ некоторый уровень личного свершения как в профессиональной, так и в личной жизни. Изучая лучших, считал Маслоу, можно исследовать границы человеческих возможностей. Критериями для отбора самоактуализированных личностей он установил относительную свободу от неврозов и наилучшее использование своих талантов, способностей, возможностей: “Самоактуализированные люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто во-вне себя”. Проанализировав жизненные достижения и особенности многих выдающихся людей (А. Линкольна, А. Эйнштейна, А. Швейцера, Б. Спинозы, П. Кропоткина и др.), Маслоу выделил характеристики самоактуализации:

1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней. Одна из основ для истинной науки о ценностях состоит в различных восприятиях реальности людьми тревожными (невротиками) и людьми спокойными (здоровыми). Спокойные люди менее подвержены воздействию влечений, страхов, предрассудков, идеологий на свое восприятие реальности. Они много лучше других отличают свежее, конкретное и индивидуальное от общего, абстрактного и стереотипного. Поэтому они способны жить в реальном мире, а не в той искусственной массе понятий, абстракций, ожиданий, убеждений, стереотипов, которую большинство людей принимают за реальность. Они воспринимают реальность, а не свои страхи, связанные с ней. Колебания, сомнения, хаос, неопределенность, неупорядоченность, которые для большинства людей кажутся опасной угрозой, для этих людей являются стимулирующим вызовом.

2. Принятие (себя, других, природы). Личностные качества могут быть поняты исходя из единого фундаментального отношения к миру - наличия или отсутствия чувства вины, стыда и тревоги. Тревожные люди в каждом своем проявлении одержимы этими чувствами. Самоактуализирующиеся люди принимают себя и свою природу без жалоб и смущения, понимая ее недостатки, ее расхождения с идеалом, но не испытывая реального беспокойства. Они принимают работу природы такой, какая она есть и не требуют от нее ей неприсущего. Они не приемлют: защитные реакции, маски, позы, искусственность, хитрость, лицемерие, задние мысли, стремление произвести впечатление. Они, вместе с тем, чувствуют вину (стыд, тревогу, сожаление) за непоправимые недостатки (лень, бездумие, бездеятельность); за боль, причиненную другим; за болезненные пережитки (предрассудки, ревность, зависть); за привычки и недостатки культуры.

3. Спонтанность, простота, естественность. У самоактуализирующихся людей отсуствуют искусственность и желание произвести эффект. Они безыскусны, спонтанны, естественны в своих импульсах, чувствах, мыслях. Проходят через ритуалы условностей с добрым юмором и максимальным изяществом. Имеют собственный, относительно автономный и отличающийся от принятого, этический код. Отчуждены от обычных условностей, лицемерия, лжи. Мотивация обычного человека - стремление к отсутствующему удовлетворению базовых потребностей. Мотивация самоактуализирующегося человека - рост, развитие, созревание и выражение характера.

4. Центрированность на задаче (проблемная центрация). Проблемно-центрированы, а не эго-центрированы. Не представляют проблемы для себя и не слишком озабочены собой. Имеют жизненную миссию, задачу, требующую исполнения, внешнюю по отношению к себе цель. Цель как ответственность, долг, обязанность. Живут в мире широких, универсальных и долговременных ценностей. Умение смотреть поверх мелочей.

5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении. Стремление к одиночеству, невовлеченность в то, что захватывает и поглощает других. Сохраняют достоинство даже в недостойных ситуациях. Основываются на собственной интерпретации событий, а не на том, что что думают или чувствуют в них другие люди. Рассеянность, забывчивость, игнорирование непосредственного окружения. “Нормальными” людьми устраненность (сторонняя позиция) интерпретируется как холодность, снобизм, бесчувственность, недружелюбность, враждебность. Но их отношения с другими - это искренние отношения взаимной поддержки, тепла и требовательности. Способны к самостоятельным решениям, к самоуправлению, быть сильным, активным, ответственным субъектом своего действия, а не куклой в руках других. Сами создают содержание своего сознания, в то время как многие люди предоставляют делать это другим - рекламодателям, родителям, партийным агитаторам, телевидению и газетам

6. Автономия, независимость от культуры и среды. Людям, движимым мотивацией роста, другие люди (как и их любовь, уважение, культура) ничем помочь не могут. Независимость от окружения (социо-культурного) означает для них стабильность перед лицом лишений, крушения надежд, ударов судьбы. Им свойственна самодостаточность.

7. Постоянная свежесть оценки. Умение получать удовольствие от простых радостей жизни. Черпают силу из основных жизненных переживаний. Обычные же люди узнают истинную ценность обыденному окружению (природы, близких, работы) только после того, как лишаются их.

8. Мистичность и опыт высших состояний. Имеются в виду не теологические и сверхъестественные переживания, а сексуальные, в частности - оргазм, сопровождающийся чувствами безграничности открывающихся горизонтов, всемогущества и крайней беспомощности, восторга и трепетного ужаса, потери ощущения своего места в пространстве и времени, уверенности в том, что происходит крайне важное и ценное, что изменяет человека и придает ему силы даже в обыденной жизни.

9. Чувства сопричастности, единения с другими. По отношению к другим людям, самоактуализирующиеся личности испытывают глубокие чувства идентификации, симпатии, любви, подлинное желание помочь. Но, даже помогая, они остаются чужаками для других; мало кто понимает их, но любят многие. Тем не менее, они чувствуют и переживают глубокое родство с остальным человечеством, понимая, что истина, столь ясная для них, спрятана и темна для большинства. По А.Адлеру это - “отношение старшего брата”.

10. Более глубокие межличностные отношения. Более глубокие межличностные отношения, основанные на большей самоотдаче, любви, более полному выходу за границы своего “Я”. Круг друзей невелик. Не прощают предательства, лицемерия, самовлюбленности. Но своих оценок не предъявляют.

11. Демократическая структура характера. Не замечают классовых, социальных, профессиональных, расовых и т.п. различий. Считают возможным учиться у любого, лишь бы ему было чему учить. Понимают, как мало знают по сравнению с другими людьми. Вместе с тем, они - действительно элита, но это элита характера, способностей, таланта, а не элита расы, семьи, возраста или власти. Умеют высказывать минимальное количество уважения любому, просто потому, что он человек.

12. Различение средств и цели, добра и зла. Сильные моральные стандарты. Но их представления о добре и зле часто не совпадают с обычными. Внутренняя, непоказная религиозность: вера в Бога не как в персонифицированную фигуру, а как в метафизическую сущность. Концентрируются на целях, умея подчинять им средства, а не наоборот, как принято у большинства. Но любая деятельность рассматривается как цель, превращаемая в увлекательную игру, развлечение.