регистрация / вход

История развития социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского» Ростовский филиал Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д.Ушинского»

Ростовский филиал

Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью

Курсовая работа

Тема: История развития социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом

Выполнил: студент IV курса

Специальность: социальная педагогика Галиуллин Т.А.

Проверила: старш.преп, к.п.н, Макеева Т.В.

Ростов,2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………...……………….........

3

ГЛАВА I Понятия «социальное добровольчество» и «благотворительность» и предпосылки их развития.……...……………………...……...…………………….

6

1.1 Теоретическое осмысление понятия «социальное добровольчество».....……………………………………………….……………….…...

6

1.2 Благотворительность как социальное явление…………………………….………………..…………………..…...……….…...

9

ГЛАВА II Особенности развития процессов социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом…..…………………………………...

14

2.1 История социального добровольчества в разных странах………...……………………………………………………...…………………..

14

2.2 Исторические этапы развития благотворительности в России……………………………………………………….……………………………………………………

16

2.3 Исторический аспект развития благотворительности за рубежом………………….……………………………………………………………….

24

2.4 Сравнительный анализ процесса благотворительности в России и зарубежных странах в историческом контексте…………………………………………………….….….……………….…….

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………………………….……

37

БИБЛИОГРАФИЯ ...………………………..………………..……………………….

39

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, могут быть названы благотворительность и социальное добровольчество.

Оказание добровольческой и благотворительной помощи имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Поворотным пунктом в развитии добровольчества и благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.[3]

Изучение основ добровольчества и благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

Актуальность данной темы связана с теми изменениями, кризисными явлениями, происходящими в современном обществе и обусловленными историческим переломом, переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесс проходит особо болезненно для мало- или неимущей части российских граждан, т.к. отсутствует необходимая система социальной защиты населения и им не оказывается вовремя и адресно-направленная поддержка. А условия, необходимые для формирования многофункциональной социальной политики, пока еще не сложились в нашем обществе. Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшее все социальные группы и слои российского и зарубежного общества, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, размытость исторического сознания – характерные черты сегодняшнего дня.

Знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие современной России. Таким образом, интерес исследователей в настоящее время к изучению опыта прошлого, традиций благотворительности и добровольчества, ее социально-политических аспектов, в частности, вполне закономерен. [23]

Исторический анализ социально-политических аспектов социального добровольчества и благотворительности поможет глубже понять их внутреннюю сущность, взаимосвязь социальных, экономических, политических, идеологических, правовых и ментальных начал их развития.

Цель данной работы – изучение специфики и основных этапов развития процессов социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1) Проанализировать имеющуюся литературу по данному вопросу;

2) Теоретически осмыслить понятия «социальное добровольчество» и «благотворительность»;

3) Описать исторический аспект формирования благотворительности и социального добровольчества в России и за рубежом;

4) Провести сравнительный анализ процесса благотворительности в России и зарубежных странах в историческом аспекте.

Объект работы – добровольчество и благотворительность как социальные институты.

Предмет работы – генезис процессов социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом.

В настоящее время благотворительность и добровольчество как общественные явления по существу только начинает изучаться. Сегодня крайне важно воссоздать историю добровольчества и благотворительности, осмыслить эти явления как элемент русского менталитета, выявить корни, традиции, ценностные ориентации в их становлении и развитии, как в центре, так и в российской провинции. Такой подход позволит глубже понять современность, когда общественное внимание вновь обращается к добровольчеству и благотворительности в их изначальном, исторически сложившемся смысле.

ГЛАВА I Понятия «социальное добровольчество» и «благотворительность» и предпосылки их развития

1.1 Теоретическое осмысление понятия «социальное добровольчество»

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы. Понятие «добровольчество» применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества.

Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.

Во многих странах мира добровольческий труд сегодня – повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы сажать деревья, обучать здоровому образу жизни, проводить экологические акции, организовывать конференции, форумы, строить, вести профилактику правонарушений, решать общие проблемы. Американский университет им. Дж. Хопкинса в конце 1990-х годов провел исследование в 22 странах, которое выявило масштабы явления – суммарное количество времени труда добровольца в течение года было эквивалентно труду 10,5 млн. человек, работающих полный рабочий день. Признавая уникальные свойства и возможности труда добровольцев на глобальном уровне, ООН в своих резолюциях настоятельно рекомендовал включать добровольчество компонентом в национальные стратегии социально-экономического развития государства.

Основные характеристики, присущие добровольческой деятельности:

· Вознаграждение. Доброволец не должен заниматься добровольческой деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.

· Добрая воля. Хотя мотивация участия в добровольческой деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

· Организационная структура. Добровольчество может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.

Неорганизованное добровольчество - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма добровольчества во многих культурах. [2]

Организованное добровольчество осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.

· Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в добровольчество постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в добровольческой деятельности.

Существует несколько различных видов добровольчества:

· Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют добровольческую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.

· Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.

· Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.

· Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.

Добровольчество стремится к достижению двух важных результатов:

· Помогает в создании стабильного и сплоченного общества.

· Дополняет услуги, предоставляемые правительством (и бизнесом – когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).

В соответствии с целями и задачами добровольчество, доброволец - это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов.

В данном случае очень важна мотивация человека. Являясь добровольцем, он должен понимать, что будет участвовать в добровольческом движении:

· без оплаты, но с предварительной подготовкой и обучением;

· по мере сил, но не ниже своих способностей;

· по собственной воле и в сотрудничестве с остальными добровольцами;

Мотивация - это то, что толкает людей совершить какое - либо действие в соответствии с возникшей у них потребностью.

Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае добровольческий труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Добровольческая работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.

1.2 Благотворительность как социальное явление

Благотворительность, которая еще недавно воспринималась, как явление историческое стала реальностью современной российской жизни. Однако само слово «благотворительность» в силу культурно-исторических и этимологических ассоциаций дает основание для предельно широкого истолкования соответствующего ему понятия, под которое в настоящее время подводятся самые разные по содержанию и форме виды социальной деятельности - от строительства дома для работников предприятия до подаяния нищему.

Обращаясь к какому-либо объекту, логично начать с определения его границ. Авторы статей о благотворительности используют весьма различные трактовки и определения этого явления.

1. Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.). [11]

2. Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. [22]

3. Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим.

4. Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. [16]

5. Благотворительность - негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности. [7]

6. Благотворительность - безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями «прощения грехов», гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия.

7. Благотворительность - общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных к отвергнутых жизнью». [8]

8. Благотворительность - бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим. [17]

9. Благотворительность - оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие. [21]

10.Благотворительность - это перераспределение ресурсов на решение социальных проблем (не только денег, но и личного времени, энергии). [10]

Помощь ближнему была характерна для всех европейских народов, в том числе и для славян. Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища – эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. С принятием христианства традиции патронажа над слабыми и уязвимыми группами населения в обществе усилились, и на протяжении столетий организация социальных акций, ориентированных на оказание необходимой поддержки бедствующим людям, стала неотъемлемой частью социального контроля над нуждающимися. Традиционно стали выделяться два ведущих субъекта социальной помощи. Это государство и общественные организации различных форм, которые стремились строить систему общественного контроля в едином идеологическом и экономическом пространстве. Социальная деятельность последнего субъекта и получила название благотворительности. [12]

Впервые в России данное понятие встречается у Н.М. Карамзина. Однако активное его использование начинается во второй половине Х1Х века, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Изначально под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближним, негосударственную форму помощи нуждающимся.

В основе благотворительности лежит не государственное, не официальное, а личностное, неформальное начало. Принципы общественной и личной солидарности, взаимного понимания и взаимной поддержки качественно отличают благотворительность от государственных программ поддержки здравоохранения, науки, искусства, культуры в целом. Можно сказать, что благотворительная деятельность нередко компенсирует недостатки государственного управления, дефициты бюджетов, постоянное стремление «сильных мира сего» отдавать предпочтение расходам государства в ущерб социальным потребностям общества.

Таким образом, можно выделить следующие сущностные социально- исторические критерии благотворительности:

- это особый вид общественных отношений, важный социальный институт и исторически сложившаяся форма проявления социальной активности, интегрирующая российскую культурно-историческую модель помощи. Основой существования благотворительной деятельности является наличие актуальных социальных проблем и выражение деятельного сочувствия и участия в их решении.

Следовательно, благотворительность обусловлена объективной реальностью и субъективными намерениями человека, имеет свою историю и соответствующую перспективу развития:

- это социально ориентированная, бескорыстная деятельность, вызванная альтруистическим стремлением личности содействовать благу других людей из любви и сострадания к ним. Она изначально несет в себе качества, преобразующие общество. Представляет важный источник формирования различных инновационных структур, видов и направлений социального жизненного процесса;

- это некоммерческая, общественная деятельность, базирующаяся на принципах добровольности и общественной инициативы, социальным содержанием которой является помощь, защита, содействие объекту благотворительности на основе милосердия, альтруизма, признания прав человека;

- это деятельность, которая опирается на инициативу, творчество и социальную ответственность граждан, представляя собой необходимый элемент совершенствования гражданского общества и способ самореализации личности, а также – один из путей преодоления взаимообособленности и разобщенности в межличностных интересах.

Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. В обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и неспособным самостоятельно ее преодолеть, это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций

ГЛАВА II Особенности развития процессов социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом

2.1 История социального добровольчества в разных странах

Характер всемирного движения, добровольчество приобрело в 1990-х годах. Эта сила пролегает в основе гражданского общества и развития здоровых сообществ на местах, что обеспечивает безопасность, правопорядок и возможность для каждого человека реализовать себя.

В Японии, США, Канаде, Австралии, Англии, Италии и других развитых странах полагают, что добровольческая деятельность способствует поддержанию и упрочению основных принципов демократии, в первую очередь тем, что вовлекает большое число граждан в процесс принятия решений. Правительства этих стран оказывают добровольческому движению всемерную и разнообразную поддержку, в т.ч. путем издания различных законодательных актов, стимулирующих его развитие, созданием системы государственных добровольческих центров и специальных добровольческих программ. Так, в Японии существует система центров добровольцев, в которую входят общенациональные, префектуральные и муниципальные центры, которые имеются во всех муниципалитетах, а также в частном секторе. Министерствам Японии вменено в обязанность заниматься активизацией волонтерской деятельности. В США государство активно поддерживает добровольческое движение. Д. Буш в 2003 г. создал Президентский совет по службе и гражданскому участию, а годом раньше – Корпус свободы США для поддержки и координации работы на общественных началах. Он также оказывает поддержку Американскому корпусу и Корпорации национальной службы, учрежденной Б. Клинтоном. При предыдущих президентах была создана сеть центров добровольной помощи, начат целый ряд государственных программ, основанных на труде добровольцев. Эти программы дополняются добровольческими программами корпораций.

То обстоятельство, что добровольческое движение может внести существенный вклад не только в решение социальных, экологических и других «традиционных» проблем, но и в дело борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности первыми поняли в США. После трагедии 11 сентября администрация Буша предложила проект законодательства, предусматривающего расширение общенациональных добровольческих программ, направленных на повышение действенности общественно-полезной работы, которую выполняют учителя, медики, пожарные, сотрудники полиции и служб чрезвычайного реагирования. Согласно этому плану, добровольцам предлагается взять на себя административные функции, чтобы те, кто «обладают специальными техническими навыками, могли посвящать все свое время и энергию задачам, к выполнению которых они профессионально подготовлены». На поставленную задачу «создать организованную сеть добровольцев, готовых и способных заниматься чрезвычайными ситуациями, когда бы и где бы они не возникали», в первую очередь, «обеспечить безопасность домов, жилых районов, школ» откликнулись миллионы американцев, разделяющих убеждение, что «участие добровольцев в обеспечении внутренней безопасности страны является неотложной необходимостью». [2]

Организация участия граждан в обеспечении безопасности актуальна не только для Америки, но и для России, которая уже не раз подвергалась террористическим атакам и пока не создала эффективную систему их предупреждения и отражения. Российские добровольцы в этом деле могут сыграть ключевую роль. В России День добровольца был утвержден в 1985 году. И с каждым годом мнение, что быть добровольцем не только благородно, но и престижно и увлекательно становится все более популярным.

Добровольное участие в социальных проектах – это осознанный выбор и способ активного участия в жизни города и страны в целом. По данным экспертов, российское добровольческое движение насчитывает более 5 миллионов участников. Волонтеры из России ежегодно участвуют в благотворительных программах во всем мире. Это говорит о том, что современные люди имеют активную гражданскую позицию и объединяют свои интересы, жизненные устремления во имя доброй цели. Занимаясь творческой и ответственной работой, молодые люди, в том числе получают удовлетворение от своей значимости. А так как общественные проекты многогранны, охватывают различные сферы: начиная с защиты сквера около дома и заканчивая работой с детьми - это позволяет расширить кругозор, найти новых друзей и получить ценный жизненный опыт. [33]

Сегодня добровольцы более чем из 100 стран мира, разделяя общечеловеческие ценности, объединены в глобальное мировое движение, которое становится, все более влиятельным в мире.

Подтверждением уникальной роли добровольчества в мире служит тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год – первый год вхождения в третье тысячелетие, Международным годом Добровольцев. В его проведении приняла участие и Россия.

Во многих демократических государствах добровольная деятельность официально признана, как необходимое условие устойчивого развития общества, углубления демократии и является неотъемлемой частью жизни и деятельности этих стран.

2.2 Исторические этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России,

1 этап — IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли «Красное солнышко», Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.

В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за национальное возрождение и имела исключительно важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально.

Но традиции благотворительности в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди часто оказывали поддержку друг другу, и в первую очередь — детям. Дело в том, что в этот период дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам историков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, особенно брошенным матерями, тогда как народ не оставался безучастным к судьбам сирот.

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как «С миру — по нитке, а бедному сироте — сорочка», «Живой —не без места, а мертвый —не без могилы». В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.

К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

2 этап — с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее — с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора — Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за «погубление зазорных младенцев» неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приёмным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных -- в художественные училища. [15]

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством вначале в Москве(1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев».
Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции.

В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое «Воспитательное общество». В 1842 г., также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н.С. Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 г. — больница для детей московских бедняков.

В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности — детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

III этап — с 60-х гг. ХIХ в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — «Императорское человеколюбивое общество», в котором был и сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.

Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий крут детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», руководила которым Великая Княгиня Елизавета Мавриклевна. Уже в 1893 г, в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими. В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В конце XIX в. становится необходимым открытие приютов для детей-идиотов и эпилептиков, которые также, требуют специального ухода и заботы. Такую благородную миссию взяло на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей-идиотов в Петербурге. Там же врач-психотерапевт И. В. Маляревский открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей, преследуя цель содействовать детям с проблемами психического здоровья в обучении их честной трудовой жизни. [15]

Таким образом, система общественно-государственного призрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе.

В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.

Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. «Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения» (октябрь 1911 г.). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности «общественное призрение». В1910 и 1914 гг. состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы. В начале XX в. в России успешно развивалась система социальных служб. В 1902г. действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное отношение к благотворительности.

IV этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Сиротство» беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних — острейшие социальные и педагогические проблемы того периода, которые требовали своего решения.

Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Выли созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.

В этот период активно начала развиваться педология, которая ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т. д.

20-е гг. пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов — как ученых, так и практиков, в числе которых А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л.С. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков (Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония им. М. Горького и др.) получили заслуженное международное признание. Однако система социального воспитания и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована роль «антиленинской теории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы. С 30-х годов, названных в нашей истории «великим переломом», опустился «железный занавес», надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической идеи построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям. Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. «Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, — писала газета «Правда», — их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта». Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям — к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Но наряду с этим фактически возрождается благотворительность (хотя это слово и не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для детей, в передаче личных сбережений населения на их нужды, В 60- 70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании. [15,16]

2.2 Исторические аспекты процесса благотворительности за рубежом

Многие авторы и исследователи выделяют 4 этапа развития благотворительности за рубежом. Мы рассмотрим, как происходил процесс возникновения и развития благотворительности на примере европейских стран.

1. Благотворительность в античности.

В античном мире обычай пожертвований на благотворительные цели был распространен во всем средиземноморском регионе. Платон завещал определенную сумму Академии, носившей его имя; Эпикур в своем подробном завещании специально указал, какая часть его имущества отходит к созданной им школе, просуществовавшей в дальнейшем еще около шести веков; Теофраст, возглавивший аристотелевский Ликей следом за его основателем, также распорядился, чтобы после его смерти содержание этого учебного заведения оплачивалось из оставленных им средств. Правившие Египтом Птолемеи основали знаменитую александрийскую библиотеку и оказывали ей постоянную материальную поддержку. Эти образовательные институты, на многие века предопределившие развитие мировой культуры, остаются, пожалуй, самыми яркими и известными примерами филантропической деятельности в античную эпоху, хотя большинство людей, живших в те времена, могли и не знать об их существовании. Действительно, в повседневной жизни древним грекам куда чаще приходилось иметь дело с приютами и больницами.

Пожертвования привлекались и для реализации многих других проектов, служивших благу общества, - сооружения памятников и общественных зданий, выкупа военнопленных, выплаты денежных пособий и оказания иной помощи беднякам, а также для организации празднеств, публичных пиров. Социум, однако, был устроен так, что частная филантропия и государственные мероприятия не вполне различались. Личное богатство предполагало высокую гражданскую ответственность и влекло за собой множество обязательств по отношению к обществу. Поскольку институциональных механизмов, обеспечивающих обычный сбор налогов, не существовало, налогообложение часто осуществлялось в форме открытой подписки, имевшей целью поддержание того или иного гражданского проекта.

Греческое слово philanthropia означало как любовь богов к человеческому роду, изливающуюся на смертных с Олимпа, так и гораздо более земные чувства дружелюбия и симпатии, которые могут испытывать друг к другу цивилизованные представители этого рода. [15]Иначе говоря, под «филантропией» понимались и пожертвования, осуществлявшиеся в рамках узкой системы дружеских и гражданских связей, в которую был включен индивид, и дары, свидетельствовавшие о более общей заинтересованности дарителя в благополучии страждущего или нуждающегося человечества. Причины, двигавшие дарителем - если о них вообще можно исчерпывающим образом судить со стороны (чужая душа остается потемками и в нашу, и в любую другую эпоху), - определялись общественными условиями, а в античном обществе выше всего ценились почет и уважение сограждан.

Так или иначе, античные философы ясно сознавали, каким внутренним социально-психологическим динамизмом исполнены отношения между дарителем и тем, кто принимает дар, - иначе говоря, видели тот принципиально двусторонний характер, который носит в любой культуре практика дарения. Отношение к богатству, бедности и ответственности сильных мира сего перед слабейшими в восточной части Римской империи, сравнительно благополучной, безопасной и сохранившей свои города, претерпело серьезные изменения. В более поздний период Средневековья это наследие было воспринято и существенно переработано западной Европой.

2. Благотворительные учреждения Средневековья

Вероучительные и институциональные основы, на которые в дальнейшем опирались средневековые благотворительные учреждения, сформировались прежде всего на востоке Европы. И восточные, и западные отцы церкви считали, что к Богу приходят через помощь ближнему.

Институциональные и законодательные структуры, составившие костяк позднейших западноевропейских благотворительных учреждений, также оформились на востоке Римской империи в IV веке. В 321 году император Константин разрешил церкви принимать от частных лиц имущество по завещанию и тем самым стимулировал благотворительную деятельность. В 325 году Никейский собор своим семидесятым предписанием велел создавать во всех крупных городах дома призрения для больных и стариков, и этот призыв нашел отклик повсюду, даже в небольших городах. В это время было основано множество образцовых благотворительных заведений. Иоанн Златоуст построил, среди прочего, больницы в Константинополе, Иерусалиме, Антиохии. Император Констанций (правл. 337-361) основал знаменитый «Зотикон» -- больницу для прокаженных, которая впоследствии, при других императорах, расширялась, перестраивалась и постоянно пополняла свои денежные ресурсы. [11]

Разнообразие филантропических учреждений на востоке Европы прямо отражало сложность урбанизированного в своей основе византийского социума, где бедность и нужда принимали самые различные формы, а население, в отличие от западной части континента, по преимуществу сельской и переживавшей в это время экономический застой, было гораздо более подвижным.

В западной Европе периода раннего средневековья монастыри были, можно сказать, типичными благотворительными учреждениями. Действительно, они отвечали многим признакам, по которым определяются такие учреждения в современном мире: владели земельными угодьями и другим имуществом, собирали арендные платежи, а полученные средства использовали для помощи нуждающимся, раздавая милостыню и предоставляя приют путникам и больным; кроме того, в них существовали организационные структуры, обычно подчинявшиеся уставу св. Бенедикта или св.Августина и позволявшие воплощать в жизнь благочестивые замыслы богатого жертвователя или группы благотворителей.

К середине XII века экономический рост создал еще более прочные предпосылки для расцвета филантропии. В это время благотворительные учреждения создавались уже не только королями и князьями, но и менее крупными феодалами, а также богатыми купцами. Подъем городской культуры, укрепление денежного обращения повлияли и на характер представлений о человеколюбивых обязанностях христианина. Богословы XII века, изучавшие сочинения ранних отцов церкви, не уставали твердить о потенциальных угрозах, сопряженных с богатством, и на обязанность богачей заботиться о бедняках, иными словами - уделять им часть своего имущества.

Экономический рост XII века породил также новые и более разнообразные типы богоугодных заведений.

В XI-XII веках новые богоугодные заведения строились повсюду в западной Европе, причем создавали их не только монархи, но и богатые феодалы, зажиточные буржуа и религиозные братства. Особенно известными в это время были лепрозории: с одной стороны, они служили как бы постоянным напоминанием о страдающем человеколюбце Христе, с другой - отражали вполне земную заинтересованность в охране общественного здоровья. Строились и другие лечебницы: в Париже за краткое время их число возросло до шестидесяти с лишним, во Флоренции - до тридцати с лишним, в Генте - примерно до двадцати, и даже в небольших городах насчитывалась дюжина, а то и больше.

В XII-XIII веках появились и новые коллективные формы благотворительности. Вдохновляемые проповедью нищенствующих монахов, братства мирян, ремесленные и торговые гильдии, приходские общины стали помогать слабейшим своим членам. Они собирали средства для оплаты похорон и заупокойных служб, поддерживали вдов и сирот.

Порой городские власти и вовсе брали дело в свои руки, создавая городские фонды помощи неимущим. Эти фонды во многих отношениях были прообразами современных коммунальных благотворительных учреждений.

В XIV-XV веках начинают также размываться границы между благотворительной и коммерческой деятельностью. Банкиры в разных частях Европы дают беднякам в долг под низкие проценты -- особенно часто это происходит в Италии, где возникают общественные ссудные кассы, выдающие краткосрочные займы. В 1351 году епископ Лондонский Михаил Нортберийский завещал тысячу фунтов, из которых велел выдавать годовые беспроцентные ссуды нуждающимся труженикам. Спору нет, в это время благотворительные и банковские учреждения не были должным образом обособлены друг от друга, однако точно так же не были строго разграничены светские и религиозные устремления людей, их духовная и мирская деятельность, - или скажем государственный или частный надзор за благотворительностью.

Возрастающее недоверие к побирушкам и нищенствующим проповедникам к XV -- началу XVI вв. страх перед бродягами, цыганами, пришельцами из дальних стран, преступностью бедняков становится все более откровенным. В это время возрастает забота о сохранении социальной стабильности, и благотворительные институты втягиваются в еще более выраженный процесс последовательного реформирования.

3. Реформирование и перестройка благотворительных учреждений в начале Нового времени

Реформы XVI века ознаменовали новый этап в развитии европейской благотворительности, ускорив процесс ее обмирщения и подчинения государственному регулированию и контролю.

В течение XVI века многие крупные города добились централизации помощи бедным слоям населения и взяли под свой контроль разношерстные благотворительные учреждения, зачастую устарелые и неэффективные. Пришлый люд и бродяги были выселены из городов, а трудоспособных побирушек заставили работать. Во многих городах были созданы централизованные фонды раздачи милостыни, опиравшиеся и на частные пожертвования, и на введенные специальные налоги.

В Италии реформа благотворительности также продвигалась из города в город. Началась она довольно рано, еще в конце XIV века. В целом можно сказать, что в Италии городские и церковные власти гораздо легче взаимодействовали и успешнее сотрудничали друг с другом.

В первых десятилетиях XVI века по тому же пути двинулась и Англия. Однако в середине века Реформация придала английским реформам существенно иной характер, предполагавший более глубокое вмешательство во все сферы благотворительности со стороны муниципалитетов и верховной власти, - особенно явным это вмешательство стало в 1530 годы, когда были закрыты монастыри.

Основополагающим для понимания характера английской благотворительности после Реформации, а если говорить более широко - понимания той особой и весьма значительной роли, которую благотворительный сектор играет в этой стране и по сей день, является «статут о благотворительном пользовании» (1601). Преамбула статута чрезвычайно ярко отразила изменение концепции общественного блага.

Целью преамбулы было не столько дать полный и исчерпывающий перечень допустимых целей пожертвования, сколько указать, что понимание общественного блага должно отвечать некоторому четкому стандарту. По существу же статут был рассчитан на то, чтобы поощрить частную благотворительность. Статут призывал назначать специальных уполномоченных - епископов или других уважаемых лиц - и поручать им расследование тех случаев, когда желания жертвователя не выполнялись, имуществом благотворительного учреждения плохо управляли или противозаконно, не по назначению использовали его капитал. [26]

Наиболее значимой переменой этого времени был стремительный рост «коллективной филантропии», т. е. объединения ресурсов ради достижения общей цели, - модель, аналогичная той, что возникла в эпоху величайших перемен в сфере бизнеса, нечто вроде акционерной компании. Эти новые филантропические организации поддерживали своими пожертвованиями многие англичане, особенно те, кто располагал средним доходом или выбился в люди сравнительно недавно. При этом такие общества не подпадали под неявные ограничения, которыми сдерживалась деятельность благотворительных трастов. Надо отметить, что, несмотря на законодательную поддержку, полученную трастами после появления статута о благотворительном пользовании, в XVIII веке они были распространены не так широко, как в XVII веке и ранее. Новые благотворительные организации ставили перед собой самые разные цели. В начале XVIII века они прежде всего создавали бесплатные школы, где детей из бедных рабочих семей обучали основам христианской веры и элементарным навыкам чтения и письма. Была построена также сеть новых и хорошо оборудованных благотворительных больниц. Пять из них открылись в Лондоне между 1719 и 1750 году: это были настоящие медицинские учреждения, где уход за больными сочетался с научной работой.

Хмурые или более благодушные, английские благотворители существовали в среде, по-прежнему поощрявшей любые человеколюбивые начинания. С середины XVI века в Англии сложилась модель благотворительности, самым существенным образом отличавшаяся от континентальной. Цели филантропической деятельности были весьма подробно описаны в статуте о благотворительном пользовании и последующих документах; создание соответствующих трастов и учреждений не требовало официального одобрения правительства и регистрировалось сравнительно просто; законодательные механизмы, нашедшие свое наиболее полное отражение в Акте о благотворительном трасте 1853 года и создании Комиссии по благотворительности, были рассчитаны на то, чтобы воплощать в жизнь намерения жертвователей и предотвращать злоупотребления; постоянно предпринимались усилия, чтобы упростить процедуры в Канцлерском суде и позволить трастам заново определять свои цели по мере того, как менялись потребности общества. В итоге сложилась настоящая культура филантропии: удобные законы, стабильный порядок управления, устойчивые традиции жертвования, гибкие организационные формы, эффективная система контроля и отчетности. Все это обеспечивало широкое поле деятельности для организаций, управлявшихся частными лицами и служившими общественному благу. Институты гражданского общества в Англии пользовались автономией, о которой нельзя было и помыслить в континентальной Европе, где упрочившаяся в XVIII-XIX вв. государственная власть оказывала на благотворительные организации куда более сильное давление.

4. Благотворительность в условиях становления национальных государств.

Хотя в XVI веке правящие монархи делали попытки поставить под свой контроль и реформировать практику благотворительности, а в XVII веке предпринимали дополнительные усилия по ее регулированию, основное бремя реформ ложилось на плечи муниципалитетов, верхушки приходов и церковных властей. Новые европейские государства избирали для себя разное устройство, и, как следствие, благотворительность в них, как и некоммерческий сектор в целом, также были весьма не похожи друг на друга.

Во Франции и некоторых других странах с преобладающим католическим населением и сильной монархической властью сформировалось новое понимание роли государства. В конечном счете, вплоть до XX века эти страны практически свели на нет и частные благотворительные учреждения, и некоммерческий сектор в целом. Стремясь реформировать управление многих крупных филантропических заведений, короли выпускали указ за указом (процесс, увенчавшийся королевской декларацией 1698 года). Они вмешивались, можно сказать, в самую суть руководства этими учреждениями: обязанности членов правления формулировались теперь исключительно точно и подробно, а сами правления были реструктурированы: отныне в них трудились сообща представители приходских властей, городской верхушки, а также торговых и корпоративных групп. Злоупотребления в управлении французскими благотворительными учреждениями, не исключая и сравнительно новых больниц общего назначения, стало причиной ряда расследований, проведенных королевскими чиновниками в 1754, 1764, 1770 и 1788 годах. Обнаружилось, что нормы, установленные для этих учреждений, не соблюдались, что члены их правления часто были коррумпированы, а ведение бухгалтерских книг и процедуры проверки оставляли желать много лучшего, - все это, разумеется, еще больше подорвало доверие к системе благотворительных институтов.

Если французский опыт развития благотворительности условно разместить на одном конце общеевропейского диапазона, а английский -- на другом, то большинство стран окажутся несколько смещенными к «французскому» полюсу. [26]

В Испании уже в 1798 году Карлосом IV был издан указ, предписывающий распродажу всего недвижимого имущества, принадлежащего больницам и другим благотворительным заведениям.

В 1893 и 1836 годы в Испании были проведены законы, требующие роспуска основанных еще в средневековье благотворительных заведений и запрещающие создание новых, при этом законодатели исходили из убеждения, что забота о благе граждан есть дело государства, а не традиционных благотворительных институтов. Разрыв со средневековым прошлым оказался долгим. Лишь в 1978 году испанская конституция пополнилась статьей, гарантирующей право на создание благотворительных фондов; наступил конец почти двухвековому периоду нетерпимости по отношению к подобным частным заведениям. В Португалии в XIX веке была принята серия законов, препятствующих деятельности религиозных орденов, благотворительность стала светской, традиционные благотворительные учреждения были ликвидированы.

Иная ситуация сложилась в Норвегии, относительно бедной и малонаселенной стране, к тому же долгое время лишенной самостоятельности: до 1841 года она была подчинена Дании, затем объединена со Швецией и лишь 1905 года обрела полную независимость. Некоторые норвежские фонды ведут свое происхождение со Средневековья: в их основе - дары королей или церкви; другие возникли в XVIII веке из относительно небольших наследств, завещанных на образовательные цели или на поддержку бедных семейств - в пределах города или прихода донора-завещателя либо внутри его делового и профессионального окружения. [32]

После Первой мировой войны состояние благотворительных фондов несколько ухудшилось. В 1918-м и последующие годы многие частные благотворительные учреждения были введены в состав организаций, имевших конфессиональную или идеологическую приуроченность, различных благотворительных союзов. В 1930-е годы эти национальные структуры относительно легко встроились в корпоративистское государство национал-социалистов. В это же десятилетие еврейские фонды и рабочие организации были запрещены, затем большинство других фондов лишилось своих активов либо из-за долговременной гиперинфляции и экономической депрессии, либо вследствие разрушений, принесенных Второй мировой войной.

Греция унаследовала богатые филантропические традиции от древности, но именно традицией была обусловлена и зависимость церковных фондов от государственного контроля. В области филантропии здесь никогда не проводилось четкой границы между церковью и государством, между общественным и частным сектором. Частные вложения шли на поддержку общественной деятельности, государственные фонды могли употребляться на церковные нужды, кроме того, частные благотворительные капиталы нередко отдавались в управление соответствующим государственным учреждениям.

В известном смысле, хотя история себя никогда не повторяет, структурно настоящая ситуация частью соответствует тому, что было в начале века, именно поэтому история начала века, история становления культуры благотворительности и милосердия, которые теперь существуют и в мире теперь представляется для нас столь же актуальной и интересной.

2.4 Сравнительный анализ процесса благотворительности в России и зарубежных странах в историческом контексте

Если сравнивать процессы благотворительности в России и за рубежом, можно отметить, что они шли параллельно друг другу, от простейших форм милосердия, которыми занимались частные люди и церковь до государственной поддержки социально незащищенным слоям населения. Но и были различия. В разных странах процесс благотворительности имеет свою историю, специфическую культуру на определение которой влияет множество факторов. В первую очередь, обычно, среди историков принято говорить о влиянии религиозной этики на культуру благотворительности и на филантропию в целом.

В Древнем Риме, в Афинах богатые горожане старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В обычае было устраивать общественные трапезы, раздавать согражданам деньги, одежду, пищу. По мнению Гусейнова, это не могло рассматриваться как милосердие и благотворительность, потому что деньги и пища раздавались не всем, а только тем гражданам, которые состояли в патриархальном родстве. Для богатых помощь бедным была обязанностью, а не добровольной акцией. Бедняки не просили помощи, они требовали её как своего законного права. Сам строй общества требовал благотворительной деятельности.
Духовные нормы Древнего Рима и Афин сутью общества отвергали гуманное отношение к человеку. Об этом свидетельствует рабство, гладиаторские бои и деспотичные правители тех времен. Общественные отношения строились на силе и уме человека, на его умении говорить и убеждать других. В Древней Руси доброта, добродетель также проявлялась как покровительство более сильного слабому. Разрешались и являлись нормой телесные наказания. В семейных отношениях требовалось уважение к родителям и любовь к младшим и ровесникам. Зачатки милосердия на данном этапе развития общества имелись, но они предполагали наличие сильного и слабого, позже эта мысль была опровергнута.
С приходом в общественную жизнь христианства взгляд на человека изменился. Необходимо отметить то, что все религии основаны на идее человеколюбия, но христианство единственная, ставящая человека в центр мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим традициям.
Владимир Мономах в своём «Поучении» анализирует подход христианства к человеку. Мотивом милосердия, по его мнению, является «богобоязнь и упование на Его милость», а проявлениями - помощь убогим, почтение духовных служителей и любовь к ровесникам и старшим.
Другой богослужитель Максим Грек в «Послании о фортуне» глубже раскрывает сущность милосердия, он затрагивает такую сторону как деятельность, отмечает, что сочувствия и пожелания добра человеку недостаточно, необходимо помогать ему, поддерживать в трудную минуту не только словом, но и делом. Как мы уже говорили, христианство отрицает насилие и превозносит ценность человека, но в интерпретации Библии возникает противоречие. Одной из главных заповедей Библии является «не убий», но Иосиф Волоцкий в «Слове об осуждении еретиков» утверждает необходимость в уничтожении ереси. Он называет отступников проклятыми, требует "наказания преступников". Сама религия превозносит человека и его жизнь, но интерпретаторы мыслей, изложенных в Библии, проецируя их на общество и его нормы, искажают смысл Святого писания и закладывают противоречия.
В средневековый период человек перестал являться общественной и духовной ценностью, несмотря на то, что церковь имела большое влияние на формирование общественных норм. Важнейшим требованием к добродетели было удаление человека от мира, то есть от людей. Также требованиями являлись: презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному, приходящему счастью, к богатству и славе. Общество способствовало пробуждению агрессии: это проявлялось в многочисленных войнах-междуусобицах, в рабовладельчестве. Оказание помощи человеку порождало долг, то есть человек, принявший помощь, должен был помнить о долге помощнику. Постепенно общественные ценности менялись, что привело к переходу в эпоху Ренессанса (Возрождения), отличительной чертой которой стало признание интересов и прав человека. Возникло такое понятие как гуманизм, центром которого является человек. В эпоху становления буржуазного строя, после Великой французской революции обострилась борьба против «фальшивого христианского милосердия». Специальным декретом милостыня была объявлена проступком, поэтому всяческая благотворительная деятельность была запрещена. На более поздних этапах развития буржуазного строя филантропия снова стала в почёте у буржуазии.
Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного строя, как в России, так и за рубежом большое значение имело положение человека в обществе. Отношения высших классов между собой не носили оттенка гуманности, большую роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм не был присущ людям того времени. Люди же низших сословий напротив проявляли заботу друг о друге и старались оказывать поддержку.
Можно сделать вывод, что на разных ступенях развития общества представления о гуманизме, милосердии менялись. Апогея гуманистическая мысль достигла в эпоху Возрождения. Подводя итоги вышеизложенного, процесс, лежащий в основе различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другим, как нам представляется, — это процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя историю развития социального добровольчества и благотворительности, можно сделать вывод о том, они прошли довольно непростой и длинный путь становления в обществе. В последнее десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема добровольчества и благотворительности вновь стала актуальной. Меняются масштабы, характер, состав участников добровольческого движения. Появляются новые добровольческие и благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Возрождение в российском обществе благотворительности и добровольчества вызывает потребность в осмыслении этих феноменов - их исторических традиций, основных форм, перспектив развития. Все это обусловливает актуальность исследования благотворительности и социального добровольчества в современном обществе.

История России богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм добровольчества и благотворительности, создании новых, которые будут в наибольшей степени соответствовать изменяющимся условиям жизни. Также эти традиции будут способствовать более тесному взаимодействию государственного призрения и частной благотворительности. [30]

Благотворительность и добровольчество в России представляют собой сложные процессы, имеющие тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющиеся в культурно-исторической перспективе. Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления благотворительности и добровольчества в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за помощью к методам и формам добровольчества и благотворительности, накопленных за тысячелетия общественной жизни. Благотворительность и социальное добровольчество - универсальные общечеловеческие ценности, одни из важнейших атрибутов гражданского общества. Они позволяют обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства, обеспечивают перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Добровольчество и благотворительность все больше становятся инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности.

Мы постарались проследить, как происходили изменения форм добровольческой и благотворительной деятельности от стихийной индивидуальной до организованной общественной. Конечно же, такой богатый исторический опыт влияет на развитие добровольчества и благотворительности в современном обществе. [32]

Полезным оказывается анализ исторических корней и теоретических основ процессов добровольчества и благотворительности. Это даёт нам богатый фактический и теоретический материал, изучение которого помогает получить сведения о структуре и самосознании современных обществ. Анализ генезиса данных процессов способен пролить свет, в том числе, и на природу «развитого» общества. И наоборот – характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной деятельности. [33]

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. N135

Научно-методическая литература

2. Алещенок, С. В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития / С. В. Алещенок. – М., 1994.-219 с.

3. Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. / ред. Лейкинд О.Л., СПб.: Лики России, 2003

4. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования / Под общ. ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2005–2006; СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006

5. Большой энциклопедический словарь, 2000 г

6. Гончарова А.Н. Социальная работа и благотворительная деятельность // Благотворительность в России 2001, Социальные и исторические исследования. СПб., 2001 - 698-690с

7. Горбунова Е. Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX - ХХ веков. Автореф. дисс... канд. истор. наук. М., 1996.

8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.: Т. 1.- М.: Русский язык, 1978

9. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси.//Антология социальной работы / сост. Фирсов М.В., в 5 т. т.1, М.: Сварогь, 1995 - 108с

10. Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45

11. Нещеретний П И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М.:Союз,1993

12. Новиков В.И. В поисках щедрой руки // ОНС. – 2000. - №6. - С. 163-175

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990

14. Покотилова Т.Е. Благотворительность: в социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт. Автореф. Дисс…доктора историч. Наук. – М., 1998

15. Ровбель С.В. Благотворительная деятельность в России: исторические традиции и современное развитие // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе / ред. М.В. Удальцовой. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2000

16. Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга: Издательский дом "Калуга", 1996

17. Ульянова Г. Н. Изучение истории благотворительности в России: тенденции и приоритеты (1989–2002 гг.) // Благотворительность в России: Исторические и социально экономические исследования/Под ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2005

18. Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Уч. пос. СПб., 1999

19. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. IV. - СПб., 1891. - С. 55

Журналы

20. Анищев, С.Ф. Становление благотворительности на Руси // Независимая газета. - 1996. – 34

21. Бадя Л.В. Подвиг сострадания (Из истории российского благотворения)// Российский журнал социальной работы. 1995. N 1

22. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М.: ЗАО Издательствово Центрполиграф, 2001

23. Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. /Ю. Годунский/ Наука и жизнь.- 2006.- №10.- с. 32-37

24. Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты/ Л.Я. Лавриненко/ / Образование и общество.- 2004.- №1.- с. 86-98

25. Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой о нравственных основаниях феномена филантропии./ М.А. Лукацкий/ / Образование и общество.- 2005.- №5.- с. 100-103

26. Розанов В.В. Черта характера Древней Руси. Розанов В.В. Собр. Соч.: в 2 т. т.1 - М., 1988.-53с

27. Свердлова А. Л. Меценатство в России как социальное явление // Социологические исследования.1999. №7. С.11

28. Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) / А.Р. Соколов / / Отечественная история.- 2003.- №6.- с. 147-158

29. Сырямкина Е.Г., Маргиева Е.В., Румянцева Т.Б., Воронина Т.Д., Кузнецов С.С. Благотворительные организации: проблемы и перспективы развития. Томск: Изд-во НТЛ, - 1999

30. Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях.// Социс. - 2002. - №2. – С.7-11

31. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке: Историки мира спорят. М., 1994

32. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности// Российский журнал социальной работы. N 2. 1995

33. Ярская В.Н. Добровольчество и милосердие как социокультурные ценности// Российский журнал социальной работы. N 2. 1995

Интернет-источники

34. Материалы сайта

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий