Смекни!
smekni.com

Общества, миросистемы и цивилизации: синтез парадигм и структура истории (стр. 5 из 6)

Исходный тезис достаточно очевиден: общества в своем "движении" по фазам развития не изолированы друг от друга, но напротив, теснейшим образом связаны, а их "движения" имеют взаимную, хоть и не симметричную обусловленность. Совокупность закономерностей этой взаимообусловленной динамики обществ назовем логикой исторического развития. В этом случае становится прозрачной данная выше дефиниция исторических систем как целостностей, имеющих в своих пространственных и временных границах единую логику (Wallerstein 1988). Далее, "мини-системы" Валлерстайна отождествляем с обществами двух первых фаз (первобытные общины и варварские чифдомы). "Мир-империи" и "мир-экономики" отождествляем с устойчивыми, как правило, пирамидальными связками обществ ("башнями"), находящихся на разных фазах развития - "этажах" шестислойного подпространства. В каждой такой "башне" наиболее эффективным является ее вершина - одно или несколько доминантных обществ: успешные завоеватели в мир-империях и успешные экономические эксплуататоры в мир-экономиках. Иначе говоря, властным центром мир-империй и ядром мир-экономик всегда являются общества "выбравшиеся" на высшую среди конкурентов фазу развития. Итак, "слоеный пирог" оказывается заполненным сквозными "башнями" состоящими из обществ, находящихся в разных "слоях" - фазах развития. Что дает такая картина по сравнению с классическим стадиальным подходом (в его марксистской версии формаций или либеральной версии теории модернизации)? Она прежде всего наглядно представляет один из основополагающих тезисов миросистемного анализа: общества развиваются не "сами по себе", а прежде всего за счет или с помощью других обществ.

Культурное подпространство и "кометы" цивилизаций После рассмотрения экотехнологического и социетального приступим к раскрытию культурного подпространства социальной онтологии.

Определим цивилизации как такие исторические системы, логика функционирования и развития которых в каждом периоде определяется не только обществами, существующими в этом периоде, но также культурными инвариантами, доставшимися от обществ предыдущих периодов. Согласно этому определению, ключевым признаком каждой цивилизации является зависимость развития входящих в эту цивилизацию обществ от общей для них культурной преемственности и исторической памяти. Как изобразить цивилизационную логику на нашей картине шестислойного пространства движения обществ? Будем считать, что траектория движения каждого общества не стирается бесследно. "След " ("трек" или "слепок") - это культурный и исторический образ общества прошлого, хранящийся в документах, истории и памяти людей общества настоящего. Таким образом, каждая цивилизация имеет два плана реальности: во-первых, актуальная цивилизация - существующие общества с центром-доминантом (или несколькими центрами), во-вторых, мемориальная цивилизация - связь "треков" или "слепков" предыдущих состояний этой цивилизации с прошлой иерархией обществ, с тем же или иным центром-доминантом.

Наглядно цивилизация может быть представлена как комета, у которой "голова" - это актуальная цивилизация, а "хвост" - это мемориальная цивилизация, состоящая из "слепков" обществ прошлого. В актуальной цивилизации всегда есть своя иерархия, на вершине которой находится общество-доминант, взявшее (отвоевавшее) основной груз, честь и привилегии воспроизводить старые культурные образцы, порождать новые и распространять те и другие.

Как же соотносятся "кометы"-цивилизации с "башнями" миросистем (мир-империй и мир-экономик)?

Во-первых, последние живут меньше и меняются чаще. Действительно, по определению логика миросистем задается лишь ныне живущими обществами, а временное измерение цивилизаций гораздо глубже.

Во-вторых, цивилизации, как правило, возникают в форме миросистем, обычно через завоевания, когда общество-победитель становится одновременно политическим и культурным доминантом в своей мир-империи: Рим для Западной цивилизации, Китай - для Дальневосточной, Московия - для Евразийской, первые арабские халифаты - для Исламской.

В-третьих, миросистемы, сменяя друг друга, обычно сохраняют структуру цивилизации (центр и иерархию). Так, совокупность арабских империй-халифатов составила мощнейшую мир-экономику, простиравшуюся в Средние века от верховьев Волги до Индонезии, от Самарканда до Марокко. Собственные мир-экономики выросли и на основе могучих мир-империй Индии, России и Китая (см.Бродель 1992).

В-четвертых, границы миросистем и цивилизаций нередко не совпадали. Периферийные общества Евразийской цивилизации (Греция, Болгария, Сербия) были надолго завоеваны Османской мир-империей. Периферийные общества Западной и Исламской цивилизаций (Финляндия, Прибалтийские страны, Чехия, Туркестан, османские провинции Кавказа) были аннексированы или завоеваны Российской мир-империей. Очевидно, что такие политические факторы при действии во времени более 2-3 поколений оказывают необратимое цивилизационное влияние. Если в фазах ранне-древних, древних и средневековых обществ актуальные цивилизации обычно состояли из одной или нескольких мир-империй, то в нововременной и, тем более, сензитивной фазе миросистемы объединяют общества разных цивилизаций. Классический пример: Западная мир-экономика, полупериферию и периферию которой составляли общества Индийской, Китайской, Евразийской, Южно-Американской, Исламской актуальных цивилизаций. Другой менее очевидный пример - это "лагерь социализма", по всем параметрам подходивший под определение мир-империи (с Россией в роли военно-политического доминанта), но объединявший при этом общества не только "своей" Евразийской (Украина, Белоруссия, Грузия, Армения), но также Западной (Чехия, Восточная Германия), Исламской (Азербайджан и Средняя Азия), Дальневосточной (Северная Корея, Вьетнам), Южно-Американской (Куба) цивилизаций.

Подведем итог в форме связи пространственных метафор. При всех оговорках и отклонениях общий принцип связи между цивилизациями и миросистемами достаточно прост: актуальные цивилизации ("головы комет") являются "башнями" миросистем, составленными уже из ныне существующих обществ, либо общества нескольких цивилизаций входят в состав одной миросистемы. Эта структура весьма прозрачна, сложности возникают при квалификации обществ, пограничных между цивилизациями.

Планетарная модель Динамика обществ включает как часть изменения их культур. Культура понимается здесь в традиции Кребера как система образцов сознания и поведения, передающихся из поколения в поколение (Kroeber 1952, Розов 1992). Образцы в культуре каждого общества меняются не хаотично, но с определенными тенденциями и направленностями. Соответственно, появляется культурное подпространство динамики обществ, где каждое состояние ("место") общества характеризуется через значения тех или иных параметров, принимаемые образцами культуры этого общества. Есть соблазн по аналогии с экотехнологическим и социетальным подпространствами установить свою иерархию уровней для культурного подпространства, к примеру по таким параметрам как "духовность" (идеационность по П.Сорокину), "моральность", "свобода", "разумность", "гармоничность", "эстетичность", "благочестивость" и т.д. Уже по этому ряду несложно заметить культурную и цивилизационную заданность, специфичность такого рода параметров. Если более развитые технологии рано или поздно вытесняют менее развитые, если более эффективные общества рано или поздно побеждают (завоевывают, подчиняют, эксплуатируют) менее эффективные, то с культурами дело обстоит иначе. Вытеснение культурой А культуры В вовсе не говорит, что культура А духовнее, гармоничнее, моральнее, свободнее, чем культура В, чаще бывает даже наоборот. Объективного критерия оценки нет, поэтому в данном подпространстве мы откажемся от универсальной иерархии каких-либо "слоев", что между прочим, вполне соответствует признанию принципиальной равноценности всех культур, уже давно общепринятому в культурно-антропологическом и цивилизационном подходах. Какова же структура культурного подпространства? Во-первых, оно во многом повторяет географическое пространство, причем по достаточно тривиальной причине: образцы могут распространяться только посредством материальных носителей (людей, вещей, текстов в широком смысле), а движение этих носителей уже подчинено закону расстояний и причудам географии (пустыни, горные кряжи и океаны - это преграды, а степи, моря с островами и бухтами - это уже "дороги" для культурной диффузии). Распространение культурных образцов и соответственное смещение обществ-реципиентов в культурном подпространстве также зависит от развития технологий транспорта и связи. Во-вторых, очевидными центрами притяжения в культурном подпространстве являются те же общества-доминанты цивилизаций, о которых уже говорилось выше. Только здесь они представлены уже не через комплекс социальных функций и способов, а через "культурное ядро" - систему образцов (ценностей, стилей мышления и поведения), фундирующих большинство остальных образцов в данной культуре и всей цивилизации (Розов 1992).

Вокруг цивилизационных доминантов располагаются общества субдоминанты. Они являются реципиентами образцов обществ-доминантов, но при этом имеют однозначную цивилизационную принадлежность. Так, Белоруссия, Восточная Украина, большинство внутренних национально-этнических образований в России являются субдоминантами Евразийской цивилизации. Грузия и Армения, бывшие в свое время окраинами Византийской империи-цивилизации, сохранившие ее религию - Православие, являются субдоминантами Евразийской цивилизации, но силы тяготения от Турции и США вполне могут перевести эти общества в маргинальную зону.