Смекни!
smekni.com

Общества, миросистемы и цивилизации: синтез парадигм и структура истории (стр. 6 из 6)

Пограничная (маргинальная) зона - это внешний круг каждой цивилизации, это общества которого испытывают равное или попеременно усиливающееся культурное влияние от соседних конкурирующих цивилизационных центров. Чем дальше от центра территория общества, тем дальше (как правило, но не всегда) и культура этого общества от культурного ядра цивилизации. Так, Польша, Литва, Западная Украина, имея глубокое историческое, генетическое, языковое родство с Россией и остальным славянством, оказались в известный момент перетянуты иным ядром, когда приняли католичество. Их сложная историческая судьба определяется с тех пор военно-политическим, культурным и экономическим соотношением сил между Россией и Западной Европой. Подобным образом, между Турцией и Россией ищут свое место Азербайджан, а с недавнего времени и Чечня, между Китаем, Турцией и Россией - Казахстан, между Китаем, Россией, Тибетом и Японией - Монголия.

Ядерные образцы основных современных цивилизаций В культурное ядро Западной цивилизации (где 4-5 европейских стран являются паритетными доминантами) входят ценности свободы, собственности, права, демократии, соревновательности, рациональности, критичности. В культурное ядро Южно-Азиатской цивилизации (где монопольный доминант - Индия) входят представления о карме, метемпсихозе (переселении душ), майе, путях совершенствования и кастовом делении. В культурное ядро Дальневосточной цивилизации (где монопольный доминант - Китай) входят специфический патернализм с реальной заботой "старших" о "младших", образованность-приобщенность с особой ролью символов и ритуалов, стиль мышления по аналогии (особенно с предметами природы). В культурное ядро Исламской цивилизации (с несколькими паритетными обществами-доминантами) входит абсолютизация всемогущества Аллаха, соответствующий фатализм, инструментальное отношение ко всему сущему (включая человеческие жизни) по отношению к выполнению воли Аллаха, жесткий патриархат и отождествление этики, политики, права и отчасти даже экономики с нормативностью, заданной в священных книгах. Проблематичен состав культурного ядра Евразийской цивилизации (где монопольный доминант - Россия). Возможно он до сих пор не устоялся из-за известных исторических бурь. Однако явная приоритетность ценностей государства, державности, власти и властного статуса, сосуществующая с притягательностью воли-свободы как полной независимости от власти-государства, ценности образованности-интеллигентности как "европейства" явно указывает и на специфику, и на глубокий драматический разрыв в самой сердцевине нашей культуры.

Пути развертывания модели Наметим принципиальные этапы и направления дальнейшего развития представленной модели структуры истории как социальной онтологии, увязывающей многообразие и стадиальность типов обществ с миросистемами и цивилизациями.

Во-первых, сама модель нуждается в проверке и уточнении на основе эмпирического материала Всемирной истории. Проверке подлежат тезисы, составляющие ее основу: об универсальности и необратимости экотехнологических стадий, социетальных фаз и типов-аттракторов обществ, о рождении цивилизаций из миросистем, о влиянии мемориальной цивилизации на актуальную и т.д.

Во-вторых, представленный концептуальный каркас модели должен быть заполнен списками обществ, миросистем и цивилизаций, их картированием в пространстве и времени, установлением точных взаимных отношений между элементами этих списков. Таков путь к построению собственно структуры Истории (пока же был задан лишь эскиз "оболочки" такой структуры).

В-третьих, полученная структура Истории должна быть объяснена через модели и теории исторической динамики.

В-четвертых, структура Истории должна послужить отправным пунктом для построения дескриптивных и прескриптивных прогнозов глобального и национального развития (к примеру, развития России как общества и доминанта Евразийской цивилизации на ближайшие десятилетия).

В-пятых, ход Истории, понятый как структура Истории, объясненная через ее динамику, служит основанием для установления (выявления/построения) Смысла Истории - центральной (вечной?!) проблемы историософии. Как видим, горизонты открываются весьма широкие, явно выходящие за рамки возможностей не только индивида и коллектива, но и поколения исследователей. По сути дела, задано ядро исследовательской программы (по И.Лакатосу). Суждено ли ей быть подхваченной и реализованной, покажет время.

Список литературы

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIIIвв. Т.3. Время мира. М., Прогресс, 1992.

Вебер М. Избр.произв. М., 1990.

Гуревич А.Я.Теория формаций и реальность истории.//Вопросы философии, 1990, 11.- С. 31-43.

Дьяконов И.М. Пути истории. М.,1994.

Кантор К.М. Четвертый виток истории // Вопр.филос.1996, 8.

Маркс К. Предисловие к критике политической экономии. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.13.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. Т.3.

Рачков М.П. Новая концепция экономической истории России // Вестник Иркутской государственной экономической академии. 11, 1997, с.16-20.

Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.

Розов Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии, 1995, N 12.

Розов Н.С. Рациональная философия истории: ценности, сферы бытия и динамические модели. // Гуманитарные науки в Сибири, 1997, N 1.

Степин В.С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль, Ежегодник 1991, М., Республика, 1992.

Тойнби А. Постижение истории. М.,1991.

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y.,1973.

Chase-Dunn Chr. Hall Th. Rise and Demise. Comparing World-Systems. Westview Press, 1997.

Chirot D. Social Change in the Modern Era. Harcourt Brace Jovaniovich, 1986.

Civilizations and World Systems. Studying World-Historical Change (Ed.by S.Sanderson), AltaMira, Walnut Creek - London - New Delhi, 1995.

Crosby Alfred. Ecological Imperialism: The biological Expansion of Europe, 900-1900. New-York: Cambridge Univ.Press, 1986.

Frank, Andre Gunder and Barry K. Gills, eds. 1993. The World System: Five Hundred Years of Five Thousand? London: Routledge.

Kroeber A. The Nature of Culture. Chicago, 1952.

McNeill W. The Rise of the West. University of Chicago Press, 1965.

McNeill W. The Changing Shape of World History. // History and Theory, Theme Issue 34, 1995.

Modelski G. Is World Politics Evolutionary Learning? // International Organization, 44, 1, Winter 1990.

Prigogine I. Values, Systems, Structures and Affinities. Futures, August 1986,pp.493-507.

Rostow W. The Process of Economic Growth, Oxford, 1962.

Sanderson, Stephen K. 1995. Social Transformations: A General Theory of Historical Development. London: Basil Blackwell.

Snooks G. The Dynamic Societies. Exploring the sources of global change. Routledge, London and New York 1996.

Spier F. The Structure of Big History. From the Big Bang until Today. Amsterdam University Press, 1996.

Toffler A., Toffler H. Creating a New Civilization. The Politics of the Third Wave. Turner Publ.,Atlanta, 1995.

Wallerstein I.The Modern World-System I. New York: Academic Press, 1974. Wallerstein I. The Modern World System II-III. San Diego, CA: Harcourt Brace Jovanovich, 1980.

Wallerstein I. World-Systems Analysis. In: Social Theory Today. Cambridge, England, 1988. Р. 308-313.

White L. The Nature of Cultural Systems. N.Y., 1975.

Н.С. Розов, профессор. Общества, миросистемы и цивилизации: синтез парадигм и структура истории