Смекни!
smekni.com

Демографическая ситуация в республике Дагестан (стр. 13 из 14)

Изменения произошли прежде всего в аварском национальном движении. Хасавюрт - эпицентр и форпост аварского влияния на равнине - во многом определял формы деятельности аварцев. Выбей их оттуда боевики и аварцам пришлось бы серьезно перестраиваться здесь. То, что не сделали бы ваххабиты, доделали бы акинцы, лакцы и кумыки. Мэр Хасавюрта, Сагидпаша Умаханов, не сдал город и стал третьей фигурой по значимости в аварском движении.

Главный удар приняли на себя аварцы, а значит на тот период они стали главной стабилизирующей силой в Дагестане. Произошло это в военных условиях, когда нет смысла от гражданских властей ожидать какого бы то ни было порядка. И тогда внутриаварские межклановые взаимоотношения восполнили сформировавшийся вакуум власти. Теперь эта ситуация на части Дагестана еще сохраняется, поскольку Хасавюрт стал прифронтовым городом. Получается, что часть аварского устройства естественным образом вписалась в порядок в Дагестане и одновременно стала легитимной формой деятельности самих аварцев в республике, причем оформлена она по военному образцу. Из одной из сил претендующих на лидерство они превратились в силу, без работы которой сам режим не устоит, т.е. в лидера.

Данное обстоятельство настолько серьезно меняет властную вертикаль в Дагестане, что можно говорить о начале формирования новой формы политического общежития в Дагестане. Целый этнос получил возможность легитимного формирования своих собственных структур, которые одновременно начинают рассматриваться как легитимные властные органы. И это признано Махачкалой. Подобное положение и раньше существовало в Дагестане, но только в пределах Хасавюрта, теперь речь идет о народе.

Особенности этой трансформации аварцев необходимо рассмотреть. Как этнополитическая сила они теперь при внезапном внешнем ударе со стороны не будут принципиально перестраивать свою деятельность в отличие от остальных этносов. Высокая устойчивость даже в военных условиях при наличии тяги к сохранению единства Дагестана становится дополнительным фактором их собственной устойчивости и устойчивости региона в целом. Безусловно сфера их деятельности не весь Дагестан, но там где они доминируют они так или иначе сами будут устанавливать именно такую форму политического устройства и попытки ее уничтожить приведут к резкому противодействию со стороны аварцев и общему раскачиванию равновесия, а значит невыгодны будут никому.

Во время боев в Хасавюрте ополчение почти целиком состояло из аварцев и даргинцев. Поскольку эти события были еще и выстраиванием военно-политической формы существования аварского этноса на равнине, то подобное взаимодействие выстраивалось еще и как форма сосуществования и деятельности двух этносов. В военной сфере превосходство у аварцев, а в гражданской в целом по Дагестану у даргинцев. Аварцы имеют базу на западе равнины и становятся главной силовой удерживающей порядка в Дагестане, это при том, что запад равнины не оказывает серьезного экономического влияния на республику. Даргинцы в Махачкале и отвечают за обеспечение интересов этносов в Дагестане, что крайне необходимо для поддержания мира и теперь лояльны к аварскому движению. Сформировался этнополитический блок одинаково удачный и для мирного Дагестана и при военной обстановке. И те и другие теперь знают, как они будут действовать в различных ситуациях.

Создание этого блока и принятие им политических форм было одним из главных составляющих подкрепивших начало политической трансформации всего Дагестана. Для того, чтобы позволить аварцам существовать в созданной ими форме прежде всего должен измениться смысл самой власти в Дагестане, она неизбежно должна стать гибче и определиться, какие свои функции она согласна делегировать этому национальному движению. Но это, в свою очередь, создает прецедент и по такой же схеме могут меняться и обязательно начнут меняться и другие народы, а значит власть должна определяться и соответственно изменять полномочия всех этносов в Дагестане.

Создание мощного даргино-аварского этнополитического ядра автоматически обеспечило устойчивость Дагестана, что дает свободу другим национальным движениям на реализацию новых форм для себя. Эти процессы будут сопровождаться сращиванием администрации с конкретными этническими течениями и соответственно приведут к усложнению его структуры. Однако все трансформации будут происходить в рамках существующего единства Дагестана, понимание которого изменится, так как усложнение политической структуры неизбежно поведет за собой усложнение и административной структуры. Дагестан де-факто просто станет федерацией и это нравится народам. Любая попытка разрушения ее вызовет войны. И даже с Россией. Возможность этносам создавать нравящиеся им формы общежития теперь неразрывно связано с существованием самого Дагестана как явления. Поддерживая друг друга это легче сделать. Дагестан может теперь испытывать любые политические трансформации, но не терять своего единства.

Сложенная подобным образом политическая структура Дагестана в любом случае является отображением его физической эволюции. Дагестан превращается в особый мир генерирующий особую форму существования и сосуществования различных народов, которую можно и нужно изучать и учитывать. При желании он может принимать в себя желающих, но как инкорпорантов. Политическое единство становится лишь частью культурного, религиозного и этнического единств. А в этом случае он становится еще и собирающим и упорядочивающим центром во всем регионе, причем как самостоятельное явление. В случае, например, ухода России из региона Дагестан обязательно возьмет на себя функции центра по формированию независимого государства на Северном Кавказе со своими коренными приоритетами.

Укрепление нового типа общежития в Дагестане должно сопровождаться выстраиванием идеологической (и не одной) доктрины соответствующей ему. Возникла настоятельная необходимость в наличии сил создающих эти доктрины. В административном смысле эту роль взяла на себя Махачкала и связанная с ней интеллигенция, а в религиозном - духовенство.

Духовенство впервые столкнулось с ситуацией когда у него не в неофициальном порядке просят о чем-то и его решения воспринимают как доброе пожелание. А когда его коллегиальное решение становится самостоятельной политическим событием с большим резонансом в Дагестане, и когда от этого решения зависит результат по сути дела целой войны. Я бы вообще рассматривал этот факт как рождение мусульманского духовенства в Дагестане как субэтноса. Коллегиальное решение духовенства - газават нападавшим, но это имело смысл не столько политический, сколько идеологический. Духовенством была сделана заявка на уникальность и священность происходящих событий в Дагестане, самобытность и независимость а значит на недопустимость их разрушения. Что в общем и собирались сделать боевики. Духовенство декларировало единство Дагестана не как субъекта федерации, а как самого по себе, особого мира. В результате идея разрушения Дагестана стала просто крамольной. Это, конечно, одно из мнений в республике, но оно привлекает многих в Дагестане и является одной из доминант определяющих его развитие.

Как видно, события стимулировали изменение этнической картины в Дагестане в совершенно определенном направлении, перспективы которого только приоткрываются и не ясны до конца, так что до насыщения и выстраивания нового стабильного состояния в Дагестане еще далеко, причем на его эволюцию будут оказывать влияние и обстановка в России и в регионе тоже.

Современный Дагестан - элемент этнической картины на Северном Кавказе и будет существовать и развиваться исходя из внутренних возможностей вне зависимости от того хочет это кто-нибудь или нет, поэтому самое разумное выстраивать свои приоритеты обязательно с условием учета наличия подобного центра в регионе.

Безусловно, на Кавказе сходятся интересы многих геополитических сил и каждая из них находит для себя здесь союзников и субъектов, лоббирующих ее интересы. Безусловно, происходит финансовая поддержка этих субъектов. Подобное положение вещей вносит свои смещения в развитие региона. Однако бессмысленно поддерживать силу, не имеющую серьезного влияния, а таких сил по пальцам можно перечесть. При наличии устойчивого равновесия между этими силами внешние влияния не играют роли в их взаимоотношениях и не сказываются на событиях, но это совсем не так при отсутствии оного равновесия.

После чеченской войны на Кавказе сложилась подобная ситуация, тяжелая для всех. Такой огромный дестабилизирующий центр как Чечня, неподконтрольный никому, создавал постоянное напряжение в своих соседях. Выступление боевиков в Дагестане все силы региона восприняли как возможность для качественного рывка в реализации своих интересов, а поскольку самой слабой силой в регионе (хоть и агрессивной) была сама "исламская" армия, то и сделали это за ее счет. Как водится, порвалось там, где тонко и деньги не помогли.

Столкнувшись с реальной угрозой распространения чеченских боевиков за пределы Чечни и дестабилизации обстановки во всем регионе российское руководство выбрало вариант переноса напряженности на территорию самой Чечни. Пока чеченцы будут воевать у себя дома, в соседних республиках будет создана система обороны, может быть эшелонированная, равно как и создана система безопасности. Здесь налет Басаева на Дагестан стал замечательным пропагандистским античеченским фактором.

Хасавюрт (и Дагестан вообще) закрылся для чеченцев и в Чечне разрушилось влияние одного из его упорядочивающих центров, результатом чего стало нарушение равновесия и перевод Чечни в состояние гражданской войны. Это произошло бы вне зависимости от того удался бы боевикам этот рейд или нет, и это было ясно для всех. Боевики сознательно шли на это, что сработало бы как один из дестабилизирующих факторов вообще в регионе. Чеченцы сейчас сплочены перед угрозой российского вторжения. А не будь его там бы вовсю шло противостояние с боями между религиозными боевиками и мирным населением. Ни один народ не сможет выжить без друзей, а сейчас вопрос стоит так, что чеченцы могут остаться без них и они сами понимают это. Чечню ждут внутренние перемены.