Смекни!
smekni.com

Демографическая ситуация в республике Дагестан (стр. 3 из 14)

Таким же местом деэтнизации служили торговые дороги. На узле торговых дорог, ведущих во внутренний Дагестан, сформировались даргинцы. Они и самые торговые и мастеровые среди дагестанцев, знаменитые Кубачи и проч. А на торговой, бывшей караванной, дороге, идущей вдоль линии Кавказа и Каспийского моря - кумыки.

Этот факт настолько примечателен, что его необходимо рассмотреть подробнее и посмотреть: что же понимать в Дагестане под термином народ. Вторым после духовенства главным абсорбентом пассионарных элементов среди различных этнических групп в Дагестане были аварцы. Параллельно им происходило формирование других этнических систем из которых наиболее важными представляются для нашей темы даргинцы и кумыки. Взаимоотношения между этими тремя этносами составили целый узел проблем в центральном Дагестане.

Современный этнический состав населения республики отличается динамичностью. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года на территории Дагестана зафиксированы представители 102 -х национальностей, которые принадлежат к трем языковым семьям:

1. нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи (аварцы и включенные в их состав 14 малочисленных народов: ахвахцы, каратинцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, тиндальцы, чамалалцы, багулалы, хваршины, дидойцы, бежтинцы, гунзибцы, гинухи, арчинцы), даргинцы (включая кубачинцев и кайтагцев), лезгины (кюринцы), лакцы (казикумухцы), табасараны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы);

2. тюркской группе алтайской языковой семьи (кумыки, азербайджанцы (тюрки), ногайцы (караногайцы), татары);

3. индоевропейской языковой семьи (русские, украинцы, белорусы, евреи, горские евреи, таты, армяне и другие народы).

Этнический состав, основные тенденции этнодемографического развития современного Дагестана определяют его наиболее многочисленные национальности: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасараны, азербайджанцы, чеченцы, ногайцы, евреи, рутульцы, агулы, украинцы, армяне, татары, цахуры, на долю которых приходится 99,9 % населения.

Этнодемографическая характеристика наиболее многочисленных национальностей Дагестана представлена следующими данными на 01.01.1995 года:

Аварцы (мусульманский суперэтнос) - 577,1 тыс.человек. Наиболее многочисленный народ республики, составляет 27,9% всего населения. Основная территория расселения - обширная область западного горного Дагестана, ограниченная замкнутыми хребтами: Андийским, Гимринским, Салатау и др.

Около 69% всех аварцев проживают в сельской местности, 22 районах республики.

Население Аваристана ( еще используются названия Авария, Аварстан) двести лет назад представляло из себя набор племен-народов, каждое из которых было со своим внутренним порядком. Все они стремились этот порядок поддерживать и воспроизводить вне зависимости от окружающей обстановки. Те селения и аулы, что находились у слияния притоков Сулака, постоянно испытывали внедрения в себя пришлых элементов (семьи, а то и просто свободные атомы), оторвавшихся от своих кланов, и вследствие чего были достаточно неустойчивы и текучи.

В имамате Шамиля было много людей дерущихся за интересы всех дагестанских народов вообще и аварских в частности. Это значит, что вообще были люди действующие в интересах всей этой совокупности народов-племен. Появление таких людей - естественный процесс, который шел вне зависимости от существования самого имамата, но существование имамата еще показывает, что они перехватили инициативу у родовых кланов.

С другой стороны, при повышении активности сами кланы вступают в более тесный контакт между собой и в этом случае возникает необходимость в регулировании взаимоотношений между ними. Одной из сил выполняющих эту функцию стало население указанного эпицентрового узла у слияния притоков Сулака, а сам процесс упорядочивания ими окружающих племен, часто происходивший с частичным разрушением внутренней структуры данных племен, стал процессом формирования единства населения данного региона. Люди участвующие в этом процессе, кто добровольно, а кто нет, стали называться аварцами. Как видно, это был прежде всего политический и экономический процесс, экспансия которого была ограничена слабой проходимостью в соседние области Дагестана. Со временем он стал этнополитическим и собственно этническим.

Упорядочивающая деятельность эпицентра приводила к упрощению этнической структуры региона, а значит к выделению свободных атомов, которые находили выход в повышенной активности. Частично, они пополняли собой сам эпицентр, но при повышении их числа стали действовать в рамках сформированной этнополитической целостности и, организуя консорции, сами стали упорядочивать совокупность взаимосвязей в Аваристане. Подобная деятельность требовала единой упорядочивающей идеологии и среди аварцев существовало довольно сильное притяжение к суффийским орденам, сначала накшбандийскому, потом кадирийскому.

К началу нашего века, эпицентр потерял свою лидирующую роль, а Аваристан превратился некую целостность порождающую общеаварские консорции, которые ее же и упорядочивали. Сопровождалось это перенаселением в горах, которое снималось эмиграцией на Ближний Восток и расселением в соседние горские области, на равнину и в города.

Здесь наступил новый виток эволюции аварского процесса, который продолжается и теперь. Расселявшиеся и переселявшиеся теряли связь с ландшафтом и осваивали новые формы деятельности, и тем самым усложняли и разваливали свою же целостность. При этом они отказывались называться неаварцами, т.е. все так же стремились участвовать в аварском процессе. А это значит, что они признавали общеаварские консорции своими и участвовали в них, т.е. стремились установить тот же способ жизни, который имели на Родине, те же процессы и проч. Каждый такой переселившийся кусочек превращался в центр "аваризации" окружения и выстраивал вокруг себя жизнь как продолжение аварского процесса вовсю идущего в горах. Как уже говорилось, начинался этот процесс как силовое принуждение, в общем-то, так он и должен продолжаться. Соответственно внешне он выражался и выражается в захвате аварцами лидерства и экспансии во все слои жизни. Однако, сил у них не настолько много, чтобы разрушать крупные (для Дагестана) этнические образования и превращать в строительный материал для развития своего этнополитического процесса, а вот мелкие народы ими с успехом ассимилируются. Такая экспансия приводит к текучести форм аварского этноса, и здесь важной становится прежде всего его этнополитическая эволюция.

Аварцев отличает сильнее, чем у остальных народов Дагестана развитый принцип коллективной ответственности и взаимовыручки. В самой общей форме их экспансию в чуждой для них или деэтнизированной среде можно обрисовать так. В месте коллективного проживания аварцев формируется консорция и начинает брать дань с окружения. Ценностями или трудом. Что хочешь и как хочешь делай, но сумму положи или что-нибудь полезное сделай или мы тебя накажем. Если не хочешь стать данником, докажи это и собирай свою команду. При этом сами консорции считают себя обязанными так действовать. Этот принцип очень хорошо организует население. Для легитимности создается государство (если новое создать нельзя, то используется существующее, в котором захватываются ключевые посты).

При отсутствии влияний других этнополитических процессов, аварское приводит к упорядочиванию населения по силовому признаку, внедрению трансформированного аварского менталитета и формированию единой этнополитической системы на осваиваемой ими территории, которая в общем отличается от горского варианта Аварстана. И те и другие называются аварцами, но представляют из себя разные течения в одном этносе.

Тяга к централизации характерная для них привела к тому, что шатаний по религиозному признаку у аварцев нет и разбиения на отдельные течения связанные с ним ожидать не приходится. Появляющиеся среди них ревнители модных мусульманских учений из собственно аварского процесса выпадают.

Даргинцы (мусульманский суперэтнос) - 332,4 тыс.человек - второй по численности народ Дагестана, составляет 16,1% всего населения РД. Основная территория расселения - горная и предгорная зоны среднего Дагестана в бассейнах рек Халагорк, Акуша, Бугам и Уллучай(до предгорий). Большая часть их (68%) расселена в 16 районах сельской местности.

Если аварский процесс связан с формированием по большому счету орды, то для даргинцев характерен конфедеративный принцип организации и централизованного государства у них не возникало. Через территории на которых теперь живут даргинцы проходят главные пути, связывающие Нагорный Дагестан с внешним миром, но рельеф не представляет возможности создания яркого центра, как у аварцев, поэтому административного объединения не было. Зато была возможность оседания и накопления на сравнительно небольшой территории самых различных ремесел. Шло это очень долго - практически с заселения этих мест человеком. В результате здесь сформировался ремесленный центр Нагорного Дагестана.

Любой мальчишка, который почувствовал радость от создания своими руками красивой или полезной вещи стремился попасть и поучиться мастерству именно в этих местах. А когда таких мальчишек в Дагестане в XIX веке появилось много Даргинстан стал изменяться. Первичными консорциями здесь стали не военные отряды, а мастерские. Все эти мастерские в совокупности на этой территории рассматривались как единое целое и принадлежащее именно данной территории и данному набору племен, живущих здесь. В какой-то момент они стали упорядочивающим началом и подчинили своим интересам окружающее население. В целом их отличал высокий профессионализм в ремеслах и развитое эстетическое чувство, а эти качества в Дагестане и тогда и сейчас ценились и ценятся. Даргинстан стал для Дагестана в XIX веке, тем же чем был Новгород для Руси в XIV в.