Смекни!
smekni.com

История политических и правовых учений (стр. 2 из 5)

Принципы связи и взаимодействия отдельных ветвей власти: законодательная власть - верховная. Другие власти оказывают на нее активное влияние - с помощью комплекса официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов.

Форма государства должна вырастать из общественного договора и добровольного согласия людей, иметь надлежащую структуру правления, охранять естественные права и свободы индивида, заботиться об общем благе всех. Локк отдавал предпочтение конституционной монархии.

Суверенитет народа выше суверенитета созданного им государства. Народ имеет право на восстание против нарушивших общественный договор правителей.

Европейское Просвещение

Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле “царство разума”, в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.

Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрении в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.

Политические и правовые взгляды Вольтера

Вольтер (1694-1778) - великий французский мыслитель и литератор.

Главным оплотом и виновником засилья невежества, предрассудков, суеверия, подавления разума является церковь и католицизм. Бог - тиран, сеющий злобу и слепой в своей ярости. Церковь умерщвляет жизненное начало всякой свободы - свободу совести и слова. Но Вольтер не отвергает религию, а считает, что религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс.

У Вольтера свобода - свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержень личной свободы - свобода слова, печати, труда (продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности.

Подлинная свобода наступает тогда, когда люди перестают быть формально зависимыми друг от друга, становятся автономными субъектами. Но отношения зависимости, определенной связанности действий индивидов остаются. Свобода в том, чтобы зависеть только от законов - идея господства права.

Вольтер не противопоставляет свободу и равенство друг другу. Свобода дополняется и подкрепляется равенством. Равенство людей - обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом.

Обладание имущества складывается на положении человека в обществе. Право голоса имеют лишь собственники.

Вольтер внес предложения по реформированию феодального общества: уничтожить сословные привилегии и упразднить церковные суды, аристократию заменить бюрократией. Надежды на проведение реформ возлагались на сильную и просвещенную государственную власть.

Из форм государственного устройства Вольтер предпочитает абсолютную монархию, но хочет сделать ее “просвещенной”. На троне должен быть “просвещенный” монарх - милостивый государь, внемлющий нуждам людей, своих подданных.

Вольтер первостепенное значение придавал не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур - свободе, собственности, законности, гуманности.

Политико-правовое учение Монтескье

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя основными его произведениями являются “Персидские письма” (1721), “Размышления о причинах величия и падения римлян” (1734) и “О духе закона” (1748).

Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие “дух народа”.

Главная ценность - политическая свобода, условия обеспечения которой - справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Закон выражает присутствие разумного в отношениях. Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. Человек управляется неизменными естественными законами, но нарушает как их, так и изменчивые человеческие законы. Естественные законы - стремление к миру, добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе (из-за того, что человек вначале крайне боязлив). Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода - между отдельными лицами и между народами. Появление этих двух видов войны побуждает установить законы между людьми. Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право), законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право), законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает необходимость образования государства. Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т.е. гражданское состояние.

Необходимым законообразующим фактором является характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Только в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными для другого народа.

Положительные законы должны соответствовать природе и принципам установленного правительства (т.е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, климату, качеству почвы, образу жизни населения, его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т.д. особое внимание уделяется взаимосвязанности законов (системной целостности законодательства).

Монтескье различает 3 формы правления: республиканская (верховная власть в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия)), монархическая (правление одного человека посредством твердо установленных законов) и деспотическая (воля и произвол одного лица вне всяких законов и правил). Каждой форме правления присущ определенный принцип правления - то, что заставляет ее действовать - человеческие страсти. В республике это - добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх.

При демократии народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. В демократии основные законы - определяющие право голосования. Оно принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы постановления сената - акты временного действия.

Основные законы аристократии - те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением.

В монархии основные законы те, которые определяют существование посредствующих, подчиненных и зависимых властей, их правомочий. Главная - власть дворянства.

Основной закон деспотического правления - наличие должности полновластного визиря.

Монтескье различает 2 вида законов о политической свободе: 1. Законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству. 2. Законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину.

Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью, для чего существует система взаимного сдерживания властей.

Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Личностный аспект свободы - в безопасности гражданина, средством которой является доброкачественность уголовных законов и судопроизводства.

Политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению.

Для обеспечения свободы необходимы и определенные судебные формальности (процессуальные правила и нормы).

Разряды (типы) законов: естественное право, божественное право (право религии), церковным(каноническим) правом, международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной), общим государственным правом, относящимся ка всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом.

Правила составления законов:

Слог закона должен быть сжатым и простым. Слова закона должны быть однозначными. Законов не должны вдаваться в тонкости. Когда закон не нуждается в исключениях, ограничениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них. Мотивировка закона должна быть достойна закона.

Политико-правовое учение Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Произведения: “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?” (1750), “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754), “О политической экономии” (1755), “Суждение о вечном мире” (1782), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762).

Позиции обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета.

В естественном состоянии нет честной собственности, все свободны и раны. Неравенство обусловлено лишь природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Выход - в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической.