Смекни!
smekni.com

История политических и правовых учений (стр. 3 из 5)

Должен быть создан Политический организм как подлинный договор между народами и правителями.

Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей води свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Это - лицо юридическое, именуемое Республикой или Политическим организмом, называемым Государством когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными. Члены ассоциации получают имя народа, в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства.

Условия перехода к государству: от каждого по договору отчуждается естественное равенство и свобода и возмещается ему в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит “обмен” естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни.

Руссо выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан.

Руссо подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Он критикует всевозможные частичные ассоциации, партии, группы и объединения. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Это искажает процесс формирования подлинной общей воли граждан. Наличие сект и партий причиняет вред государству. Различие воли всех от общей воли имеет в виду раздвоение человека на члена гражданского общества и гражданина государства.

Обязательства, связывающие людей с общественным организмом (государством), непреложны лишь потому, что они взаимны, предусматривают равенство их прав и обязанностей.

Власть же суверена включает в себя его безусловное право на жизнь и смерть подданных. Гарантий прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью нет. Есть лишь принудительный момент. Общественное соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами.

Руссо отрицал как представительную форму власти, так и принцип и идеи разделения верховной, суверенной власти государства на различные власти.

Законодательная власть должна осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Исполнительная власть выражается лишь в актах частного характера и не принадлежит ни всей массе народа, ни компетенции суверена. Исполнительная власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном (приведение в действие законов, поддержание политической и гражданской свободы). “Сила” - законодательная власть, “Воля” - исполнительная власть.

Формы правления: демократия, аристократия, монархия. Во всех формах правления суверенитете и законодательная власть принадлежат всему народу. Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое - для средних, монархическое - для больших. Всякое правление посредством законов - республиканское правление.

Для поддержания положений общественного договора и контроля за деятельностью исполнительной власти периодически должны созываться народные собрания. Народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Руссо различает 4 вида законов: политические, гражданские, уголовные и нравы, обычаи, общественное мнение.

Цель всякой системы законов - свобода и равенство. Законы - необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов - дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности, что порождает нужду в Законодателе. Законодатель - это учредитель государства, деятельность которого просвещает народ.

В случае, когда речь идет о спасении государственного строя и отечества, можно приостанавливать священную силу законов и учреждать диктатуру.

Учение И. Канта о государстве и праве

Иммануил Кант (1724-1804). Первый приступил к систематическому обоснованию либерализма. Труды: “Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения”, “К вечному миру”, “Метафизические начала учения о правде”.

Принцип социальных воззрений Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов. Человек в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. К человечеству следует относиться только как к цели, а не как к средству.

Разум спонтанно творит для себя собственный мыслимый мир определенных идей, к нему старается приблизить реальные условия.

Автономия воли ограждает личность как от собственного произвола, так и от тотального господства над нею общественного целого, обеспечивая ей осуществление свободы.

Проблема в том, что индивидуальная свобода сплошь и рядом перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона Кант называет правом. Право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Субъективными мотивами, строем мыслей занимается мораль.

Призвание права - гарантировать морали то социальное пространство, где она могла бы нормально проявлять себя, в котором могла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида.

Общеобязательность права достигается принуждением. Государство - исконный и первичный носитель принуждения.

Государство - множество людей, подчиненных правовым законам. На государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных нужд, труде, здоровье, просвещении и т.д. благо и назначение государства - в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права (Кант - один из главных создателей концепции правового государства). Государству необходимо опираться на право, ориентироваться на него, согласовываться с ним.

Происхождение государства. Гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе, что не случайно. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор. Условие заключения договора - обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения признавать в каждом индивиде лицо, которое безо всякого принуждени осознает долг “не делать другого средством для достижения своих целей” и способно данный долг исполнить. Все отдельные лица отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства. Свобода - свобода критики.

3 категории права: естественное право (источник - априорные принципы), положительное право (источник - воля законодателя), справедливость (притязание, не предусмотренное законом и не обеспеченное принуждением). Естественное право: частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное право (определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого.

Правопорядок опирается на общеобязательные законы. В частноправовых отношениях стороны равны. Объект частного права - не только вещи и поведение людей, но и сам человек (власть мужа над женой).

Народ участвует в принятии конституции, выражающей его волю. Граждане делятся на активных (имеющие избирательное право) и пассивные (низы общества).

Идея разделения властей. 3 власти: законодательная (принадлежащая только суверенной “коллективной воле народа”), исполнительная (сосредоточенная у законного правителя и подчиненная законодательной, верховной власти), судебная (назначаемая исполнительной властью).

Формы государства (по числу законодательствующих лиц): автократия (абсолютизм), аристократия, демократия. Республиканская форма правления - отделение исполнительной власти от законодательной. Деспотическая власть - их слияние.

Народ не вправе обсуждать вопрос о происхождении власти. “Всякая власть происходит от Бога”.

Государь, правитель получает только права, но не обязанности. Осуждается право наказывать главу, право восстания. Допускается лишь легальное сопротивление существующей власти.

Политико-юридические учреждения путем плавных реформ сверху.

Кант выдвигает проект установления “вечного мира” созданием всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу. Это неминуемо.

Историческая школа права

Основоположником направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Г.Гуго (1764-1844) - профессор Геттингенского университета, автора “Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности - частного права”. Виднейшим представителем этой школы был К. Савиньи (1779-1861), изложивший свои взгляды в книге “Право владения”, “О призвании нашего времени к законодательству и правоведению”, в шеститомном сочинении “Система современного римского права”. Третий представитель этой школы - Г.Пухта (1798-1846), основные произведения которого - “Обычное право” и “Курс институций”.

Согласно учениям школы, право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Гуго сравнивает право с языком, которое также возникает путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, которое производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр “национального духа”, глубин “народного сознания”.