Смекни!
smekni.com

Методологические проблемы отображения общества как целого в советской философской литературе 50-80-х годов (стр. 8 из 9)

Первым опытом создания системы категорий политической экономии социализма был учебник Института экономики АН СССР, вышедший в 1954 году. Скоро выявились недостатки учебника. В частности, во многих работах отмечалось, что, хотя учебник определяет правильно многие блоки категорий социализма, по он в недостаточной мере выявляет внутренние связи между ними. В качестве единственного способа для преодоления односторонне-аналитического подхода многие экономисты стали рассматривать применение метода восхождения от абстрактного к конкретному с целью отображения субординации системы категорий и законов политической экономии социализма. Данный подход нашел свое воплощение в "Курсе политической экономии" под редакцией Н.А.Цаголова.

Однако, в основе данного подхода заложено глубокое противоречие: с одной стороны, авторы учебника провозглашают, что они рассматривают социализм не в качестве самостоятельного способа производства, а как низшую фазу коммунистического способа производства; с другой стороны, попытка создания системы категорий и законов политической экономии социализма имеет своей предпосылкой рассмотрение социализма в качестве целостной системы и, следовательно, в качестве самостоятельного способа производства, отличного от коммунизма.

Авторы "Курса политической экономии" предлагали выявить простейшее отношение (клеточку) системы категорий политической экономии социализма и вывести из нее остальные категории. В качестве исходного отношения они рассматривали категорию планомерности общественного производства (другие экономисты в качестве исходного отношения рассматривали категорию социалистической собственности). "Планомерники" механистически экстраполировали метод "Капитала" К.Маркса на рассмотрение политической экономии социализма, не учитывая незрелость предмета исследования.

В соответствии с этим подходом нужно определить сущность социализма в чистом виде, отвлекаясь от всех других отношений вторичного порядка (в частности, необходимо отвлекаться от товарно-денежных отношений). Представители данного подхода рассматривают социалистическое производство в качестве непосредственно общественного производства. Но тогда возникает парадокс: каким образом можно вывести из непосредственно общественного, бестоварного социалистического производства его прямую противоположность, товарно-денежные отношения, которые безусловно существуют и используются в реальной хозяйственной практике?

Последовательное проведение этой позиции приводит к полному отрицанию товарно-денежных отношений при социализме. Такой точки зрения придерживались В.А.Соболь, Н.Ф.Хессин, И.С.Малышев и другие "антитоварники". С их точки зрения социализм приводит к ликвидации товарного производства. В СССР товарно-денежные отношения выступают лишь как пустая, внешняя форма, выражающая бестоварное содержание. Разрыв формы и содержания приводит к новым парадоксам. Если товарно-денежные отношения представляют собой пустую, бессодержательную форму, тогда расширение их сферы действия не несет опасности для социализма (а реформа 1965 года доказывала противоположное). Кроме того, вопрос об их отмирании при переходе к коммунизму отпадает, так как они выступают не как общественно-историческое отношение, а как сугубо техническое средство.

Другой точки зрения придерживался Н.А.Цаголов. Он, в отличие от крайних "антитоварников", полагал, что при социализме сохраняются реальные товарно-денежные отношения (не просто их имитация), но они являются вторичными, несущественными отношениями, не детерминирующими основное направление развития производственных отношений. Другими словами, при социализме сохраняются товарно-денежные отношения, но они не входят в его сущность, а лежат на поверхности экономической сферы. В таком случае возникает противоречие между внутренними отношениями, сущностью социалистических производственных отношений с одной стороны, и способами, формами проявления этих производственных отношений, их поверхностью, с другой. Таким образом, появляется противоречие между экзотерическим подходом, описывающим поверхностные, внешние отношения экономической жизни, и эзотерическим подходом, объясняющим и раскрывающим их сущность.

"Товарники" попытались по-своему разрешить это противоречие. Наличие товарно-денежных отношений при социализме - это объективный факт, который не нужно доказывать умозрительным путем, считают они. Любую попытку исследовать сущность, внутренние связи предмета они отвергают как умозрительную и метафизическую. Другими словами, они пытаются преодолеть противоречивую познавательную ситуацию путем отказа от одной из сторон противоречия, от эзотерического подхода к предмету. Несмотря на их неприязнь к умозрениям, "товарищей" создают свою "идеальную" модель "чистых" товарно-денежных отношений, нигде и никогда не существовавших в пространстве и во времени.

"Товарники" рассматривают закон стоимости в качестве основного регулятора развития народного хозяйства. При этом роль плана сводится к пассивному отражению "рыночной конъюнктуры". Отношения между предприятиями выступают как отношения между самостоятельными товаропроизводителями, каждый из которых производит продукцию, наиболее выгодную с точки зрения стоимостных показателей.

Закон стоимости выступает в качестве технического инструмента, средства для увеличения эффективности работы предприятии. "Товарники" в духе прудонизма отвлекаются от "плохих", отрицательных сторон закона стоимости, стремясь одновременно получить максимальную выгоду от его "хороших", положительных сторон. Закон стоимости становится своего рода "волшебной палочкой", позволяющей решить любые народнохозяйственные проблемы и установить экономическое равновесие. По сути дела, он превращается во внеисторическое, вечное отношение.

Отказ от эзотерического подхода, от необходимости исследования сущности экономических процессов неизбежно ведет к отрицанию конечной цели, направленности исторического процесса, в данном случае - к отказу от необходимости перерастания социализма в зрелый коммунизм. Среди "товарников" имела широкое хождение концепция социализма как самостоятельного способа производства. Концепция "товарников" в лучшем случае приводила к консервации социализма, в худшем подготавливала условия для реставрации капитализма.

В целом можно сказать, что ни "планомерники", ни "товарники" не смогли выявить специфику том стадии развития, в которую вступил СССР в конце 50-х - начале 60-х годов, определить перспективы его дальнейшего развития. И те, и другие находясь в рамках метафизической, "черно-белой" логики, абсолютизировали какие-то отдельные, обособленно взятые стороны предмета.

Но было бы несправедливо ставить знак равенства между ними. В отличие от "товарников", являющихся представителями вульгарной политической экономии, "планомерники" являются классиками политической экономии социализма. Их теоретическое творчество относится к стадии познания, когда на первый план выходила задача отвлечения от чувственно-конкретного созерцания и осуществления первой рассудочной систематизации категорий еще несформированного нового предмета. Их ограниченность имеет закономерный характер на той стадии развития политической экономии социализма.

Реставрация капитализма. Вульгаризация политической экономии

В 1985 году руководство СССР объявляет проведение реформы для обновления социализма (потом эта политика была названа "перестройкой"). Неопределенность термина и самой сути данного политического курса давала возможность самых разных интерпретаций, его легкого приспособления к нуждам текущей конъюнктуры. Кроме того, данный политический курс ориентировали на критику отрицательных сторон существующего, но не давали людям перспективу, цель, идеал, ради которого стоило бы жить и бороться. Нигилизм, узкий эмпиризм, применение метода "проб и ошибок" стали неотъемлемыми атрибутами "нового политического курса".

Вначале и качестве основного направления экономических реформ выступало "ускорение социально-экономического развития". Все дело сводилось к оптимизации макроэкономических народно- хозяйственных показателен, к количественному росту темпов развития страны в технократическом духе.

На июньском пленуме 1987 года опять выдвигается задача пере- хода от административных к экономическим методам управления. В качестве средства для решения этой задачи рассматривалось резкое расширение самостоятельности предприятии, переход на полный хозрасчет, на самофинансирование, на установление прямой зависимости уровня доходов коллектива от эффективности его работы. Совершенствование социалистических производственных отношений сводилось к изменению хозяйственного механизма, то есть к изменению их поверхностного слоя, при сохранении в неизменном виде отношений собственности - сущности производственных отношений. Представление о том, что можно изменить внешние формы какого-то процесса без изменения его внутреннего содержания, его сущности, - типичное представление вульгарной политической экономии. Методологическим основанием указанного представления является постулат о компромиссе, примирении противоположностей.

Эта идея пронизывает работы Л.И.Абалкина - ведущего теоретика "перестройки" в данный период. Л.И.Абалкин считает, что в современном обществе происходит переход "от противостояния основанного на представлении об антагонизме классов и несовместимости их интересов, к культуре диалога и компромиссов, бази- рующейся на понимании целостности общественных образовании и необходимости синтетического взгляда на изучаемый объект."[23][16]