Смекни!
smekni.com

Честь как фактор политической жизни России первой четверти XX века (стр. 2 из 4)

От лагеря правительственно-монархического и оппозиционно-либерального перейдем к лагерю радикально-революционному.

Партия социалистов-революционеров (эсеров) считала себя преемницей народовольцев и провозглашала свою приверженность принципам революционной чести.

4 февраля 1905 года участник боевой организации эсеров Иван Каляев убивает князя Сергея Александровича. Вдова Сергея Александровича, Елизавета Петровна уходит в тюрьму к боевику и умоляет его покаяться. Тот отказывается, но Елизавета Федоровна подает императору просьбу о помиловании. Возникают слухи, что Каляев согласен просить о помиловании. Несколько дней спустя Елизавета Федоровна получает от заключенного письмо приблизительно такого содержания: "Вы злоупотребили моим положением... Объяснение, которое дают нашему свиданию, меня бесчестит. Я не хочу помилования, о котором вы хлопочете за меня..." Впоследствии Каляев переводится из Москвы в Шлиссельбургскую крепость. Там его долго уговаривают просить о помиловании. Тот упорствует: "Я хочу и должен умереть. Моя смерть будет еще полезнее для моего дела, чем смерть Сергея Александровича." Главный военный прокурор, получив очередной отказ И. Каляева подать прошение о помиловании, понимает, что ему не сломить упорства революционера и приказывает привести приговор о смертной казни в исполнение11. Мы видим на лом примере, какие приверженцы "революционной чести" были в рядах эсеров.

Симптоматичен и "случай Азефа", Евно Азеф стоял у основания партии эсеров и одновременно был агентом охранного отделения. В 1908-1909 гг. возникает вопрос о его провокаторстве. Письма показывают, что ценности "революционной чести" являлись для эсеров "высшей инстанцией", к которой можно было апеллировать. Так, 10 октября 1908 года в письме Б. Савинкову он пишет относительно возможного разбирательства по поводу его, якобы мнимого, провокаторства: "Я уверен, что товарищи пойдут до конца в защите чести товарища". Спустя три месяца он пишет членам партии эсеров письмо следующего содержания: " 7.1.1909. Ваш приход в мою квартиру 5 января и предъявление мне какого-то гнусного ультиматума без суда надо мною, без дачи мне какой-либо возможности защищаться против возведенного полицией и ее агентами гнусного на меня обвинения - возмутителен и противоречит всем понятиям и представлениям о революционной чести и этике... Мне же, одному из основателей партии с.р. ... приходят и говорят: "Сознайся или мы тебя убьем". Мне такое ваше поведение дает моральную силу предпринять самому, на свой риск все действия для очистки своей чести, запятнанной перед полицией и вами. Оскорбление такое, как оно нанесено мне вами, знайте, не прощается и не забывается".

И еще спустя три месяца он пишет письмо жене (о котором извещает полицию), где также апеллирует к чести революционера:

"13.4.1909. ... Мою жизнь я отдам с большой готовностью для тебя, моих детей, близких мне, которым я причинил столько несчастья, сделав свою честь поруганием других. ... Я ... клянусь ... жизнью, всем, что для меня дорого и свято, - я все время действовал как революционер и только как революционер". 12

Немалую роль играют до октябрьского переворота 1917 года понятия чести и для социал-демократов. В начале века Г. В. Плеханов в открытом письме ЦК РСДРП пишет: "Уверяю вас честью революционера", а в другой политической статье замечает: "Надо же кому-то спасти честь российской социал-демократии".13

В. И. Ленин пишет в 1904 году: "У кого есть хоть капля политической чести ... тот должен перестать вилять и хитрить .., тот должен занять определённую позицию и отстаивать свои убеждения ". А в 1914 году в докладе "ЦК РСДРП..." В. И. Ленин заявляет: ''...Газета ликвидаторов публично обвиняет в бесчестности члена нашей партии Данского .. От имени ЦК я повторяю, что паша партия считает его честным товарищем и не позволит никому безнаказанно посягать на его честь»14

В 1914 году возникает вопрос о провокаторстве Малиновского. Главы фракции большевиков в Думе и агенте охранного отделения. Следственная комиссия с участием В. И. Ленина и Г. Е. Зиновьева публикует заключение: "... ввиду неслыханных покушений клеветников на политическую честь Малиновского выступить в печати с разоблачением всей правды ... "1:). Имеются сведения и о том, что выступавшему с обвинениями в адрес Малиновского Ю. О. Мартову В. И. Ленин грозил привлечением к "суду чести"16. Когда распространяются (ложные) слухи о смерти Р. Малиновского, Ленин с Зиновьевым пишут некролог, где говорится: "Партия ... обязана ... защитить честь умершего бывшего своего члена".17

В январе 1916 года Петроградский комитет РСДРП в листовке призывает смыть "грязное пятно" соглашательства с революционной чести петербургского пролетариата "18. А в июне 1917 года В. И. Ленин возмущается "совершенно недопустимым выпадом против чести товарища и ... агента ЦК" Я. С. Ганецкого19.

Таким образом, представители всех политических лагерей признавали значимость требований чести (дворянской или революционной). Особо следует остановиться на начале и ходе русско-германской ("первой мировой") войны.

Российская историография традиционно усматривала причины вступления России в войну с Германией в "объективных" противоречиях. Тем не менее, в последние годы начинает озвучиваться и другой взгляд на причины войны, отыскивающий истинные причины войны в сфере морали.

Так, доктор философских наук Т. А. Алексеева говорит по этому поводу следующее: "Россия ... верная союзническим обязательствам, верная своему слову ... вступила в первую мировую войну с самого начала... Были ли у нас достаточные серьезные противоречия с Германией на тот момент? Это вопрос более чем спорный. И не является ли после дававшееся утверждение о неразрешимости этих противоречий апологетикой тех историков, которые пытались оправдать изначальную моралистскую установку "20.

Действительно, если беспристрастно взглянуть на документы, сопровождавшее начало войны и ее течение, то обнаружится едва ли не решающая роль морального фактора, и, в значительной степени, фактора чести.

20 июля 1914 года (по старому стилю) Николай Второй издает "Высочайший манифест", в котором говорится: "Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно ... Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования ... Презрев уступчивый и миролюбивый ответ сербского правительства,... Австрия поспешно перешла в наступление ...

Германия ... внезапно объявила России войну. Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав".

Этот принцип был подтвержден Императором в его выступлении 26 июля 1914 года перед членами Государственного Совета и Государственной Думы в Зимнем дворце: "Мы не только защищаем свою честь и достоинство в пределах земли своей, но боремся за единокровных и единоверных братьев - славян".

В ответе Николаю Второму исполняющему обязанности председателя Государственного совета статс-секретарь И, Я. Голубев говорит: "Мы готовы на все жертвы для охранения чести и достоинства единого нераздельного Государства Российского".

Затем выступает председатель Государственной Думы М. В. Родзянко: "Объявлена угроза благополучию и целости государства. Оскорблена народная честь, а честь народная нам дороже жизни ... Государственная Дума, отражающая в себе единодушный порыв всех областей России и сплоченная одной объединяющей всех мыслью, поручила мне сказать Вам, Государь, что народ Ваш готов к борьбе за честь и славу Отечества ... Дерзайте, Государь! Русский народ с Вами и, твердо уповая на милость Божию, не остановится ни перед какими жертвами, пока враг не будет сломлен и достоинство родины не будет ограждено".

В тот же день проходит историческое заседание Государственной Думы. Председатель совета министров И. Л. Горемыкин, в частности сказал: "Россия не хотела войны ... Но ... императорское правительство не могло покорно отступить перед брошенным ему вызовом. Это значило бы отказаться от положения России среди великих держав. Это было бы роковой ошибкой, а она нас унизила бы..."

Его сменяет на трибуне министр иностранных дел: "Россия не могла уклониться от дерзкого вызова своих врагов. Она не могла перестать быть великой Россией Раздираемая ударом, который создал бы впечатление ее силы, нанеся в то же время России унижение ... Мы боремся за нашу родину, мы боремся за свое достоинство и положение великой державы". Сдерживая рыдания, С. Сазонов сходит с трибуны. Палата встает и устраивает ему овацию.

Симптоматично выступление Л. Г. Люца от имени русских немцев: "Наступил час, когда населяющие Россию немцы сумеют защитить достоинство и честь великого государства и снять с себя оскорбление. которое могло бы быть нанесено им одним предположением, что русские поданные - немцы в состоянии изменить своему отечеству. Мы, немцы, населяющие Россию, всегда считали ее своей родиной, и за честь и достоинство ее мы все, как один человек, готовы сложите свои головы."