Смекни!
smekni.com

Национальные интересы и возможности их реализации в России (стр. 4 из 17)

Ничего не поделаешь, партии действуют в среде с разрушенными старыми и с несформировавшимися новыми связями с низким уровнем гражданского самосознания.

В регионах политическая власть формируется без партий, так как политическая элита не рассматривает партии как эффективный инструмент борьбы за осуществление политических целей. В результате человек рассматривает государственную сферу политики как враждебную и противостоящую ему и негативно оценивает деятельность практически всех демократических институтов российского государства, в том числе и партий[12].

Но даже если неким волшебным образом наша российская псевдодемократическая действительность преобразуется в демократию европейского образца, то и такая демократия при ближайшем рассмотрении также будет выглядеть сомнительной. Классическая демократия – это демократия участия в общественных делах подобно древнегреческой при совместном ведении общественных дел. Демократия западного общества характеризуется формальной представительной демократией. Она характеризуется лишь в виде защиты от произвола властей, реализации, высказывании своего мнения, свобод передвижения и пр. Это обеспечивается государством. Но как быть с непосредственным участием населения? Еще в начале XIX века западный мыслитель Б. Констан проводил существенное различие между демократией античности и западного образца. При первой каждый гражданин непосредственно решал общественные вопросы, не имея ни времени, ни даже порой права на частную жизнь. При второй обратная ситуация. Констан показывал, что «цель наших современников – безопасность частной сферы; и они это называют свободой гарантии, создаваемые общественными институтами»[13].

В повседневной гражданской жизни самостоятельный образ жизни ведет только предпринимательское меньшинство, тогда как жизнь остальных отдана на откуп авторитаризму. Формальная демократия оставляет за рамками недемократизм повседневности, выраженный в отстраненности людей от решений в тех вопросах, которые составляют живое содержание их социальной жизни – производственной, социокультурной, бытовой[14].

На Западе утрачена привычка решать непосредственно общественные проблемы, предпочитая использовать механизм представительной демократии и делегировать свои проблемы профессионалам. Но человек – это существо индивидуальное и эгоистичное. На примере наших демократов представляется сомнительным, чтобы те, получая высокие гонорары, отдыхая на элитных курортах, все время думали только об интересах избирателей. Они бы этим занимались, если бы постоянно находились бы под контролем избирателей, а это невозможно. Да и население не заставишь думать только о том, чтобы те только и занимались, что контролировали своих «слуг», дабы те не проворовались, и не ели даром их хлеб. То есть, получается, что свои проблемы общество передоверяет профессионалам, которые склоны решать свои личные проблемы за наш счет.

Западный индивидуализм не состоялся. Вместо суверенного и самостоятельного индивида мир получил ограниченного, социально недоразвитого потребителя, который пожертвовал социальными связями и ответственностью во имя собственного благополучия. Как представляется, в России эта ситуация серьезная, но еще не так критическая. Мы пока еще не избалованы изобилием материальных благ, но западные «ценности» в виде потребительского бума проникают в нас. В настоящее время экономический кризис его несколько притормаживает.

Кроме этого, нельзя не заметить практически полное отсутствие демократических принципов на местах. Известно, что любая организация характеризуется диктатурой руководителя имеющего в своих руках практически неограниченные рычаги воздействия на своих сотрудников. Люди вынуждены подчиняться хозяину, а не демократически избранному лидеру.

Не будем здесь ставить вопрос: «кто виноват». Поставим вопрос: «что делать?».

Не хочется быть пессимистом, но и излишний оптимизм здесь неуместен. Политика зависит от политической воли. С осторожным оптимизмом признаем ее за Президентом и Премьером, но этого мало. Для того, чтобы российский гражданин проникся демократическими принципами, необходимо, чтобы ему это было выгодно. Иная ситуация сомнительна – насильно демократию нельзя привить. Люди заняты в первую очередь своими повседневными интересами и проблемами. Разумеется, демократию надо прививать снизу это ясно. Другой вопрос как это осуществить. Для этого должны быть предпосылки. Они заключаются в том, чтобы каждый гражданин России являлся экономически независимым ни от государства, ни от своего местного чиновника или босса. Как это осуществить? Ответ уже известен и стал тривиальным. Необходимо создавать все благоприятные условия для формирования «среднего класса» как опоры государства. Малый производитель, связанный чисто гражданско-договорными обязательствами с другими производителями сможет образовать каркас демократического общества, при котором государство будет лишь следить за правилами игры. Но с чего начать?

Американский социолог Э. Тоффлер выдвинул интересную идею о производителе для себя. Технологический прогресс достигнет в ближайшее время таких высот, что по существу любой индивид, используя электронные достижения станет реальным производителем, при помощи управляемым компьютером предприятием, которое он может разместить в собственном доме. Социолог заявляет в связи с этим, что «все мировоззрение промышленной цивилизации – индустриальная реальность – сегодня претерпевает революционные изменения»[15].

Глобальная сеть Интернет позволит людям работать, не выходя из дома. Субъект станет зависим только от себя. Итак, национальные интересы в политической сфере зависят от экономики. Население должно без особых усилий удовлетворить свои биологические потребности, чтобы затем стать прогрессивным. Как состоялся в наше время россиянин с экономической точки зрения?

Согласно недавним исследованиям вопреки устоявшимся представлениям большинство россиян отдает предпочтение обществу равных возможностей над обществом равных доходов. Около 50% опрошенных ставили равенство возможностей выше индивидуальной свободы, которая таким равенством не подкреплена. Около одной трети выдвигали модель общества равных возможностей как цель развития страны[16]. Таким образом, российские граждане, несмотря на все «ошибки» приватизации, не допускали мысли булгаковского Шарикова: «все поделить поровну».

В последние 10 лет выросло поколение россиян, которые ничего не ждут ни от власти, ни от общественных институтов. Они действуют в автономном режиме. Их жизненная энергия направлена в сферу далекую от политики.

С 2001 г. снижается доля россиян, активно интересующихся политикой, с 32% до 17% в 2007 г. Люди большинстве не разбираются в хитросплетениях политики и считают, что у них нет рычагов на ее воздействие. Лишь 20% заявляют, что они хорошо разбираются в политике и надлежащими образом информированы. Между тем в большинстве государств Европы количество таких лиц составляет 52 – 67%.

Для того, чтобы постоянно интересоваться политикой люди должны быть кровно заинтересованы в прямом воздействии внешней и особенно внутренней политики на их реальное благополучие. Какие меры принимает государство для решения социальных и экономических проблем?

В связи с этим Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию заявил, что «государство будет выполнять все свои обязательства перед людьми. Денежные сбережения граждан, уровень пенсионного обеспечения, все социальные гарантии должны быть предметом самого пристального внимания, повседневной работы и безусловной ответственности Правительства России, исполнительной власти всех уровней»[17].

При этом резкие колебания политической и экономической конъюнктуры, турбулентность мировой экономики и даже нагнетаемая военно-политическая напряжённость не станут поводом для демонтажа демократических институтов. Для огосударствления промышленности и финансов. Политические свободы граждан и их частная собственность провозглашены неприкосновенными.

Для защиты нашей экономики от внешних рисков, как заявил Президент, достаточно было сделано. Загодя накоплены золотовалютные и бюджетные резервы. Совершен переход на среднесрочное бюджетное планирование. При первых признаках глобального кризиса на российскую финансовую систему были предприняты оперативные шаги для нормализации положения. Принята программа действий по минимизации последствий кризиса в России, по оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики.

Экономический кризис пока ещё далек от завершения. Весь период кризиса государство, во имя национальных интересов должно быть предельно собранными и с максимальным вниманием относиться как к эффективности своей работы, так и к обоснованности новых планов и программ. Это касается и государства, и бизнеса, и каждого конкретного человека.

Предписывается быстрее осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России.

Действия в российской экономике будут базироваться на концепции четырёх «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020 года. Реализовать его нужно в полном объёме. При этом Президент добавил пятую составляющую – интеллект.