Смекни!
smekni.com

Республика Алтай - субъект Российской Федерации (стр. 4 из 23)

“1. Признать необходимым образование Ойротской автономной области из Горно-Алтайского и частей Бийского уезда, с преобладающим алтайским населением.

2. Границами Ойротской области и Алтайской губернии признать границу, описанную в докладе комиссии по выделению Ойротской автономной области при Алтайгубисполкоме.

3. Вопрос о присоединении к Ойротской автономной области частей Кузнецкого уезда Томской губернии оставить открытым.

4. Административным центром Ойротской автономной области признать с. Улалу”.[37]

Вопрос о включении волостей, населенных шорцами[38],остался открытым до выяснения их этнографического состава и экономического тяготения. Позднее Сибирский революционный комитет, придя к совершенно правильному выводу, что Горная Шория “всецело” тяготеет к Кузбассу, отказался включить ее в состав организуемой автономии[39].

Созидательная работа по организации автономной области тормозилась необходимостью сосредоточения главных усилий на ликвидации бандитизма. Обстановка изменилась лишь к середине апреля 1922 года. 20 апреля Сибирское бюро ЦК, заслушав доклад председателя Сибирского революционного комитета, приняло решение: “Ввиду сокращения бандитизма в Алтае обратиться в ЦК РКП(б) с просьбой ускорить решение вопроса об организации Ойротской автономии”[40].

После многочисленных обсуждений вопроса о создании Ойротской автономии в разных инстанциях этот вопрос, наконец-то был решен. Деятельное участие в разработке проекта образования автономной единицы принимал Народный комитет по делам национальностей. По его просьбе Декретом ВЦИК от 1 июня 1922 года “было провозглашено образование Ойротской автономной области”[41].

В состав области включались: Усть-Канская, Катандинская, Уймонская, Онгудайская, Туэктинская, Песчаная, Салдамская, Шебалинская, Улалинская, Бешпельтирская, Имеринская, Чемальская, Чергинская, Кош-Агачская, Киргизкая, Улаганская, Чибитская, Челушманская и Паспаульская волости Горно-Алтайского уезда, а также Лебедская, Верх-Бийская, Успенская и Ыныргинская волости Бийского уезда[42]. Необходимо отметить, что в перечне волостей автономной области ойротского народа не оказалось ряда волостей, ранее входивших в состав Горно-Алтайского уезда: Солтонская, Старо-Бардинская (ныне Красногорский район), Алтайская, Грязнухинская (ныне Советский район) и некоторые другие волости. Отсюда небезосновательны сегодняшние призывы некоторых политиков и известных людей Республики Алтай о присоединении ушедших в состав нынешнего Алтайского края при образовании в 1922 году Ойротской области территорий к Республике Алтай.

Согласно принятому Постановлению от 01 июня 1922 года вся полнота власти вручалась Революционному комитету. В его задачу входило созвать областной съезд, который изберет исполнительный комитет с правами губернского исполнительного комитета, но с бюджетом и штатами уездного исполнительного комитета.

Народному комитету внутренних дел, Народному комитету по делам национальностей, Сибирскому революционному комитету поручалось образовать смешанную комиссию для разрешения вопросов, могущих возникнуть при детальном установлении границ.

В апреле месяце 1923 годы облревкомом были проведены выборы в Советы. Всего было избрано в состав сельсоветов 1321 человек. Председателей сельсоветов избрано 122. Членов волостных исполкомов 27 человек. Необходимо отметить, что в составы Советов были представлены практически все слои населения. Так, бедные слои населения представляли около 75 %. Представители коренной национальности Ойротской автономной области в составе сельских советов были составляли 48%, а в составе волостных исполкомов – 53%.[43](архив)

1 мая 1923 года начал работу Первый съезд Советов Ойротской автономной области, на котором присутствовало 137 делегатов, в том числе 51 алтаец. На съезде отмечалось, что создание Ойротской автономной области явилось практическим претворением в жизнь национальной политики.[44]

Таким образом, образование автономии алтайского народа явилось значительным шагом на пути социально-экономического, политического и культурного развития Горного Алтая.

Следует оговориться, что автономные образования, в том числе и Ойротская автономия, образовывались прежде всего для нации, живущей на определенной территории. Они создавались на территории, где определенная нация жила и развивалась исторически.

Продолжая мысль, следует отметить, что Россия как союзное государство изначально было основано на автономии по национально-территориальному принципу. Продекларированная и реализованная на практике автономия позволила обеспечить не только правовое, но и фактическое равенство наций и народностей.[45] Развитие России на началах автономии привело к возникновению государственности у ряда народов, ранее ее никогда не имевших.

1.2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРНО-АЛТАЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО РАЗВИТИЕ.

После образования 1 июня 1922 года Ойротской автономной области, её статус претерпел различного рода изменения. Это было связано, прежде всего, с национальной политикой федеральных органов государственной власти, с другой стороны, стремлением Горно-Алтайской автономной области повысить свой правовой статус до уровня республик. Большое влияние на развитие правового положения автономных областей оказали принятые Конституции РСФСР.

Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов в мае 1925 года Ойротская автономная область была включена в состав Сибирского края[46]. Указанным актом провозглашалось, что Ойротская автономная область входит в состав Сибирского края в качестве самостоятельной административно-хозяйственной единицы. С 1930 года находилась в составе Западно-Сибирского края[47].

18 ноября 1926 года ВЦИК РСФСР принял постановление “Об органах управления автономной области Ойротского народа”[48]. В данном постановлении говорилось: “Автономная область Ойротского народа, входящая в состав Сибирского края, управляется областным исполнительным комитетом, избираемым на Съезде Советов этой области, и пользуется всеми правами, предоставленными ей постановлением ВЦИК об образовании её и последующими узаконениями”.

Как считает С.С.Тюхтенев, при включении автономной области в состав Сибирского края за ней были сохранены “губернские” права[49]. Свою позицию он обосновывает тем, что кроме Ойротской автономной области в состав Сибирского края входили Алтайская, Енисейская, Иркутская, Новониколаевская, Омская и Томская губернии. Однако, он не учитывает того, что, например, Томская губерния - это губерния, а Ойротская автономная область - область. Кроме того, их статус определялся различными правовыми положениями. Отсюда, уже на нормативно-правовой основе устанавливалось их различное конституционно-правовое положение.

Однако, на уровне центральных органов власти нормативно подтверждалось, что органы автономных областей могут вступать во взаимоотношения с центральными органами власти непосредственно без участия в этом краевых органов. Отсюда, автономные области обладали в этот период довольно широкими полномочиями, а поэтому некоторые авторы утверждают, что они обладают “губернскими правами”. Указанное подтверждают следующие факты.

Постановлением Президиума ВЦИК от 28.02.1927 г. было предложено исполнительным комитетам автономных областей выработать предложения по поводу взаимоотношениях между автономными областями, входящими в состав краев и краевыми исполнительными комитетами[50]. На рассмотрение автономными областями был представлен проект “О взаимоотношениях между автономными областями, находящимися в составе краевых (областных) объединений и органами краевой (областной) власти. В основу указанного проекта были положены некоторые нормы Положения о Северо-Кавказком крае[51] и тождественный ему по содержанию закон “Об органах управления области Ойратского народа[52]. В ответ на указанное, Президиумом Ойротского областного исполкома были определены основные положения, касающиеся взаимоотношений автономных областей с краевыми облисполкомами[53]. Каждая автономная область разработала свой проект. В проекте, представленном Президиумом облисполкомом Ойротской области, частности указывалось на то, что “автономные области, входящие в состав краевых объединений, управляются, согласно Конституции РСФСР, областными исполнительными комитетами автономных областей.. Автономные области независимы от краевых органов управления в области организационной и административной, народного образования и архивного дела, здравоохранения, социального обеспечения и местного бюджета”. Согласно проекта, автономные области приобретали права опротестовывать решения краевой власти в центральные органы власти. Было принято решение ходатайствовать перед Президиумом ВЦИКа учесть все замечания Президиума облисполкома Ойротской автономной области.

На основании представленных проектов автономными областями совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР были приняты основные положения, касающиеся взаимоотношений между автономными областями, входящими в состав краевых (областных) объединений и органами краевой(областной) власти. Практически все предложения, представленные автономными областями были учтены.