Смекни!
smekni.com

Терроризм в России (стр. 3 из 5)

Терроризм в России и его история

В 1850-х в эмиграции начал формироваться круг теоретиков революционного насилия – Бакунин, Лавров, Ткачев, Степняк-Кравчинский. Осмысливая опыт Великой французской революции, европейских революций 1848, Парижской коммуны, опыт конспиративной организации «Молодая Италия», вдохновляясь подвигами Гарибальди, теоретики будущей революции нащупывают эффективные организационные и тактические формы насильственного изменения общественного строя в России.

За словами последовали действия. Член группы Ишутина Д. Каракозов в 1866 совершает неудавшееся покушение на Александра II. В 1887 в Париже на жизнь царя покушается польский эмигрант А. Березовский. В 1879 в России возникла террористическая организация «Народная воля». В 1879 народовольцы вынесли «смертный приговор» Александру II. Было сделано восемь покушений. Последнее – 1 марта 1881 завершилось убийством царя. За этим последовал ультиматум наследнику с требованиями глубоких политических преобразований. Однако «народные массы» не оправдали надежд террористов: вместо долгожданной революции начались еврейские погромы. Вскоре организация была разгромлена.

Отличительной особенностью дореволюционного российского терроризма было благожелательное отношение к террористам образованного общества, как к любой инновации в любой исторический период. Крестьянство в силу своей необразованности было далеко от этой темы или относилось к бомбистам негативно. Люди, которые по моральным или политическим причинам отрицали методы террора, находились в меньшинстве. В силу негативных оценок российской государственной деятельности, в террористах видели подвижников идеи, жертвующих своей жизнью во имя высоких целей.

Самым ярким проявлением этих общественных настроений был оправдательный вердикт суда присяжных по делу Веры Засулич, совершившей покушение на жизнь петербургского градоначальника Ф. Трепова. Речь защиты завершалась словами «Да, она может выйти отсюда осужденной, но не выйдет опозоренной…»[6]. Достаточно значительная часть образованного общества восхищалась террористами.

Как считает историк О.В. Будницкий, «возникновение терроризма в России не было чем-то уникальным в тогдашней Европе; террористические идеи развивались в работах германских (К. Гейнцен, И. Мост), итальянских, французских революционеров (преимущественно анархистов). Однако, генезис террористических идей в российском освободительном движении носил достаточно самобытный характер, а размах, организация и успех террористической борьбы русских революционеров сделали их образцом для террористов во многих уголках земного шара. Так, в Индии в начале века терроризм называли «русским способом». Говоря о влиянии борьбы русских террористов на мировой революционный процесс, мы имеем в виду революционеров – «политиков»; в случае с анархистским террором процесс был скорее обратным».[7]

Терроризм оказался в России весьма живучим; каждое из «последовательных поколений» русских революционеров обращалось вновь к этому оружию, причем интенсивность и размах террористической борьбы оказывались с каждым разом все масштабнее. И это несмотря на катастрофические временами последствия террористических актов для революционного движения, как это было после покушения Каракозова или после величайшего достижения террористов, цареубийства 1 марта 1881 года, повлекшего за собой разгром «Народной воли» и потери революционерами определенного статуса уважения в обществе.

Скорее всего, объяснение этому следует искать не только (точнее, не столько) в социально-политических обстоятельствах, сколько в идеологии и, в значительной степени, психологии, определенной части русских революционеров.

Революционер-народник Морозов Н.А. В революционном листке «Земли и воли» заявил, что «политическое убийство – это прежде всего акт мести» и «единственное средство самозащиты при настоящих условиях и один из лучших агитационных приемов». По его словам, политическое убийство, «нанося удар в самый центр правительственной организации… со страшной силой заставляет содрогаться всю систему. Как электрическим током, мгновенно разносится этот удар по всему государству и производит неурядицу во всех его функциях».

Конспирация, по его мнению, являлась гарантом сохранности и неуязвимости террористов от государственной машины: «Неизвестно, откуда явилась карающая рука и, совершив казнь, исчезла туда же, откуда пришла – в никому неведомую область»[8].

«Террористическая революция», по мнению Морозова, представляет собой, в отличие от революции массовой, «где народ убивает своих собственных детей», самую справедливую форму борьбы. «Она казнит только тех, кто действительно виновен в совершившемся зле». «Не бойтесь царей, не бойтесь деспотических правителей, – говорит она человечеству, – потому что все они бессильны и беспомощны против тайного, внезапного убийства!» Морозов предсказывал, что рекомендуемый им метод борьбы, в силу своего удобства, станет традиционным, равно как и возникновение в России целого ряда «самостоятельных террористических обществ»[9].

Особо Морозов останавливался на таком отличии «современной террористической борьбы» от тираноубийств былых времен, как возможность для террориста избежать неотвратимого ранее возмездия. Теперь «правосудие совершается, но исполнители его могут остаться и живы. Исчезая бесследно, они могут снова бороться с врагом, снова жить и работать для своего дела. Мрачное чувство не примешивается к сознанию восстановленного человеческого достоинства. То была борьба отчаяния, самопожертвования; это – борьба силы с силой, равного с равным; борьба геройства против гнета, знания и науки – против штыков и виселиц»[10].

Целью террористической борьбы Морозов считал завоевание фактической свободы мысли, слова и безопасности личности от насилия – необходимых условий для «широкой проповеди социалистических идей»[11].

Морозов не сомневался, что «косвенным продуктом террористической борьбы в России до ее окончания будет между прочим и конституция»[12].

Другими словами, борьба за политическую свободу и социальную справедливость посредством политических убийств требовала определенного этического обоснования или, если угодно, морального оправдания.

Эпоха контрреформ Александра III не являлась благоприятной для развития революционного терроризма. В начале царствования Николая II произошла консолидация революционных сил самых разных ориентаций. В конце 1901 создается Боевая организация партии эсеров (распавшаяся в начале 1907).

Первое политическое убийство в ХХ в. было совершено в России. Исключенный из университета студент Петр Карпович, 4 февраля 1901 убил консервативного министра образования Н. Боголепова. В апреле 1902 был убит министр внутренних дел Сипягин. В июле 1904 был убит его преемник – фон Плеве. В феврале 1905 был убит московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. Это были наиболее громкие акты.

Помимо эсеров, тактику терроризма использовали другие политические организации: анархисты, националисты, социал-демократы. Но в большинстве своем все-таки эсеры были той организацией, которая делала ставку исключительно террористическую тактику.

Мощнейшим всплеском для терроризма послужила первая русская революция (1905–1907). С октября 1905 и до конца 1907 было убито и получили увечия различной степени 4500 государственных чиновников, убито 2180 и ранено 2530 частных лиц. В 1907 году на было фиксировано примерно 18 ежедневных жертв. С января 1908 по май 1910 зафиксировано 19 957 терактов и грабежей. В это неспокойное время убивали полицейских, взрывали дома. Да можно сказать, что «под шумок», прикрывшись революцией и терактами многие в целях личной наживы грабили дома, поезда и пароходы не профессиональные террористы, но сотни и тысячи тех, кого захватило революционное движение и жажда наживы. Остановить этот беспредел смогла только практика военно-полевых судов, введенная премьер-министром Столыпиным. В ответ на это, в 1906 г. эсеры-максималисты взорвали дачу Столыпина. В результате погибло 27 человек, пострадали дети премьер-министра. Ситуация более-менее стабилизировалась лишь в 1910 году.

Особое место в истории русского терроризма занимает дело Азефа. Евно Азеф (1869–1918) – сын еврейского портного, предложил свои услуги Департаменту полиции в 1892, будучи студентом политехнического института в Германии. Вернувшись в 1899 в Россию, установил связи с террористическими группами и вскоре стал заметным деятелем эсеровского движения. По указанию министерства внутренних дел под руководством Плеве, он проник в руководящие структуры партии, заручился доверием членов партии, с помощью которого стал в 1903 году главой Боевой организацию эсеров. До середины 1908 Азеф сотрудничал с полицией. Летом 1908 Азефа разоблачил Владимир Бурцев, который сумел привести доказательства фактов работы Азефа на тайную полицию. В результате было проведено внутрипартийное расследование, в ходе которого Азеф был объявлен провокатором. Но, тем не менее, деятельность Азефа сыграла достаточно большую роль. Хотя бы тем, что нанесло непоправимый урон партии эсеров.