Смекни!
smekni.com

Терроризм в России (стр. 4 из 5)

Одновременно с эсеровским, развивался террор в партии анархистов.

Что касается социал-демократов, то они не в своем большинстве не принимали террор. Большевики, прежде всего их лидер В.И. Ленин, отвергали терроризм как ошибочную, бесперспективную тактику с точки зрения задачи совершения социальной революции в России. Однако, практичные большевики взяли на вооружение практику экспроприаций, а по другому – изъятия, в целях революции. Тем не менее, во время революции партией большевиков были созданы Боевые отряды. В 1905 Леонид Красин создал Военно-техническую группу при ЦК РСДРП. Помимо экспроприации имущества все-таки практиковалось физическое уничтожение осведомителей, и террор против сторонников «черной сотни», имело место быть также минирование железных дорог. На счету большевиков убийство грузинского писателя и общественного деятеля Ильи Чавчавадзе (август 1907). Партию можно было назвать самой «воровской» того времени. Видимо, за отсутствием финансовой поддержки, надо было самим запастись средствами на «светлое будущее». Экспроприации были на первом месте. Самый громкий акт – «тифлисский экс» 12 июня 1907, когда большевики взорвали две почтовые кареты с деньгами и унесли 250 000 рублей на нужды «большевистского центра» за границей.

В 1910-х российское общество стабилизируется. Последнее крупное дело в истории дореволюционного терроризма – убийство премьер-министра Петра Столыпина в здании Киевской оперы, на глазах царя и 92 агентов охраны.

Февральская революция и большевистский переворот (1917) знаменовали собой новый этап в истории российского терроризма. На пути к власти большевики столкнулись с противодействием широкой коалиции политических и социальных сил. Враги Советской власти, естественно, обратились к так ранее ими неприемлемой тактике терроризма. Они опирались на полувековую традицию, кадры профессионалов, сложившиеся структуры терроризма. Но тут выяснилось, что терроризм эффективен только лишь в обществе, идущем по пути либерализации. Тоталитарный же режим противопоставляет разрозненному терроризму антиправительственных сил систематический и сокрушительный государственный террор.

Среди терактов эпохи Гражданской войны значимыми были убийство посла Германии графа Мирбаха (1918), убийство видных коммунистов Урицкого (1918) и Загорского (1919). В 1918 было осуществлено покушение на Ленина. В 1918–1919 – несколько взрывов в общественных местах. Таким образом, так называемый, Красный террор уничтожил антисоветское подполье за считанные годы. Террористическое движение лишилось как кадров, так и поддержки в обществе. Критика правительства и сочувствие террористам оказались роскошью доступной человеку, живущему в более или менее свободном обществе. Кроме того, в процессе борьбы за власть и собственные жизни, коммунистический режим создал мощную и продуманную систему охраны высших должностных лиц государства. Теракты против вождей стали практически невозможными.

После окончания Гражданской войны активисты эмиграции пытались осуществлять теракты против советских представителей за рубежом. Например, убийство советского дипкурьера Теодора Нетте в Латвии (1926) и полпреда Петра Войкова в Польше (1927). Советские спецслужбы решили и эту проблему. Антисоветские движения насыщались людьми из Москвы, непримиримые активисты уничтожались. К концу 1930-х значительная часть эмиграции была взята под контроль. Громкое дело середины 1930-х, послужившее сигналом к разворачиванию волны репрессий – убийство Кирова (1934) – по одной из версий – псевдотеракт, организованный спецслужбами СССР.

После войны возникают два локальных очага терроризма на территории Прибалтики и Западной Украины. Партизанские движения, оперировавшие в Прибалтике и Западной Украине, осуществляли теракты, как против представителей органов советской власти, так и против советских активистов из местных жителей. К началу 1950-х все антисоветские движения, практикующие террористические методы были ликвидированы. Терроризм и его понятие исчезает из жизни советского общества на долгое время. Хотя, не исключено, что имеющие место быть случаи теракта просто не получали огласку.

Редкие единичные теракты становятся достоянием общественности лишь с конца 1960-х. В 1969 армейский лейтенант пытался, стреляя из пистолета по открытой автомашине, убить Леонида Брежнева. Позднее террорист был признан душевнобольным. В 1977 трое армянских сепаратистов совершили взрыв самодельной бомбы в московском метро. В 1970-х было предпринято несколько попыток угона самолета в Израиль. Несколько терактов произошло во времена Перестройки.

1991 год считается началом современной истории. Крах советской системы создал качественно новую реальность. Политический строй пошатнулся – появилась благоприятная почва для беспорядков. Согласно Конституции, РФ – демократическое правовое государство. Современное российское общество неизмеримо свободнее советского. Другими словами, демократическая Россия (как и любое демократическое современное свободное общество), стала потенциальным объектом терроризма.

Теракты начинаются во второй половине 1990-х. Их началу способствовали ослабление государственных институтов, экономический кризис, формирования черного рынка оружия и взрывчатых веществ, взрывной рост криминального насилия (т.н. «разборок», заказных убийств), неконтролируемые потоки миграции, война в Чечне и другие факторы. Терроризм вернулся в словарь русского человека. И вернулся еще более страшным, чем уходил. Если во времена революции он был направлен лишь на власть, на смену политического строя, то теперь он принял черты бандитизма.

Отдельные теракты совершаются небольшими группировками радикально-коммунистической направленности. Такие как взрыв памятника Николаю II под Москвой (1998), ночной взрыв у приемной ФСБ в Москве (1999), минирование памятника Петру I в Москве. Все эти акции прошли без человеческих жертв.

Неизмеримо серьезнее была серия террористических актов, связанных с войной в Чечне. Эти акты носили массу оттенков – от политического до религиозно-националистического. Все они сопровождались жертвами и радикальными требованиями. Теракты представляли собой взрывы домов, взрывы на улицах и рынках, захват общественных зданий и взятие заложников. Теракты происходят в Дагестане, Волгодонске, Москве. Чеченский терроризм отличался организованностью, хорошим финансовым и организационно-техническим обеспечением.

Многие до сих пор помнят захват отрядом террористов под руководством Шамиля Басева роддома в городе Буденовске летом 1995 года. Теракт закончился переговорами и возвращением террористов на территорию, не контролируемую российской армией. Аналогичный захват театрального центра на ул. Дубровка в Москве отрядом под руководством Мовсара Бараева осенью 2002 завершился штурмом, уничтожением террористов и освобождением заложников. Без жертв, к сожалению, обойтись не удалось.

Сегодня можно услышать об убийствах руководителей регионов, или их помощников. Сегодня это явление называют сложным сочетанием «политические игры». Следует отметить все-таки что термин «терроризм» стараются употреблять как можно меньше. Тем не менее, никаким иным словом нельзя назвать убийство людей в супермаркете сотрудником МВД, начальников РУВД «Царицыно». Что самое страшное, от людях в масках с автоматом понятно чего ждать, а чего ждать от собственных граждан, замученных экономической нестабильностью – малопонятно. И это самое страшное. Конечно, кто-то скажет, что это все так же «политическая игра». Но ведь погибли люди. А это значит, что власть имущие в целях красивого жеста пренебрегают жизнью собственных граждан, граждан, которые доверили выражать им свою волю, отдали им свое право управлять страной, доверили им.

Многие скажут, что сегодня трудное для всех время, как раз самое время для самовыражения, для вопрошания своих прав, мировой кризис во многом вносит элементы анархии в массовое сознание.

Следует сохранить твердость политической системы, твердость сознания и гражданского строя, чтобы не допустить господства террористических настроений.

«Глубинный эффект терроризма – трансформация принципов либерализма. Террористы подталкивают объекты террора к отказу от либеральных ценностей, от гражданских прав и свобод. Толкают власть на путь тотального контроля, стремятся разрушить структуры гражданского общества. Терроризм легко победить его же собственным оружием. Государственный террор сметает структуры терроризма. Однако этот путь борьбы с терроризмом закрыт. Задача состоит в том, чтобы разрушить терроризм, не пожертвовав базовыми принципами либеральной цивилизации.

Современный международный терроризм – очередной исторический вызов либеральной цивилизации. Все мы – не только свидетели, но и участники этой драмы».[13]


Заключение

Терроризм – одна из форм проявления социального конфликта. Он возник тогда, когда сложились необходимые для этого предпосылки, порожденные самим обществом, и стал существенным фактором истории человечества. Терроризм можно назвать определенной формой обратной связи общества и власти, имущих и неимущих, большинства и меньшинства. Но это радикальная форма, порой принимающая разные оттенки, но безусловно порождающая трагедию. Наряду с историей терроризма в других странах можно сказать что он сыграл свою роль в эволюции европейский культуры. Терроризм – неотъемлемый спутник революции стал причиной сегодняшней ситуации. Именно его методов привели нас к тому, что мы имеем сегодня, создали облик страны, в которой мы живем. Терроризм – это крайняя форма протеста, когда у вопрошающих не остается других способов достучаться до власти, добиться своего. Да, это аморально и безнравственно. Но многие живут сегодня следуя словам Макиавелли «Цель оправдывает средства». Развитие нравственного сознания, утверждение либеральных ценностей делает невозможным сегодня обращение к террору по моральным соображениям. Существует такое понятие как мировой терроризм, и мировое сообщество со своей стороны приняло не одну конвенцию по борьбе с ним, создало не одну структуру, способную решить этот вопрос. Можно сказать что эволюция общества, на сегодняшний день является потомком революционно-радикальных движений, но как будто стыдясь этого стремится изжить терроризм с территории стран европейской культуры.