Смекни!
smekni.com

Политология - Краткий тематический справочник (стр. 13 из 21)

В научной литературе различают, как правило, два уровня существования П. и. как явления - личностный и обществен­ный (реализующийся через группу, коллектив, партию, страт, ситус, класс и другие социально-политические общности), которые в свою очередь имеют деятельную или ценностно-уста­новочную сторону проявления. Классификация П. и. может быть произведена по разным основаниям: а) по сферам про­явления: в мышлении, в политической деятельности, отношениях, процессах; б) по характеру: П. и., связанная с неприя­тием темпов преобразования, с аполитичностью или полити­ческой пассивностью тех или иных социальных слоев или групп населения, с «противлением» существу преобразований вследствие неопределенности собственной позиции или отсут­ствия ясности в последствиях или конечных результатах; П. и., связанная с попытками примирения характера производимых преобразований с культурой, традициями, обычаями, менталитетом той или иной общности и т. п.; в) по субъекту и носителю: П. и. лидера, правящей элиты, класса, партии, религиозной общины, широких масс населения и т. д. (в от­дельных случаях субъектом П. и. могут выступать также и политические процессы, различные явления политической жизни); г) по объекту или направленности воздействия: П. и. по отношению к политическим преобразованиям, инициативам, новым формам политических отношений, изменению расстановки политических сил и т. п.

В зависимости от особенностей политического процесса П. и. может проявляться в различных формах: консерватизма, стремления несмотря ни на что уберечь старое от преобразо­ваний, формальности производимых реформ, поддержки бюро­кратизма, зажима критики, видимости активности, новатор­ства, следования принципам «маленького человека» («не высовываться», «поживем - увидим»), бойкота и даже сабо­тажа преобразований и т. д.

Общепринятыми путями преодоления П. и. являются: демократизация общественно-политической жизни, развитие либеральных ценностей и политического плюрализма, всесто­ронний анализ социально-политических инициатив, расшире­ние информированности населения о характере, формах и перспективах предстоящих изменений, повышение политиче­ской культуры общества и т. п.

Исследование реальных проявлений П. и. является важным атрибутом прикладного использования концепции политиче­ского участия, так как позволяет произвести диагностику раз­личных форм и видов инерционных процессов, выявить причи­ны их появления и механизмы существования, определить пути их нейтрализации или погашения, что чрезвычайно важно для проведения взвешенной, конструктивной политики в любой сфере жизни общества.

Политическая культура - уровень и характер политиче­ских знаний, оценок и действий граждан, политических организаций, а также содержание и качество социальных ценно­стей, традиций и норм, регулирующих политические отношения в обществе. П. к. связана с интересами классов, социальных слоев и групп. Выражением П. к. гражданского общества служат его институты (государство, демократия, конституция, право и др.), которые наследуют все лучшее из демократиче­ских завоеваний цивилизации, постоянно развиваются и. совер­шенствуются. Эти институты выполняют ряд важных социаль­ных функций: воспитательную - повышение политической информативности и компетентности граждан; регулятивную - обеспечение воздействия граждан на политический процесс и включение их в него; защитительную - охрана политических ценностей демократического общества, отвечающих требова­ниям прогресса.

Политическая программа (от греч. programme - объявле­ние, предписание) - 1) основные цели и задачи в политиче­ской области, которые предстоит достичь в планируемом периоде, основные средства и пути их осуществления; 2) си­стема мероприятий, направленных на реализацию конкретных политических интересов. Политическая программа определя­ет этапы решения связанных с этим задач, конкретные сред­ства и пути их осуществления, показатели требуемых результатов деятельности.

Политическая система общества - совокупность государ­ственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется власть. В цивилизованном обществе помимо государства (законодательная, исполнительная и су­дебная власть) широко действуют политические партии, проф­союзы, ассоциации, церковь, общественные движения, коопе­рация, молодежные организации и творческие союзы, которые действуют на основе своих уставов и принимают участие в управлении делами общества в соответствии с законом с учетом политических традиций и норм. П. с. о. - это механизм власти. Экономической основой выступает многообразие форм собственности, социальной - народ страны, состоящий из классов, социальных групп, наций и народностей государства. В духовной области П. с. о. базируется на общечеловеческих ценностях, во многом зависит от политической культуры на­рода, его законоисполнения, распространенности и восприятия норм морали.

Политическая социализация - процесс приобщения части участников политических отношений, широких масс населения к нормам и ценностям, идеалам, определяющим условия существования и нормального функционирования существующего политического режима.

Целью и результатом П. с., как правило, всегда становится достижение легитимации существующей или приходящей к руководству власти.

Политические институты (от лат. institution - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной политической деятельности людей. Наиболее фундаментальные П. и. - государство, пар­тии, общественные организации, армия, суд, наука и т. д. П. и. выражают существующие в конкретном обществе поли­тические интересы и отношения. Их совокупность и развитость, определяют политическую систему общества, степень демо­кратизации общественной жизни. Рассогласованность дейст­вий П. и., неспособность наладить функционирование полити­ческих связей - признак кризисной ситуации в политической сфере жизнедеятельности общества. Ее преодоление предпо­лагает изменения в функционировании П. и., либо преобразо­вания способов и механизмов их деятельности.

Политический плюрализм - принцип (состояние) органи­зации и функционирования политической системы, подразуме­вающий закрепленное правовыми актами и обеспеченное механизмами реализации наличие в обществе многообразных, относительно автономных социально-политических структур (движений, институтов, интересов, отношений), влияющих на политику, но не имеющих монополии на власть.

Как явление в жизни каждого конкретного общества П. п. формируется с признанием естественности разнообразия воз­можных путей и форм развития общества, а также необходи­мости цивилизованных способов преодоления противоречий между силами, участвующими в этом процессе. Среди условий существования П. п. выделяются: правовое закрепление со­стояния и механизмов П. п.; действие различных политических сил и движений в рамках конституции и общественного выбора; развитое состояние дифференциации социальных интересов различных слоев и групп общества; наличие механизмов, сдерживающих централизацию и концентрацию госу­дарственного управления; наличие органичной связи деятель­ности различных политических сил с национальными и куль­турными традициями, народа и др. Реализуясь главным образом в сфере политических отношений, П. п. имеет и свои принципы: равенство на осуществление противоречивых воз­можностей развития до их общественной экспертизы; естест­венность, состязательность и конкуренцию противоборствую­щих сил и движений; автономность и самостоятельность субъектов политических отношений; культурное, корректное и ненасильственное разрешение конфликтов и преодоление противоречий; отказ от любых форм политического насилия и диктатуры; решение наиболее важных вопросов на основе политического консенсуса; готовность к компромиссам и на­личие терпимости к инакомыслию.

В каждом конкретном обществе П. п. реализуется в зави­симости от его особенностей, выражающихся: в степени огосударствления общественной жизни и дифференциации интересов в нем различных групп и слоев трудящихся; разви­тости демократического опыта и политической культуры; про­фессионализме политического управления государством и организациями вновь вовлекаемыми в этот процесс людьми; степени открытости общества мировому опыту, демократиче­ским ценностям других государств, уровню идеологизации всех сфер его жизни и деятельности.

Антипод П. п. - политический монополизм, развивающий­ся в системах авторитарного и тоталитарного плана.

Политический процесс - последовательная, внутренне свя­занная цепь политических событий и явлений, изменяющихся в пространственно-временном континууме.

Являясь по своей природе сложным социально-политиче­ским явлением, П. п. строго детерминирован социально-эко­номическими, культурными, общественно-психологическими, идеологическими особенностями участников конкретных политических отношений, которые, в свою очередь, выступают субъектами этих процессов. Объектом П. п. могут становиться: характер межгосударственных отношений, государственное управление, партийная стратегия и тактика, вопросы полити­ческого участия объединений и граждан в политических отно­шениях, политическое лидерство, изменение соотношения политических сил, выборы и т. п. явления политической жизни. В зависимости от динамики и сфер протекания П. п. делятся: а) на вертикальные, связанные с реализацией власт­ных отношений и основанные на деятельности по достижению и удержанию политического господства, и горизонтальные, имеющие в виду достижения политического консенсуса на базе «согласования» взаимодополняющих позиций или «куль­турного торга» в принципе равноправных политических сил; б) конфликтные, связанные с активным взаимопротиводействием субъектов П. п., и бесконфликтные, основанные на на­личии консенсуса как достигнутого факта в отношениях (либо в результате полной легитимации деятельности участвующих в П. п. сил либо в результате отчуждения противостоящих руководству политических сил от активного участия в П. п.; в) внутриполитические и внешнеполитические, связанные главным образом с рассмотрением одного или нескольких государств как главных субъектов П. п. и т. д.