Смекни!
smekni.com

Политология - Краткий тематический справочник (стр. 2 из 21)

Активность политическая - одно из важнейших состояний деятельности личности, коллектива, партии, народа, направленной на удовлетворение своих потребностей и интересов, социально-экономических и политических целей. Условием А. п. является демократизация общественной жизни. Объективными критериями выступают «социальные факты», выра­жающие деятельность и поведение в области политики. До­полняют оценку субъективные критерии - место субъекта в социальной организации (коллективе, партии, государстве), его взгляды, ценностные ориентации, жизненные идеалы, мо­тивы действий, целеустремленность и др. Для выявления уров­ней выделяют основания: 1) по содержанию (степени ее про­явления) - низший уровень - выполнение среднеобяза­тельных норм, неучастие в политических процессах по прин­ципу «моя хата с краю»; средний уровень - заинтересо­ванное выполнение среднеобязательных норм, участие в поли­тических процессах в качестве организаторов и исполнителей определенных ролей; высший уровень - выражает харак­теристику среднего, но все его элементы выполняются инициа­тивно, творчески, героически; 2) по субъектам (носителям и. выразителям) А. п. проявляется как групповая, так и от­дельных личностей. А. п. может быть прогрессивной (прогрес­сивные цели, консолидация общества, демократизация отно­шений, утверждение стабильности) и реакционной (экстре­мизм, национализм, сепаратизм, авторитаризм и т. д.).

Альтернативные выборы - избрание лица в какой-либо орган из двух или большего числа конкурирующих между собой претендентов; выбор избирателями одного варианта решения из двух или нескольких, даже не обязательно исклю­чающих друг друга. В ходе выборов в представительные орга­ны власти в государствах с высоким уровнем развития демо­кратии населению, как правило, предоставляется возможность на основе собственных предпочтений определить наиболее достойного из двух или более кандидатов. При одном же кандидате может произойти только его избрание, но не выбор.

Амбиции политические (от лат. ambitio - обостренное самолюбие, честолюбие, хвастовство) - форма политического субъективизма, базирующаяся на сугубо личных представ­лениях и оценках политических явлений и процессов, на пре­увеличении своих возможностей, обостренном самолюбовании, снеси, чванстве, зазнайстве, приводящих к политиканству, интриганству, беспринципности в политических решениях, на­носящих вред обществу.

Анархия (от греч. anarchia - безвластие, безначалие) - идеал общественного устройства, исключающий государствен­ную власть, основанный на самоуправлении отдельных ком­мун, общин, семей и других первичных общностей людей. Идея анархии первоначально была выражена Платоном (427-347 гг. до н. э.). Позднее она распространилась в уто­пиях Средневековья, стала содержанием учений У. Гудвина, М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина, некоторых современных политических деятелей. В обыденном сознании А. - беспорядок в общественной жизни, дезоргани­зация, беззаконие, отсутствие руководящего начала в реаль­ных процессах.

Анклав (от лат. inclavare - запирать на ключ) - терри­тория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон сухопутной территорией другого государства или государств (например, бельгийские А. Барле-Нассау и Барле-Хорти на территории Нидерландов, анклав ФРГ Бю-зенген на территории Швейцарии и т. п.). Являясь неотъем­лемой частью того государства, которому он принадлежит, А. вместе с тем существует и особых условиях, связанных с организацией политического, экономического и другого взаи­модействия А. с основной территорией государства, а также с порядком и правилами проезда на его территорию через тер­риторию других стран, что зависит от характера заключенных в связи с этим договоров и культурой (точностью) их исполнения.

А., имеющий выход в море, примято называть полуанкла­вом (например, испанские территории Суета и Мелилья, окруженные территорией Марокко, по имеющие выход в Сре­диземное море).

Аномия (от греч. а...+nomos беззаконие, безнормность) - состояние общества или его части, при котором его члены, зная о существовании тех или иных нормативно-пра­вовых, нравственных норм, не выполняют их, относятся к ним отрицательно или равнодушно.

К причинам появления А. относят: 1) утрату институ­тами и учреждениями, промежуточными между человеком и государством, своих прежних функций носителей власти и расширение границ «индивидуализации» общества. Это про­исходит, как правило, в условиях перехода общества в новую фазу своего развития, когда противоречия между потребно­стями членов общества и возможностями по их удовлетворе­нию постоянно нарастают, а моральная саморегуляция обще­ства ослабевает (подрывается сила коллективного мораль­ного надзора и поддержки, происходит крушение до этого твердых жизненных норм и образцов поведения общества); 2) несогласованность, конфликт между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, когда люди не могут достичь морально поддерживаемых обществом целей им же установленными средствами.

Состояние А. общества, группы или индивида обычно сопровождается отказом от признания единых морально-правовых основ деятельности по достижению общих социально значимых целей и стремлением либо подчинить свою линию поведения наиболее сильному влиянию, либо выработать собственную, новаторскую, отличную от всех тактику деятельности.

В зарубежной литературе теория А. разрабатывалась в трудах Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

Апатридизм (аполидизм) (от греч. а... + ... patris - не имеющий родины; а...+…polis - лишенный отечества - безгосударственность) – термин, обозначающий социально-пра­вовое положение лиц, не имеющих гражданства или поддан­ства ни одного из государств мира.

В основном А. наступает вследствие расхождений в зако­нодательствах различных государств о гражданстве после того, как лицо утрачивает гражданство одного государства и не приобретает никакого другого (изменение в семейном поло­жении и выезд за рубеж, добровольная политическая эмигра­ция, лишение гражданства и высылка из страны и т. п.).

Несмотря на то, что лица, утратившие гражданство, пол­ностью подчиняются законам страны пребывания, они огра­ничиваются, как правило, в правах (например, избирательное право) и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту, предоставляемую посольствами лицам других государств.

Состояние апатридизма - не поощряемая мировым сооб­ществом и всячески им ограничиваемая, социально-правовая аномалия (см. Конвенцию о статусе апатридидов, Конвенцию о сокращении безгражданства).

Аполитизм (аполитичность) - отрицательное или безразличное (действительное или мнимое) отношение к политике. Наступает в условиях: а) невозможности реализации лич­ностью своих политических прав, интересов или целей в сло­жившейся общественно-политической ситуации; б) осознан­ного неприятия проводимого политического курса; в) имма­нентно присущей индивиду индеферентности по отношению к любым процессам и явлениям окружающей действительности; г) полной удовлетворенности тем или иным человеком своим положением в обществе.

А. проявляется в форме абсентеизма (уклонения от участия и выборах), нежелания занимать руководящие государствен­ные или общественные посты, пассивности в ходе массовых политических мероприятий, референдумов, уклонения от участия в политической борьбе в любых ее формах, отказе при­нимать участие в деятельности политических партий и обще­ственно политических .организаций, в некоторых других формах Как явление А. может возникнуть как на основе безрезультатности попыток разрешения личностью ее конф­ликтов с обществом или государством, так и под воздействием целенаправленной идеологической обработки, отвлекающей индивидуумов от острых политических проблем или специаль­ной деятельности властных структур по их отчуждению от реальною участия в политике.

Б.

Баланс политических сил, интересов (от франц. balance - букв, весы) - совокупность показателей, характеризующих положительные и отрицательные качества взаимодействую­щих субъектов политической деятельности, совпадение или несовпадение задач и целей их деятельности. На основе учета Б. п. с., и. может быть правильно выработана политическая стратегия и тактика деятельности партии, движений, лидеров. Изучение Б. п. с., и. - задача многоаспектная, требующая обширных исходных данных, знании, интуиции, умения про­гнозировать проведение взаимодействующих сторон. Для этого исследуются: состояние политической культуры и традиций общества в целом, его классов, наций, социальных общностей; степень сознательности, организованности и стихийности по­литических движений; наличие и зрелость политических дви­жений и партий; качества лидеров, прогрессивность выдвигае­мых ими целей и программ; содержание тактической и стра­тегической линий; формы действия политических сил и их соответствие условиям; степень поддержки союзников, обста­новка на международной арене и др.

Бытие политическое - конкретно-историческая система политических отношений в обществе, которая охватывает сложные сферы взаимодействия экономики, права и политики. Оно отражает реальное состояние социально-классовых и межнациональных отношений, деятельности политических пар­тий, союзов, народных фронтов и других политических дви­жений. Б. п. зависит от объективных условии и субъективных факторов как внутригосударственного, так и межгосударствен­ного порядка, может характеризоваться как стабильное или нестабильное, чреватое опасностями, конфликтами, кризисами и другими явлениями. Правовой срез Б. п., например, состав­ляют реальные политические права и свободы человека, за­фиксированные в законодательных актах.

Бюрократия (от франц. bureau - бюро, канцелярия и от греч. kratos - власть, господство - букв. власть канце­лярии) - специфическая форма организации управленческих отношений и структур общества, характеризуемая отрывом центров власти от воли и решений большинства народа, главенством формы деятельности над ее содержанием, подчине­нием правил и задач своего функционирования целям сохра­нения и укрепления сложившейся системы Б. Носитель этой системы - привилегированный слой служащих, призванный осуществлять власть и господство в обществе (организации), бюрократия присуща обществу, построенному на социаль­ном неравенстве, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей элиты. К важнейшим чертам Б. относятся иерархичность, жесткая регламентация в отноше­ниях между институтами и группами, многоступенчатость в передаче информации, конформизм и авторитарность сознания и поведения ее членов, самовоспроизводство. С деятельностью Б. связаны: чинопочитание, карьеризм, угодничество, формализм, бездушие, волокита. Перенос акцента функционерами Б. с целей организации на ее средства является одной из основ­ных функций Б., в результате чего средства (иерархия власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование инструкциям и т. п.) превращаются в самоцель. Одной из важных проблем в теории Б. является вопрос об узаконении бюрократической власти, в котором можно выделить два основных направления его решения: во-первых, Б. существует и функционирует за счет привлечения в свои ряды людей, наделенных необходи­мыми обществу знаниями и умениями (представительная Б.), и, во-вторых, Б., существующая за счет подавления противостоящих ей структур и принятия необходимых санкций для своего упрочения (авторитарная Б.). В этом случае Б. суще­ствует потому, что является властью. Б. первого рода характерна для демократического общества, второго - для тотали­тарного и авторитарного.