Смекни!
smekni.com

Исламский экстремизм: роль в мировой политике (стр. 8 из 15)

Свою политическую борьбу он рассматривал как борьбу правоверных мусульман с заблудшими единоверцами. Стратегия борьбы за исламское государство, предложенная им, в корне отличалась от экстремистской. Присвоение политической власти должно было быть заключительным этапом длительной работы по воспитанию населения в исламском духе, формированию у него "истинного" исламского мировоззрения. Аль-Банна считал привлечение широких народных масс важнейшим фактором успеха.

Из неарабских теоретиков ислама, повлиявших на идеологию современных исламских экстремистов нужно упомянуть пакистанца Абу-ль-Аля Маудуди 5, руководителя "Джамаат-и-ислами", труды которого оказали большое влияние на основополжника современного исламского экстремизма С.Кутба, который заимствовал из них понятие хакимийи (высшая власть Аллаха над миром) и идею двух стадий развития "истинно" исламского общества. наибольшее, выдвинутые в свое время идеологом египетских "Братьев-мусульман" Сейидом Кудбом (1906-1966 гг). Именно он является своего рода "классиком" экстремизма. Его работа "Вехи на пути" почитается всеми мусульманскими экстремистами в качестве их манифеста. Сам же он, казненный в 1966 г. по обвинению в антигосударственной деятельности, приобрел в глазах многих ореол "мученика веры" и духовного отца. Это не отрицается и исследователями. Профессор Каирского университета Али Б. Хиляль отмечал, что вся их экстремистов идеология содержится в "Вехах" на пути. М.Х. Хайкал писал, что труды С. Кутба стали "Библией исламских экстремистов".6 В связи с этим нельзя не сказать и о лидере иранской революции аятолле Р.Хомейни, под чье политическое и идеологическое влияние попало огромное количество шиитских религиозных группировок.

Нужно отметить, что радикальный исламизм представлен больше практиками чем идеологами, и тем не менее необходимо упомянуть известного богослова, автора ряда сочинений о джихаде и главного идеолога движения "афганских арабов" шейха Абделлу Аззама; духовного лидера египетской "Аль-Гамаа аль-исламийя" популярного проповедника шейха Омара Абдель Рахмана, ныне пребывающего в заключении в американской тюрьме по обвинению в организации взрыва в Нью-Йорском торговом центре в 1993 г.; а также скандально известного лондонского проповедника Абу-Хамзу аль-Масри (Мустафу Камеля), руководителя виртуальной организации "Стороники шариата". В этом ряду стоит упомянуть и о современных лидерах исламского фундаментализма, таких как генеральный секретарь НИФ Судана Хасан Абдалла ат-Тураби, руководитель ливанской Хизбалла Шейх Сейид Муххамед Фадлалла, духовный лидер афганского движения талибан Шейх Омар саудовского миллиардера Усаму бен Ладена, пожалуй самую одиозную фигуру современного фундаментализма, а также его ближайших соратников Шейха Мир-Хамзу, секретаря пакистанской организации Джаммат уль-Улема-е-Пакистан (Ассоциация улемов Пакистана), лидера движения "Джихад" из Бангладеш Абд-аль-Саляма и других лидеров крупнейших исламистских организаций. По понятным причинам сочинения их известны только в определенных кругах, и к сожалению, недоступны для изложения в данной работе. Поэтому основным источником послужили их высказывания в прессе, а также монография Коровикова "Исламский экстремизм в арабских странах", М, 1991 г., где автор достаточно полно изложил основные идеологические положения радикальных фундаменталистов, изучая материалы судебных слушаний по делу ультраэкстремистских египетских организаций "Ат-такфир аль-хиджра" ("Обвинение в неверии и уход"), "Братьев-мусульман", сирийских "Братьев-мусульман", а также непосредственно анализируя "Вехи на пути" С. Кутба.

2.2 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И КРИТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА ИСЛАМСКИМИ ФУНДАМЕНТАЛИСТАМИ

Для идеологии исламского фундаментализма характерна опора непосредственно на Коран и Сунну, которые объявляются единственными критериями всех человеческих ценностей. Все понятия, традиции, законы, противоречащие этим источникам шариата, должны быть отвернуты как несущественные.

С этим подходом связана четко выраженная идея дихотомии мира. Все существующее рассматривается как арена борьбы добра со злом, Аллаха с Сатаной. В этой борьбе главным критерием выступает вера в Аллаха, логическим выводом из чего является положение о неразрывной связи добра с верой, а зла с неверными. Один из руководителей египетской "Гамаат-аль-ислами" Ахмад Шукри Мустафа, выступая на суде заявлял: "... Неверие сейчас является твердым свидетельством неограниченного зла, в то время как принятие веры есть доказательство добродетели"7. Из этого следует легитимизация решительной борьбы с неверными, что активно используется экстремистскими организациями исламских фундаменталистов.

В оценках исторического процесса идеологи экстремизма выступают как убежденные детерминисты и идеалисты. История, по их мнению, полностью направляется Аллахом. Признавая успехи человечества в преобразовании материального мира, С.Кутб категорически отрицал его способность создать адекватную систему ценностей и совершенное устройство в силу превосходства божественного разума над человеческим, тем самым, все системы созданные людьми, заранее уступают системе, созданной Аллахом - исламу. С.Кутб выдвинул концепцию единого универсального закона. Согласно ей, природа подчиняется законам естественных наук, а человеку Аллахом был дан шариат, являющийся частью универсального закона и, следственно, гармоничный с окружающим миром и внутренней сутью человека. Поэтому в человеке изначально заложено стремление жить, согласно шариату, но происки сатаны совращают его с истинного пути.8

Т.о., исламские экстремисты считают, что общество должно жить по шариату, а реализовать это на практике должны они - "истинные мусульмане". Следовательно необходимо захватить власть, т.к. только обладая политическим господством, можно обрести свободу по кординальному преобразованию общества, при этом подчеркивается, что борьба за утверждение "истинного исламского" общества - долг каждого мусульманина, комментарий 7 аят 98 суры ("те, кто уверовали и творили праведные дела, - они лучшие из существ"), С.Кутб писал: ".. первое и самое важное из этих "праведных дел" - установление закона Аллаха на этой планете и правление людьми согласно тому, что постановил Аллах".9 Попытки свести веру только к эмоциям и ритуалам С.Кутб называл происками врагов - Запада и христианства. Вера по его мнению, должна выражаться в конкретных действиях, направленных на создание исламского общества в соответствии с раннемусульманскими идеологами.

Проблема идеального исламского общества является наименее разработанной и оригинальной частью идеологии исламского фундаментализма.

Как правило, на первом месте стоит разработка стратегии борьбы за власть. Прежде всего это связано со сложностью задачи предложить жизнеспособную альтернативу западному пути развития. К тому же, по-мнению Коровикова...излишняя детализация образа "светлого будущего" способна вызвать раскол и разногласия в их среде.10

Если говорить об общих принципах социального идеала, то они в целом связаны с традиционными представлениями обидеальном политическом устройстве, учитывая, конечно, различия между суннизмом и шиизмом.

В рамках ортодоксального суннизма главным критерием "исламского" общества и государства является шахада ("нет бога, кроме Аллаха и Муххамед - посланник его"), т.е. абсолютное подчинение Аллаху и его законам. К основополагающим принципам относятся "поклонения одному только Аллаху, базирование отношений между людьми на вере и единобожии; превосходство человека над всем материальным, развитие человеческих ценностей и обуздание животных желаний; уважение к семье; принятие наместничества Аллаха на земле в соответствии с его руководством и указаниями, верховенство закона Аллаха (шариата) и образа жизни, предписанного им, во всех делах этого наместничества.11 Аналогичный подход применяется по отношению к государствам. В целом исламским считается государство, возглавляемое мусульманином и реализующее на практике все положения шариата. В отличие от шиизма, суннитские исламские экстремисты в целом не настаивают на том, чтобы во главе государства стоял профессиональный религиозный деятель - улем. С. Кутб писал по этому поводу: "...правление ислама будет установлено не потому, что к власти придет духовенство, а потому что будут введены исламские законы".12 Идеалом политической системы у суннистских экстремистов является халифат - т.е. община верующих мусульман (умма), возглавляемая халифом, который с согласия и по решению членов уммы наделяется административной и исполнительной властью. Условно умма заключает негласный договор с халифом, по которому халиф правит по законам шариата, а умма ему подчиняется.

В шиизме имамитского толка само понятие власти имеет несколько другой характер. Власть ("вилайят" - попечение, покровительство) понимается как попечение, которое оказывает отец своим детям. Право на "вилайят", полученное пророком от Аллаха, которое было передано имаму Али, а затем к его наследникам, вплоть до двенадцатого имама шиитов Махди, который исчез ("скрылся") накануне "конца времени" произойдет его пришествие, после чего на земле воцарится мир и благополучие. До пришествия "скрытого" имама "попечительство" над верующими должны осуществлять факифы-знатоки "божественного установления", которые образуют в шиизме четкую иерархию - от мулл до аятолл. Иранская революция 1979 г. послужила тому, что принцип "вилаят" был перенесен Хомейни из области теории в практику и провозглашен основой "исламского образа правления". Не религиозная община а целое государство стало объектом претворения в жизнь "покровительства" священнослужителей. Шиитскими экстремистами Ирака, Ливана ставится цель создания такого государства.