Смекни!
smekni.com

Исламский экстремизм: роль в мировой политике (стр. 9 из 15)

Новая концепция "вилайят" носит воинствующий характер: установление "исламского образа правления" приняло насильственный характер "экспорта исламской революции". В марте 1982 г. в Тегеране собралось 380 лидеров шиитских общин, которые призвали Хомейни "огнем и мечем" распространить ислам среди неверных. Вследствие чего в Иранском МИДЕ появился департамент по делам освободительных движений (по экспорту исламской революции), ежегодные ассигнования на который достигали 100 млн.долларов, а на территории Ирана появилась сеть учебных лагерей для подготовки террористов.13

Социально-экономическая программа экстремизма гораздо расплывчата, чем политическая. Основой ее служит принцип справедливости (адаля). Ислам признает имущественное неравенство, но основой ее является личный труд человека. Предполагается, что в исламском обществе не будет ни бедных, ни богатых и следовательно, исчезнет расточительство, обман, растовщичество. Это должно обеспечиваться высоким моральным уровнем членов уммы и исламской налоговой системой, основанной на закяте.

Классовые конфликты в таком обществе невозможны, т.к. будет господствовать принцип справедливости.

Фундаменталисты признают право на частную собственность, и существование госсектора, если этого потребуют интересы уммы. Характерной чертой их экономических взглядов является отказ от финансово-экономических связей с Западом.14

Оценивая современное общество радикальные фундаменталисты исходят из принципа такфир, т.е. обвинение в неверии. Муххамад Абд-ас-Салям, один из руководителей крайне экстремистской группировки "Священная война" в своей книги называл всех современных руководителей мусульманских стран первейшими вероотступниками, которых обвинил в услужении "крестоносцам" (христианам), коммунистам и сионистам. Абд-ас-Салям делает различие между неверным и вероотступником, заявляя, что последнего надо убить в любом случае.15 Грехом объявляется не только правление не по-шариату (Шукри Мустафа писал: "Правители нечестивы, а Аллах повелел, что кто не правит согласно предписаниям, тот не верный"), но и повиновение неверному правителю: "Угнетенные несут ответственность за свою слабость в подчинении угнетателю".16

Как следствие этого, для радикальных фундаменталистов, как правило, характерен отказ от работы в государственных учреждениях, а также в госсекторе экономики и службы в армии.

Подобное отношение распространяется и на священнослужителей. На них возлагалась ответственность за моральное разложение и деградацию общества, распространение ереси Улемы обвинялись в неспособности адекватно прореагировать на культурный вызов Запада, в искажении сущности джихада, проповедуя его в смягченном и неполном виде.

Поэтому членам радикально-фундаменталистских групп запрещалось молиться в государственных мечетях и под руководством официальных имамов. Шукри Мустафа писал: " Все имамы мечетей-еретики, и молиться под их руководством противопоказано".17

Оценивая международную обстановку, радикальные фундаменталисты не находят принципиальной разницы между различными политическими режимами, экономическими системами и т.д.

Современную региональную систему реальной политики они рассматривают как господство "предательских", отравленных Западом режимов. Этим объясняется господство "неверных" над святыми местами ислама, подавление и преследование "истинно верующих" мусульман.

Страны Запада во главе с США, по мнению идеологов исламского фундаментализма, идут в "крестовый поход" на ислам путем насаждения западных ценностей

потребительского общества, сексуальной свободы, распространения алкоголя и наркотиков.

Фундаменталисты не принимают концепцию нового мирового порядка, предусматривающей разрешение конфликтов только с помощью консенсуса и мирного урегулирования. Исламский радикализм отклоняет такой мировой порядок сговор с Западом с целью сохранения его господства, считая мирное разрешение конфликтов иллюзией, т.к. международные отношения по своей природе конфликты. Вследствие этого, исламские экстремисты считают, что единственно возможным ответом мусульманского мира современным режимом, где господствуют западные ценности может быть только священная война во имя Аллаха.

Это оправдывает международный терроризм и диверсии против США и Европейских госудаств, поддерживающих режимы "изменников" на мусульманской земле.18

Несмотря на очевидное превосходство западной цивилизации, радикальные фундаменталисты, тем не менее, пророчат ей скорый упадок, вследствие отсутствия у нее "подлинных" ценностей, присущих исламу.

С.Кутб отмечал: "период правления белого человека закончился, поскольку цивилизация белого человека уже свою ограниченную полезность"19

2.3 КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ ЗА ПОСТРОЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ОБЩЕСТВА

Необходимо отметить, что ни в чем так ярко не проявляется отличие исламских экстремистов от умеренных форм исламского фундаментализма, как в вопросах стратегии и методах борьбы. Следует обратить внимание на то, что среди идеологов исламского фундаментализма отсутствует согласие по данным вопросам, в частности, Коровиков А.В. выделяет в этом плане три основные концепции.

Первая из них базируется на наследии Хасана аль-Банны и проповедуется в основном сирийскими экстремистами, в частности С. Хаввой. Он выделяет 3 стадии борьбы. На первой стадии (начальной) происходит просветительская и благотворительная деятельность с целью донести до каждого мусульманина призыв ислама. На второй, организационной стадии осуществляется укрепление самой организации, воспитание ее членов с целью создания боеспособностью континента моджахедов (воинов джихада). Третья, насильственная стадия заключается в решительной борьбе за захват власти с целью преобразования общества в соответствии с нормами ислама.

Вторая концепция действий была выдвинута С. Кутбом. Стратегия, основываясь на трудах Маудуди, исходит из двух стадий борьбы - стадии слабости (истидаф) и стадии джихада. Поскольку С. Кутб относил современное общество к джахилийи, то он не надеялся на его воспитание и поддержку. Поэтому борьбу во имя ислама он представлял себе не как народное восстание, а как гражданскую войну небольшой "уммы" истинно верующих против "неверного" общества. Стадия "слабости" заключалась в отделении группы от джахилийи, по аналогии с обществом Муххамада, с целью сохранения "чистоты" веры, самосохранения в рамках группы "исламского общества" в миниатюре.

Разрыв с "джахилийи" по С. Кутбу, должен быть полным и всеохватывающим: "У мусульманина нет страны, помимо той части земли, где установлен шариат... у мусульманина нет национальности, помимо веры, делающей его членом уммы... у мусульманина нет родственников, помимо тех, кто разделяет с ним веру в Аллаха". С. Кутб отрицал возможность того, что в обществе " джахилийи, " остались какие-либо элементы ислама, которые в конечном стете способны его победить. Он не принимал путь постепенного преобразования.

Данная стратегия активно используется такой ультроэкстремистской группировкой как "Аль-гамаа аль исламийя" ("Исламская группа"), в прошлом практиковалась "Ат-такфир ва-ль-Хиджра" ("Обвинение в неверии и уход").

Третья концепция исходила из обвинения в неверии не всего общества, а правящей верхушки. Ее суть заключалась в создании законспирированной, широко разветвленной организации, проникновении в армию и госаппарат и, после захвата власти в ходе государственного переворота, постепенная исламизация общества. Данная стратегия применяется такими группировками как "Аль-Джихад", "Мунназамат ат-тахрир аль-исламий", "Хизб ут-тахрир". 20.

Определенное влияние на стратегию и тактику экстремистов оказала Иранская революция. Исследователи указывают, что после нее всеобщее восстание стало рассматриваться как наилучший способ свержения правящего режима, а организация массовых беспорядков - наиболее эффективным методом борьбы против армии и органов безопасности.21

Помимо краткосрочной цели - захвата власти, фундаменталисты планируют в перспективе создать всемирное исламское государство.

По их замыслу, в ХХ веке в него должны были войти около 50 государств Азии, Африки и Европы. В том числе Албания, Босния,

Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргызстан, Таджикистан, территории Кавказа, Израиля. Затем его границы планировалось расширить за счет территории Северной и Южной Америки, Австралии, Гренландии. К 2100 году Земля станет, по их замыслу, единым халифатом со столицей в Саудовской Аравией.22 Подобную же цель преследует и Иран, длительное время пытаясь создать шиитско-имамитские "плацдармы" в Ливане, Турции и Ираке. Несмотря на различия в стратегиях борьбы, все исламские группы выделяют два основных метода борьбы: пропаганду вооруженную борьбу (джихад), однако единства по поводу соотношения этих методов нет.

Так, С. Хавва, лидер сирийских исламистов, считал, что пропаганда должна предшествовать джихаду. Фарадж, один из руководителей египетских "Братьев-мусульман" был склонен ее игнорировать. С. Кутб считал, что оба метода необходимо практиковать параллельно. Пропаганда (метод убеждения) применяется на психологическом уровне индивидумов, в то время как джихад (метод вооруженной борьбы) применяется на уровне общества в целом, причем последнему отводится ведущее место: