Смекни!
smekni.com

Этносоциальные аспекты политических конфликтов в постсоветской России: некоторые вопросы теории и практики (стр. 9 из 13)

Российская Федерация является одним из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором проживает более 150 народов. Каждый из этих народов обладает своей спецификой - по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры. Характерной особенностью России является то, что границы расселения народов, как правило, не совпадают с границами определенных республик, краев, областей и округов. На численность и характер расселения национальностей в различных регионах страны сильное воздействие оказывает интенсивность миграционных процессов. Преобладающее большинство народов страны складывались как этнические общности веками и в этом являются коренными народами. Отсюда их историческая роль в формировании российской государственности и притязания на самостоятельные национально-территориальные или, по меньшей мере, национально-культурные образования. Хотя российская государственность складывалась столетиями, многие ее современные черты и проблемы являются продуктом недавней восемнадцатилетней истории[46].

Автономная субъективность составляющих регионов России, по меньшей мере сомнительна. Ведь на самом деле нет даже полной ясности относительно их количества - объективного, а не произвольно установленного. Зафиксированное в Конституции 1993 г. число 89 к настоящему времени уже сократилось до 86, кроме того, такое их число не имеет оснований даже в советской эпохе - в РСФСР, например, насчитывалась 71 территориальная единица первого ранга (края, области, автономные республики) и 15 единиц второго ранга (автономные области и округа). Причины позволяющие сомневаться в существующем на сегодня составе Федерации не только ситуация в Чечне, но и целый ряд иных случаев: потенциальное разделение Карачаево-Черкесии, отложенное объединение Красноярского края и Хакасии и т.д.

Для Росси характерно дисперсное проживание многих национальностей. Например, немало башкир живет в Челябинской области, Оренбургской, Пермском крае, Курганской и других областях, в ряде республик. Фактически по всему Поволжскому региону и Уралу разбросаны чуваши. В нашей стране практически нет мононациональных регионов, а коэффициент многонациональности, как правило, очень разный, что объективно предполагает и разный подход к решению проблем в сфере национальных отношений, что влияет и на особенности этнополитической ситуации в разных регионах, определяя специфику этнополитических конфликтов[47].

Этнические конфликты и этнические проблемы современной России не представляют собой исключительного явления, они имеют многочисленные аналоги как в современном мире, так и в истории человечества. Россия и другие государства СНГ включены в мировой этноконфликтный процесс. Вместе с тем этнические конфликты в России имеют свою специфику, обусловленную как особенностями современного этапа, переживаемого страной, так и особенностями геополитического положения России в меняющемся цивилизационном устройстве человечества.

Пограничное положение нашей страны на стыке двух типов цивилизаций - западной и восточной - обусловило наличие в этноконфликтном процессе страны как особенностей, свойственных в большей степени западному обществу, так и восточному. Соответственно этнополитические проблемы могут быть рассмотрены в разных постановках. Во-первых, этноконфликтологические проблемы России в контексте этноконфликтного процесса в западном мире. Во-вторых, этноконфликтный процесс в России и вызовы модернизации. В-третьих, этноконфликтный процесс в России и формирующийся межцивилизационный сдвиг. Первая проблема предполагает рассмотрение социальных проблем России как части одного западного мира при всем ее культурном своеобразии. Для современной цивилизации общими являются такие феномены, как этнический парадокс современности, этнический ренессанс и впервые их проявление было выделено на Западе после очевидного краха идеологии "правильного тигля".

Национальные конфликты на территории бывшего СССР, включая Россию, в первые годы ее существования связаны с двумя основными рядами причин. Во-первых, игнорирование национальной проблематики в рамках унитарного интернационального, коммунистического союзного государства. Естественно, что его кризис, а затем распад дали кумулятивный выход национальным чувствам. Во-вторых, это связано с тем, что либеральная модель демократии, утвердившаяся на постсоветском пространстве оказалась неспособна найти бесконфликтную форму взаимодействия наций в нерасчленимом этническом пространстве бывшего СССР. Более того, либерализм, лишенный естественной экономической и социальной опоры, не имеющий в постсоветских республиках собственной многослойной основы, вырождается в свою противоположность - анархо-национализм. Утверждение на геополитическом "союзном" пространстве "национальных" государств, дающих преимущества титульным, "коренным" нациям - это прямой путь к конфликтам и войнам, ибо при таком подходе оказывается ущемленными гражданские права и свободы других национальностей. Потенциально опасным для России является само перенесение философии "национального" государства на российскую почву. Это прямой путь к национальным конфликтам и "этническим" войнам на территории самой России.

Следует отметить, что в России существует достаточно причин для этнополитических конфликтов. Например, исторические особенности формирования территорий, провозгласивших себя независимыми республиками; "автоматическое придание административным границам внутри СССР статуса государственных границ, что потенциально конфликтно для всех экс-республик; острое противоборство светского и религиозного компонентов в новых политических элитах, прежних и новых политических группировках; историческая отягощенность этнополитических проблем; возобновление исторических территориальных споров; борьба вокруг проблемы государственных языков; споры при переделе союзной собственности; этноконфессиональные споры и тенденция к образованию теократических государств; а также многочисленные другие причины этнополитических конфликтов[48]. Пик действия приведенных здесь факторов конфликтов уже в прошлом, но некоторые факторы, как, например, тенденция к образованию, возможно будет причиной конфликтов будущего. Возможны конфликты по причине ущемленного положения не титульных этносов уже в национальных республиках.

Не сложилась системная государственная идеология, которая могла бы сформулировать новые ценности взамен устаревших и изживших себя и способных утратить конфликтогенные факторы[49].

К этнополитическим проблемам России относится в первую очередь стремление ряда народов, в свое время добровольно вошедших в состав Российской империи или насильственно к ней присоединенных, добиться политической самостоятельности, ограниченного или полного суверенитета. Причиной тому является ряд факторов.

Во-первых, это ослабление центра вследствие перманентной борьбы за власть между различными политическими группировками, его неспособностью оказывать действенную помощь регионам в условиях тяжелого социально-экономического кризиса.

Сюда же относится и исторически сложившееся и возросшее в постсоветской России правовое неравенство между двумя основными группами субъектов Федерации - национальными республиками и областями.

Влияет и геополитика некоторых государств, направленная на отрыв от России территорий с преимущественно мусульманским населением.

В ряду этнополитических проблем наибольшую опасность представляет этнический сепаратизм. Он приковывает к себе наибольшее внимание государства. Проблема остается крайне важной даже, несмотря на то, что вооруженные сепаратистские движения сегодня ограничены только территорией Чеченской Республики[50].

Второй проблемой по приоритетности, и степени внимания, которое уделяют федеральные власти, является межэтническая напряженность на Северном Кавказе и в ряде других регионов, перерастающая порой в межреспубликанские противоречия.

В российской государственности имеет практически определяющее значение русский фактор, уже потому, что как указывает Р.Г. Абдулатипов - "от социально-экономического положения, морального самочувствия этих 85% населения зависит судьба России. Так называемая русская проблема довольно многогранна и возможно таит в себе очень серьезные последствия"[51]. Она имеет несколько основных направлений. Во-первых, это продолжающийся отток русского населения из большинства республик Российской Федерации, нарушающий сложившийся баланс этнополитических сил и интересов.

Во-вторых, недостаточное участие русских в политической жизни ряда регионов, включая и те, где они являются численно наибольшей этнической общностью, как по причине существующих в некоторых республиках политико-правовых ограничений, так и в силу их собственной слабой политической активности и самоорганизации.

В-третьих, это проблема адаптации вынужденных переселенцев из государств СНГ и Балтии, более двух третей из которых составляют русские, к новым условиям проживания в регионах России.

В-четвертых, ухудшение общего психологического самочувствия русских, проявляющееся в ослаблении их традиционной межэтнической толерантности и усилении ксенофобии, а также в опасности использования подобных настроений экстремистскими националистическими организациями. [52]