Смекни!
smekni.com

Ирано-израильское противостояние в аспекте Ближневосточной проблемы (стр. 2 из 5)

Существенные перемены, которые произошли и в Иране, по существу определили развитие взаимоотношений между двумя странами на протяжении почти десяти лет. Именно в начале 80–х годов Иран приступил к осуществлению своей главной задачи во внешней политике – "экспорту исламской революции". И хотя официально Исламская республика Иран широко распропагандировала утверждение о том, что этот "экспорт" в основном направлен против империализма, сионизма и коммунизма, многие мусульманские страны, особенно те, где у власти находились суннитские представители, с большим подозрением встретили этот курс шиитского Ирана, полагая, что его революция должна ограничиваться рамками самого Ирана и не затрагивать другие исламские страны12.

После победы революции в Иране в 1979 г. и провозглашения страны Исламской Республикой Иран, Тегеран разорвал отношения с Израилем, выслал из страны израильских дипломатов, технических и военных специалистов, а также экспертов по культурному и идеологическому сотрудничеству. Здание израильской миссии было передано представительству ООП13.

В октябре 1979 г. аятолла Р.Хомейни объявил "священную войну" Израилю и призвал все другие исламские страны поддержать его призыв14.

Такая жесткая линия исламского Ирана по отношению к Израилю проистекала в основном из теоретических взглядов лидера ИРИ аятоллы Хомейни, которые были изложены им еще до революции 1978–1979 гг. В этих трудах Израиль и вообще евреи были отнесены к основным врагам ислама, ибо "еврейский народ подрывает мусульманство и стоит за всеми антиисламскими происками и интригами". Цель евреев и тех, кто поддерживает их, подчеркивал аятолла, – "разрушение ислама и создание всемирного еврейского правительства"15.

И не случайно, что когда в 1981 г. появился план Фахда по урегулированию ближневосточного кризиса, Иран отверг его лишь потому, что саудовский король признавал существование Израиля. Этого ни в коем случае нельзя было допустить, как считал исламский Иран16.

После начала ирано–иракской войны взаимоотношения между Израилем и Ираном нуждались в определенном, если не прямом, то в косвенном восстановлении.

Как сообщила английская "Таймс", в марте 1982 г. израильское правительство М.Бегина уже вскоре после начала войны между Ираном и Ираком и возникших в связи с этим потребностями Тегерана в оружии, стало поставлять Ирану почти половину импортируемого оружия, запасных частей и амуниции, поскольку сама израильская армия также оснащена американским оружием, а израильская оборонная промышленность выпускает по американским лицензиям боеприпасы и запасные части, которые вполне подходят для нужд иранской армии17.

Экспорт оружия в Иран осуществлялся Израилем в секретном порядке, часто через третьи страны или подставные фирмы и международные посреднические организации. По данным американской печати, Израиль в разное время поставлял в Иран оружие на сумму от 500 млн. до 1 млрд. долл. в год18.

Во второй половине 80–х годов получив предложение Ирана продавать нефть в обмен на оружие, Израиль сумел решить одну из своих важных и сложных проблем за счет Ирана и более дешевым с финансовой точки зрения путем, поскольку ранее Израиль вынужден был ввозить нефть из стран Латинской Америки. Одновременно война Ирана с Ираком была воспринята как передышка для Израиля в его противостоянии арабскому миру. За это время Израиль планировал укрепить свои вооруженные силы и экономику.

Когда Израиль начал поставки оружия в Иран, там произошли большие перемены. О "джихаде" против Израиля в Иране стали забывать и уже не вспоминали о нем в печати или при других удобных случаях. В октябре 1985 г. Иран снял в ООН свое собственное предложение об исключении Израиля из этой организации19.

Следует отметить, что в рассматриваемые года Иран давал ясно понять, что он не горит желанием начать войну против Израиля после победы над Ираком или окончания войны с этой страной, а его первейшей задачей будет восстановление разрушенной экономики и преодоление других кризисных явлений послевоенного периода, что он фактически и начал делать после принятия резолюции 598 и примирения 20 августа 1988 г. с Ираком.

В то же время в рассматриваемые годы существовали существенные разногласия между двумя странами. Это прежде всего относилось к проблеме Ливана. Израиль и Иран активно вмешивались во внутренние дела Ливана: Иран на стороне мусульман–шиитов, Израиль на стороне христианских группировок, которые провозгласили своей целью достижение "подлинной независимости и суверенитета" Ливана. При этом ИРИ стремилась увидеть Ливан исламской республикой, Израиль, поддерживая христиан, предполагал, что таким образом Ливан мог стать государством, которое не представляло бы никакой угрозы безопасности Израилю.

Важным моментом во взаимоотношениях Израиля и Ирана стало начало в декабре 1987 г. восстания палестинского народа на контролируемых Израилем землях. В тот момент позиции Ирана и Израиля по палестинской проблеме совпали в том плане, что ИРИ, как и Израиль не захотела и не стала признавать ведущей роли в этом восстании ООП и ее лидера Ясира Арафата. Причины к непризнанию ООП у ИРИ и Израиля были различными: у Ирана потому, что ИРИ выступала против создания арабского государства Палестины, у Израиля потому, что он считал ООП не политической, а террористической организацией, однако в целом сам факт такого совпадения был весьма примечателен.

Позиции Ирана и Израиля совпали и по вопросу созданного 15 ноября 1988 г. арабского Палестинского государства в изгнании. Его не признал ни Иран, ни Израиль. Это не осталось незамеченным в арабском и мусульманском мире, где местная печать не преминула подчеркнуть "общность" Ирана и Израиля по такому коренному вопросу, как признание Палестинского государства, являющегося важной составной частью всего ближневосточного конфликта20.

В конце 80–х годов Израиль и Иран продолжали поддерживать экономические связи. Важно отметить то, что с конца 1989 г. Израиль начал закупки нефти в Иране, что было с удовлетворением встречено определенной частью иранского руководства, ибо Иран нуждался в иностранной валюте21.

Соглашения Израиля и Ирана о поставках нефти означали также стремление Израиля восстановить политические связи с Ираном, которые были разорваны после скандала Иран–контрас, разыгравшегося в 1985 г.22.

Одновременно в Израиле были чиновники, которые критиковали лица в "правительственных и разведывательных службах" в Израиле, находившихся в оппозиции к улучшению связей с Ираном23.