Смекни!
smekni.com

Политический анализ статей печатных изданий (стр. 2 из 4)

Принцип субсидиарности также основан на положениях статей 71-73 Конституции Российской Федерации и заключается в том, что регулирование избирательных прав граждан Российской Федерации, установление системы их основных гарантий, а также формирование федеральных органов государственной власти в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации относится к исключительному ведению Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации Конституцией отведено лишь дополнительное, субсидиарное правовое регулирование, направленное на защиту избирательных прав граждан Российской Федерации. Таким образом, применительно к системе избирательного законодательства в Российской Федерации принцип субсидиарности означает, что субъекты Российской Федерации должны принимать только такие законы, регулирующие избирательные отношения, которые никаким образом не изменяют смысл положений соответствующих федеральных законов, а лишь дополняют их, предоставляя гражданам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации дополнительные гарантии реализации их избирательных прав, обусловленные особенностями соответствующего региона.

Принцип полноты охвата регулируемых избирательным законодательством общественных отношений является исключительно важным, так как именно его соблюдение гарантирует наличие у системы избирательного законодательства ее основного интегративного свойства – полного урегулирования всех основных общественных отношений в стране, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, и с реализацией избирательных прав граждан Российской Федерации. Названный принцип заключается в том, что в систему избирательного законодательства должны входить все законы, совокупность норм которых в полной мере регламентирует указанные отношения.

Рассматриваемый принцип на настоящий момент соблюдается в полной мере, что и позволяет характеризовать избирательное законодательство как целостную систему. Данный принцип уравновешивается двумя другими принципами – достаточности и гармонии с внешней средой, так как существуют две проблемы: с одной стороны, возможность излишней "зарегулированности" электоральных отношений, с другой стороны, проблема регулирования иных отношений, по своей природе сходных с электоральными, или электоральных отношений, возникновение которых только предполагается.

Принцип достаточности правового регулирования, осуществляемого избирательным законодательством, заключается, прежде всего, в недопустимости излишней детализации законов о выборах и их отдельных норм, способной вызвать к жизни проблему "зарегулированности" тех или иных электоральных отношений. Начиная с принятия первого рамочного Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" в 1994 году, наблюдается устойчивая тенденция детализации и конкретизации норм избирательного законодательства, влекущая существенное увеличение по объему и усложнение текстов законов. Безусловно, такая тенденция обусловлена объективными факторами, среди которых на первом месте стоят усложнение самих общественных отношений в сфере подготовки и проведения выборов разных уровней и постоянное развитие избирательных технологий, зачастую ориентированных на то, чтобы "обойти" те или иные запреты и ограничения, установленные действующим законодательством. Однако создание новых норм закона, направленных на регулирование отдельных отношений, которые могли бы быть по традиции урегулированы нормами подзаконных актов, таит в себе опасность обесценивания норм закона.

Принцип гармонии с внешней средой вытекает из положения общей теории систем о том, что наиболее эффективное функционирование системы возможно только в условиях бесконфликтного и гармоничного ее взаимодействия с внешней средой, прежде всего, с необходимым окружением.

Необходимое окружение системы избирательного законодательства составляют система конституционного законодательства, в которую она включена, а также законодательные акты иных отраслей законодательства, с которыми она взаимодействует. В процессе системогенеза избирательного законодательства важной задачей является обеспечение его соответствия Конституции Российской Федерации и его корреляции с законодательными актами, непосредственным образом связанными с регулированием тех или иных сторон избирательных отношений. Среди таких актов, прежде всего, следует назвать Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральные законы от 11 июля 2001 № 95-ФЗ "О политических партиях", от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", Уголовный, Трудовой, Гражданский процессуальный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законы. В процессе совершенствования избирательного законодательства постоянно ведется и будет продолжаться работа по взаимной корреляции законов о выборах с названными законами. Распространение получила практика комплексного (единым "пакетом") внесения изменений в избирательное и смежное законодательство.

Руководствуясь аналогией, можно сделать вывод о том, что от приобретения избирательным законодательством статуса подотрасли конституционного законодательства его отделяет один шаг – его кодификация на федеральном уровне.

Принцип детерминированности системы избирательного законодательства заключается в необходимости учета в процессе системогенеза всех факторов, которые объективно оказывают существенное воздействие на эту систему. То или иное состояние системы избирательного законодательства всегда объективно детерминировано комплексом взаимосвязанных социальных, политических и юридико-технических факторов. Соблюдение принципа детерминированности означает недопустимость изменения системы избирательного законодательства в направлении, противоречащем потребностям общества и государства на конкретном историческом этапе.

Комплекс рассмотренных принципов системогенеза должен быть положен в основу всей дальнейшей работы по совершенствованию избирательного законодательства в Российской Федерации и его системы.

4) Парламентская оппозиция предлагает создать специальную внутридумскую комиссию, которая будет "проверять факты нарушений избирательного законодательства". Большинство из "Единой России" в принципе не возражает, но считает, что комиссия должна заниматься "изучением практики применения избирательного законодательства".

Проект постановления о создании комиссии и соответствующее положение о ее деятельности разработали депутаты из КПРФ и ЛДПР. Оппозиция опередила единороссов, которые заговорили о создании такой комиссии 14 октября, когда три фракции (КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия") покинули зал пленарных заседаний в знак несогласия с итогами региональных выборов, прошедших 11 октября 2009 года. На самом деле единороссы предложили не создать, а "воссоздать" комиссию, которая работала в Госдуме третьего и четвертого созывов и занималась анализом "практики применения избирательного законодательства".

Для комиссии единороссы сначала предложили "пропорциональный принцип" представительства. Самая крупная фракция Госдумы — "Единая Россия" получала право направить в эту комиссию шесть своих депутатов, а три остальные — КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" — по одному. Но через несколько дней, когда в диалог с "бастующими" фракциями уже вступил президент, единороссы пошли на компромисс. Каждой из трех оппозиционных фракций предлагалось направить в комиссию по два своих депутата, а "Единой России" — шесть депутатов и седьмого в качестве председателя комиссии.

Но даже минимальное — в один голос — преимущество единороссов не устроило фракции КПРФ и ЛДПР. По их проекту комиссия должна создаваться "на основе равного представительства — по три депутата от каждой фракции". Называться она должна "комиссией по проверке фактов нарушения избирательного законодательства", заниматься — "проверкой фактов нарушений", "систематизацией выявленных нарушений", "анализом причин возникновения выявленных нарушений", "подготовкой рекомендаций по совершенствованию избирательного законодательства". Судя по всему, оппозиция не забыла, что наибольшей активностью и критичностью выводов отличилась комиссия третьего созыва Госдумы, когда ее возглавлял коммунист Александр Салий. Деятельность этой же комиссии в прошлом созыве, когда ее возглавлял единоросс Николай Гончар, была практически незаметной.

Впрочем, оппозиционерам придется работать в таком составе комиссии, за который проголосуют единороссы. Глава думского комитета по конституционному законодательству единоросс Владимир Плигин заверил, что он готов продолжить консультации с оппозицией по этому вопросу. Господин Плигин, правда, уверен, что особо сложной работой эта комиссия обременена не будет: "избирательное законодательство достаточно технологично и не требует кардинальной правки".

Тем не менее, думская оппозиция не исключает, что именно кардинальная правка и может потребоваться по итогам каждого единого дня голосования, которые по закону проводятся в марте и в октябре. Так, по итогам выборов 11 октября, как заявил лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев, "нужно запретить досрочное голосование и отменить голосование вне избирательных участков с помощью "выносных урн"", чтобы исключить вброс бюллетеней в пользу партии власти. По мнению же депутата Госдумы, члена ЦК КПРФ Олега Куликова, "нужно расширять права наблюдателей, чтобы у них была возможность контролировать не только ход подсчета голосов, но и, к примеру, явку избирателей".