Смекни!
smekni.com

Специфика партийной системы современной России (стр. 2 из 4)

В-четвертых, двухблоковые партийные системы. Они во многом сходны с двухпартийными системами по своим характерным чертам. Главным отличием является то, что противоборствующими силами оказываются не крупнейшие партии, а партийные коалиции. Это вызвано тем, что ни одна партия самостоятельно не в состоянии добиться достаточной поддержки избирателей, чтобы самостоятельно сформировать правительство, поэтому партии в соответствии со своей политической ориентацией и идеологическими установками объединяются для того, чтобы совместными усилиями увеличить свое влияние. При этом такие конкурирующие коалиции сохраняются почти в неизменном составе на протяжении довольно длительного времени. Вместе с тем тот факт, что на политической арене выступают не отдельные партии, а партийные союзы, накладывает существенный отпечаток на партийную систему, поскольку здесь важны не только действия соперничающих блоков, но и взаимоотношения между партиями внутри коалиций. Ряд партий действует вне блоков. Такая партийная система сложилась, например, в Нидерландах. Встречаются и такие партийные системы, в которых двумя основными соперничающими силами выступают, с одной стороны, партия, а с другой - партийный блок (учитывая, что помимо этих двух основных сил имеются и другие партии). В результате этого партийная система приобретает черты двухпартийной и двухблоковой. Так, в Австралии Национальная (в течение длительного времени она именовалась Сельской) и Либеральная партии составляют относительно постоянный союз, противостоящий Лейбористской партии.

политический партия демократичный

В мировой практике известны так называемые двух-с-половиной-партийные системы. Эти системы характеризуются тем, что в них ни одна из двух крупнейших соперничающих партий не может прийти к власти, если не вступит в коалицию с третьей, сравнительно небольшой партией, без союза с которой ни одна из них не располагает необходимым большинством. В ФРГ, в частности, после Второй мировой войны до настоящего времени крупнейшими политическими силами являются Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС), а небольшая партия, союз с которой с 1969 г. до начала 90-х гг. XX столетия обеспечивал приход к власти одной из крупнейших сил, - это Свободная демократическая партия (СвДП). Двух-с-половиной-партийная система в ФРГ существовала с 1969 г. до начала 1990-х гг. С 1969 по 1982 г. у власти находилась коалиция СДПГ и СвДП. Выход из коалиции СвДП привел к смене правительства.

В-пятых, свободно складывающаяся однопартийная система. Следует отметить, что такие системы встречаются крайне редко, да и в основном в развивающихся странах, где неразвитость современных социальных общностей ведет к отсутствию активного создания различных партий даже при формальном разрешении многопартийности. Примером служит Кот-д'Ивуар. Конституция этой страны практически дословно воспроизводит ст. 4 Конституции Франции 1958 г., в которой провозглашается свобода создания и деятельности партий и партийных группировок. Вместе с тем в отличие от Франции в Кот-д'Ивуаре в течение длительного времени существовала только одна легальная партия (она же являлась правящей).

Принудительные партийные системы бывают следующих видов. Во-первых, однопартийные системы. Довольно распространенный вид принудительных партийных систем, хотя на рубеже XX и XXI вв. от однопартийности отказались многие страны. В рамках такой системы обычно запрещается деятельность всех, кроме одной, политических партий. Правда, иногда формального запрета может и не быть, но на практике государство не допускает существования других партий. В такой партийной системе единственная легальная партия (она же правящая) постепенно сращивается с государством. В некоторых странах партия превращается в придаток государства. В Гане, например, в феврале 1990 г. был издан правительственный Декрет о роспуске правящей партии и о создании новой.

Во-вторых, многопартийные системы с одной господствующей партией без легальной оппозиции. Такие партийные системы во многом сходны с однопартийными системами, поскольку, несмотря на многопартийность, законодательно закрепляется руководящая роль единственной партии. Тем не менее наличие нескольких партий создает условия для определенного плюрализма, хотя от партий требуется признание руководящей роли одной правящей партии. Такие партийные системы существовали, например, во всех странах, именовавших себя социалистическими, где сохранилось в свое время более одной партии. Однако в 1989 - 1990 гг. в ряде социалистических стран положение изменилось. Так, в Чехословакии, Польше и других странах принудительные системы были заменены свободно складывающимися, а затем страны Восточной Европы и вовсе перестали называть себя социалистическими. В некоторых государствах (Китайской Народной Республике, Корейской Народно-Демократической Республике [КНДР]) принудительные партийные системы сохраняются и в настоящее время. При этом, конечно, возможности плюрализма основательнее в тех странах, где негосподствующие партии пользуются самостоятельностью. В КНДР, например, две негосподствующие партии (Социал-демократическая и Чхондоге-Ченудан) существуют лишь номинально в лице своих руководящих органов и под жестким контролем государства. В данных условиях плюрализм не может существовать даже в малой степени.

В-третьих, многопартийные системы с допуском легальной оппозиции. Такие партийные системы включают не только правящую и поддерживающие ее партии, но и некоторые оппозиционные легальные партии, хотя оппозиция, как правило, ставится в жесткие рамки с ограниченными возможностями. Однако разрешение деятельности оппозиции, хотя и с ограничениями, создает некоторые условия для плюрализма. Но, естественно, здесь наблюдаются ограничения демократии. Так, в Бразилии в период с 1968 по 1979 г. существовала принудительная двухпартийная система. Законодательно была разрешена деятельность только двух партий - Альянс национального обновления и Бразильское демократическое движение. Первая из них была проправительственная, и ее представители занимали большинство мест в парламенте. Правящей в полном смысле этого слова ее нельзя было назвать, поскольку на избрание Президента, которому принадлежала исполнительная власть, в то время больше влияния оказывали военные, а не какая-либо партия. Однако указанная партия поддерживала правительство и его основные мероприятия. Бразильское демократическое движение выступало в качестве легальной оппозиционной партии.

2. Специфика партийной системы современной России

Одним из наиболее значимых принципиальных положений действующей Конституции является политический плюрализм. Признание Конституцией РФ политического многообразия и многопартийности (п. 3 ст. 13) предполагает существование политических партий, представляющих различные социальные группы, что является одним из признаков демократичности политической системы.

Для России как активного участника глобальных процессов проблематика политических партий, партийного строительства сверхактуальна. Высокая значимость этих вопросов обусловлена существованием ряда взаимосвязанных обстоятельств. Превращение Российской Федерации в один из экономических, политических, идеологических центров многополярного мира связано с развитием ее глобальной конкурентоспособности. Причем политическая конкурентоспособность является не менее значимой, чем экономическая успешность. В условиях острой экономической конкуренции и нередко прямого международного противостояния политическая стабильность России является фактором, отсутствие которого превращает реализацию национальных интересов в пустую фикцию. Это прекрасно понимают и наши соперники на мировой арене. Обретение внешнего влияния на политические партии в целях ослабления конкурентоспособности государств является одним из основных элементов современных технологий политических интервенций. Существование таких отнюдь не вымышленных угроз способно породить соблазн установления полного государственного контроля над политическими партиями, своеобразного огосударствления общественных объединений. Как ни парадоксально, этот шаг ни в коей степени не укрепляет конкурентоспособность, так как он воздвигает стену между государством и обществом, знаменует собой подмену демократии бюрократией и в итоге формирует экономическую, идеологическую и социальную базы для "цветных" революций. Иными словами, огосударствление политических партий не укрепляет глобальную конкурентоспособность государства, а ослабляет ее, создает возможности для опирающейся на вполне обоснованное недовольство населения политической дестабилизации, генерируемой извне. Другая совокупность обстоятельств связана со спецификой формирования партийной системы современной России[5].

В силу особенностей исторического развития в России процесс организационного оформления политических партий начался несколько позже, чем в странах Западной Европы: первые организации, провозгласившие себя политическими партиями, в России возникли лишь на рубеже XIX - XX вв. После 1917 г. произошло формирование однопартийной системы, трансформация которой в многопартийную началась только в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. и сопровождалась значительными политическими потрясениями. Поэтому все попытки формирования демократической многопартийной системы в России происходят в кратчайший исторический период - примерно 20 лет. Однако и этот период вместил в себя очень многое.