Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по политологии 18 (стр. 12 из 23)

1. Официальная идеология, т.е. комплекс идей, обосновывающий право этих режимов на существование.Официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно призна­ет и разделяет данную идеологию. Тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Ее целью является создание «нового» общества и «нового» человека.

2. Монополия на власть одной политической партии, а сама пар­тия под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генераль­ный секретарь). Идет процесс сращивания правящей партии с госаппара­том. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функ­ции.

3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Умаляется роль права, закона: власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия. Государство становится неправо­вым.

4. Партийный контроль за средствами массовой информации. Же­сткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массо­вой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой, телевидением и т.д.

5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами. Сохране­ние и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия, следовательно, происходит милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря, «осажденной крепости», опускается «железный занавес».

6. Централизованный контроль экономики и система бюрократиче­ского управления экономической деятельностью. Утверждается, что пла­новая экономика наиболее рациональная и эффективная.

При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподкон­трольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламен­тацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталита­ризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

33.Политическая культура: понятие, структура, функции.

Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее - только в конце 50-60х гг.

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Политическая культура это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убежде­ний и норм политической жизни общества.

Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, относятся:

- идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.

- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;

- социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;

- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;

-коммуникация,обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;

-ориентация ,характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений,пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

-предписание(программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций,норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека.

Структура политической культуры

Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.

На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;

ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;

ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.

34.Гуманизация и гуманистические основы политики.

Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной

деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип

гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности,

уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное

развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. В современных

условиях наиболее гуманной формой организации политики является

демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и

равноправия всех граждан, подконтрольности; власти населению, уважении

достоинства и прав человека. Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на ранете в целом. С этой точки зрения наиболее

гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для

удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Гуманизм в средствах проявляется в устранении наиболее жестоких,

варварских форм политического противоборства: войн, применения оружия

массового уничтожения: ядерного, химического, бактериологического,

экологического и т.п., в запрете пыток и других средств, разрушающих

личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от

духовного насилия — манипулирования сознанием и поведением людей с помощью

специальных методов обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в

политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом императивом

(требованием, нравственным законом) — человек должен рассматриваться

другими людьми лишь как цель, а не средство.

Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и международное

содержание. На международной арене он проявляется в борьбе за мир и его

упрочение, в создании международных отношений и мирового порядка,

основанных на справедливости и уважении к человеку. Это предполагает, в

частности, признание права народа на свободный выбор государственного и

общественного строя, на независимость и создание самостоятельного

государства, равноправия государств, невмешательство во внутренние дела

друг друга, отказ от применения силы для разрешения спорных

межгосударственных вопросов, развитие взаимовыгодного сотрудничества и

укрепление дружбы между народами и т.д. Важнейшие гуманистические ориентиры

внутренней и внешней политики государств нашли свое выражение и юридическое

закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и

сотрудничеству в Европе (ОВСЕ) и некоторыми другим и международными организациями.

35.Правовое и социальное государство: ценности и принципы.

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан. Признаки правового государства является:1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу.3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную( создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).4. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).6. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.7. Стабильность законности и правопорядка в обществе.8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.9. Выработка высокой политико-правовой грамотности.10. Появление действенной способности противостоять произволу.10.Разграничение партийных и государственных функций.11.Установление парламентской системы управления государством.12.Торжество политико-правового плюрализма.13.Выработка нового правового мышления и правовых традиций,