Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Политологии 3 (стр. 7 из 28)

В СССР политическая наука до 1989 г., по сути, отвергалась вообще. Если в 1920-е гг. еще шла борьба политических идей (например, Л.Д.Троцкий выдвинул идею перманентной мировой пролетарской революции), то затем, в 1930-е гг., было достигнуто единомыслие. И.В.Сталин, возглавлявший ВКП(б) и затем КПСС в 1922–1953 гг., выдвинул концепцию обострения классовой борьбы по мере углубления пролетарской революции и укрепления социализма. Это означало постоянное усиление борьбы с классовыми врагами, т.е. новые и новые репрессии.

До конца 1980-х гг. политическая мысль была неотделима от марксистско-ленинских общественных наук и выполняла поставленную КПСС задачу разоблачения буржуазной политики Запада, осуждения антисоветской борьбы в странах Восточной Европы и искажений коммунистической идеи в маоистском Китае, а также обоснования официальной точки зрения о единстве советского народа, отсутствии борьбы за власть и других явлений реальной политики в СССР. Однако в последние десятилетия существования СССР появились исследователи, внесшие несомненный вклад в развитие политической мысли – Ф.М.Бурлацкий, Е.М.Примаков, Ю.Г.Чуланов и др. Они первыми в советской науке занялись изучением реальных проблем политики – роли государства, элит, политических процессов, международных отношений и т.д. В частности, Ф.М.Бурлацкий и А.А.Галкин в работе «Современный Левиафан» (1979) анализировали феномен политического процесса и роль государства в политике на современном этапе. Санкт-Петербургский политолог Ю.Г.Чуланов предложил свою концепцию современных правящих элит и их классификации, опираясь прежде всего на анализ российской политики начала 1990-х гг.

Перестройка и постперестроечный период породили объективную борьбу идей, в том числе и в политике. Особенностью современной российской политической мысли является то, что эта борьба идет в рамках все тех же традиционных течений – западничества («правые», «демократы»), славянофильства (Солженицын и, как ни странно, коммунисты), евразийства (центристы). Можно назвать таких профессиональных политологов, как уже упоминавшиеся Ф.Бурлацкий, Ю.Г.Чуланов, мыслителей, работающих в журналистике (Соколов, Привалов, Архангельский, Новопрудский и др.). Но крупных политологов, как в XIX – начале XX в. в России и как в середине ХХ в. на Западе, в российской науке сейчас не видно.

6. Развитие политических теорий и концепций происходило не только в Западной Европе. Оригинальные, своеобразные идеи о политике, власти, государстве, законе, гражданине возникали и развивались в восточной части Европы, в том числе и в Беларуси.

Политическая мысль Беларуси имеет богатую историю. Она была тесно связана с экономической, политической и духовной жизнью белорусского народа, давала содержательные ответы на злободневные проблемы, поставленные тем или иным этапом конкретно-исторического развития Беларуси. Она отражала накопленный опыт нашего народа и свидетельствовала о высоком теоретическом уровне национального мышления.

Как и в других странах Европы общественно-политическая мысль Беларуси с самого начала, это значит со времен Полоцкого княжества, находились в тесной связи с христианской религией. Вокруг церкви группировалась тогдашняя образованная интеллигенция. Религиозными и культурно-просветительскими центрами были монастыри. Согласно сведений, которые дошли до нас, наиболее выдающимися представителями просвещения и общественной мысли раннего средневековья были Ефросинья Полоцкая (1120–1173) и Кирилл Туровский (1130–1182). Их произведения посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии. В частности, Ефросинья Полоцкая поднимала свой голос против княжеских междоусобиц, предупреждала, что братоубийственные войны могут привести отчизну к гибели.

С XIV в. начинает формироваться белорусская народность, её этническое самосознание, которое проявляется, главным образом, в форме развития родного языка, самобытной культуры. Полотчина получает название Белая Русь (вольная, свободная Русь).

В процессе укрепления феодально-крепостнических порядков в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском, в состав которого входили и белорусские земли, появляются опубликованные на древнебелорусском языке правовые акты. Исключительный исторический интерес представляют Первый (1529 г.), Второй (1566 г.) и Третий(1588 г.) Статуты Великого Княжества Литовского. Они являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Его можно считать своеобразной феодальной конституцией, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-то личной воли, а только от закона.

Как и в Западной Европе, так и в Беларуси в XV–XVI вв. возникают идейно-политические течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. Эти движения, в отличие от господствовавшей в средневековье религии, поставили в центр своих интересов не бога, а человека с его земными делами и нуждами. Они обращались к внутреннему миру человека, его правам, свободам, достоинству и материальному благополучию.

У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял белорусский первопечатник и просветитель Франциск Скорина (около 1490–1541 гг.). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике.

Особый интерес проявляет Франциск Скорина к праву и закону. Законы он делит на две категории – естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникают из естественных прав человека, они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появляются тогда, когда люди преступают законы естественные и начинают воровать, убивать и т.п. Закон и призван положить этому конец, считает Скорина. Он настаивает на том, что перед законом все должны быть равны – рядовой гражданин и монарх, что законность и правопорядок стали бы нормой общества.

Гуманизм Скорины отличается демократичностью. В своих размышлениях он обращается к простым людям, считает их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина является сторонником идей вечного мира.

В XVI в. в Беларуси действовала целая когорта гуманистов. Большинство из них придерживалось умеренных взглядов и выступало лишь за совершенствование, реформирование феодального общества. К их числу можно отнести Миколу Гусовского, Сымона Будного, Андрея Волона, Льва Сапегу и др.

Часть же гуманистов выступила за радикальное изменение существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. Идеологами этого направления были Петр из Гоненуза, Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Павел из Винзы и др.

С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразных проявлений крепостничества выступал Сымон Будный (1562 г.). В частности в предисловии к «Катехизису» (1530–1593 гг.), Сымон Будный осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583 г.) он выступал с острой критикой феодализма. Мыслитель потребовал ограничения магнатского произвола, равенства всех сословий перед законом и справедливого правосудия. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, ограниченную сословным представительством и законом, во главе с просвещенным монархом.

Будный выдвигал положение о божественном происхождении власти, а воля Бога обязательна для всех. Власть, по его мнению, бывает несправедливой, потому что люди, владеющие ею, используют власть в своих корыстных и неблаговидных целях.

Будный сформулировал основные факторы, обуславливающие необходимость власти. К ним он относит установление порядка в государстве, охрану интересов личности и государства.

Интересными являются рассуждения С.Будного по проблемам войны и мира. Он делил войны на справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические). Будучи противником войн, он допускал ведение правителем справедливых, оборонительных войн.

К числу крупнейших белорусских мыслителей принадлежит Андрей Волан (1530–1610) и Лев Сапега (1557–1633). Большая часть их публикаций посвящена полемике по религиозным вопросам. Вместе с тем, в их трудах довольно четко и основательно отражены политические идеи, в частности, идея правового государства.

Понятие «правовое государство» появилось в юридической литературе в начале XIX в. в Германии. Сама идея правового государства родилась в античности, а основные её положения были разработаны в XVI–XVII стст. идеологами западноевропейской раннебуржуазной политической мысли. Значительный вклад в развитие проблемы правового государства внесли вышеназванные белорусские ученые-гуманисты и политические деятели. В их публикациях подчеркивалось, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. А.Волан, Л.Сапега любили повторять известный афоризм Цицерона: «Чтобы быть свободными, мы должны являться рабами законов».

Если в обществе, замечал Л.Сапега, отсутствует уважение к закону и господствует вседозволенность и беззаконие, оно не может считаться человеческим и гуманным, а является волчьей стаей. Только уважение к праву дает возможность пользоваться действительной свободой. Идеи правового государства нашли отражение в статуте Великого Княжества Литовского 1588 г., редактором и издателем которого был Лев Сапега. Статут действовал на территории Беларуси до 1840 г. и сыграл большую роль в сохранении белорусского этноса.