регистрация / вход

Власть как явление общественной жизни 3

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра _ Контрольная работа по дисциплине _

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра_______________________________________

Контрольная работа по дисциплине___________________________

Студента 5 курса

Специальность_____________________

Шифр____________ (Вариант 3)

Фамилия ________________________________________

Москва 2010

ТЕМА: Власть как явление общественной жизни.

1. Сущность власти.

2. Объект и субъект власти.

3. Ресурсы власти и процесс их реализации.

4. Легитимность и эффективность власти.

1. Сущность власти.

Власть - это существующее во всяком обществе волевое отношение между людьми. Власть – фундаментальное начало как общества, так и политики. Она так или иначе присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека. Можно говорить о власти экономической, культурно-информационной, идеологической, политической, государственной, духовной, семейной и т.п.

На протяжении истории человечества понятие «власть» изучается самыми различными науками: философией, социологией, психологией и другими. Она является важнейшей категорией политологии. Власть и политика – тесно взаимосвязанные явления. Без политики нет власти, без власти нет политики. Многие мыслители указывали на различные источники происхождения власти, в том числе и власти политической. При внимательном анализе легко заметить, что многие концепции происхождения власти и политики совпадают, поскольку эти понятия неразделимы: а) телеологические (целеполагающие) концепции характеризуют власть как способность реализовать намеченные цели (Б. Рассел); б) системная трактовка власти исходит из производности ее от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств. При этом подчеркивается свойство власти как средства социального общения, позволяющее регулировать конфликты и обеспечивать стабильность общества; в) структурно-функциональные определения власти рассматривают ее как способ социальной самоорганизации общества, основанный на целесообразности функций управления и исполнения; г) реляционистские (от французского – отношения) концепции рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Если системные и структурно-функциональные трактовки требуют идти в понимании феномена власти «сверху вниз», то бихевиористские и психологические интерпретации ищут источники власти в специфике поведения самих людей; д) бихевиористские ( от английского – поведение) определения исходят из того, что власть – это особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются, причем особое внимание обращается на субъективную мотивацию власти (например, «воля к власти», «психологическая энергия» – Г. Лассуэлл). Власть – не только средство улучшения жизни властвующего, но и самоценность, позволяющая наслаждаться ее обладанием; е) психологические концепции пытаются раскрыть субъективную мотивацию поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Это сублимация (от латинского буквально – «вознесение кверху», концентрация на высшем уровне) подавленного либидо (от латинского – половое влечение – З. Фрейд) или же психической энергии вообще (К.Г. Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею компенсирует физическую или духовную неполноценность личности (так называемый «комплекс неполноценности»).

Все перечисленные подходы имеют реальную основу, характеризующую власть и ее истоки. В соответствие с этими подходами, существует множество определений власти. Остановимся на следующем. Власть – это способность и возможность влиять на характер, направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Власть всегда преследует определенную цель. Поэтому ее можно определить как производство преднамеренных результатов.

Наиболее важным видом власти является политическая: она определяет жизнедеятельность во всех сферах общества. Политическая власть отличается рядом только ей присущих признаков: а) обязательностью ее решений для всякой иной власти, проникновением в любые общественные процессы; б) публичностью, т.е. правом обращаться от имени всего общества ко всем гражданам; в) наличием единого центра, единой воли принятия решений; г) возможностью использования всех видов ресурсов власти; д) наличием специального государственного аппарата для воздействия на общество.

2. Объект и субъект власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект власти (или актор) это ее активное начало. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств, присущих лидеру. Субъект политической власти имеет сложный многоступенчатый характер. Его первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации и, наконец, непосредственно представленными во властных отношениях различными группами, организациями, элитами и лидерами. Субъект власти может быть индивидуальным (монарх, президент) и коллективным (совет, комитет). Существует также понятие высшего субъекта – носителя власти или суверена, который распределяет властные функции между различными политическими субъектами (это монарх или народ в зависимости от формы государственного устройства). Субъект власти влияет на объект через властное распоряжение, причем у первого имеется право реального наказания или поощрения за выполнение (невыполнение) распоряжения.

Объект власти. Власть – это всегда свойство двоих. Это двухстороннее ассиметричное с доминированием воли властителя взаимодействие субъекта и объекта. Власть невозможна без подчинения. Если такого подчинения нет, то нет и власти. Власть может состояться лишь в том случае, если есть способность (лидер) и возможность власти, т.е. согласие объекта на подчинение. Поведение объекта власти по отношению к субъекту характеризуется весьма широким диапазоном: от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть исчезает) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Это зависит от качества и поведения как субъекта (актора), так и объекта власти. В этой связи особый интерес в политологии приобретает изучение мотивации (т.е. мотивов, причин) подчинения объекта власти. Подчинение может основываться: а) на страхе перед санкциями. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от неприятного эмоционального состояния; б) на долголетней привычке к повиновению, обычае, традициях подчинения. Привычка - весьма надежный и длительный фактор стабильности власти, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни, когда вдруг обнаруживается отсталость данного общества (государства) от окружающих его государств и со всей силой встает проблема быть откинутым на обочину дороги мировой истории; в) на заинтересованности в выполнении распоряжений. Такая власть является наиболее стабильной, т.к. побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение санкций. Она способствует развитию других типов позитивной мотивации подчинения; г) повиновение на основе убежденности. Оно связано с воздействием власти на глубокие слои сознания, менталитета, ценностные установки объекта власти; д) авторитет власти, который формируется на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности, подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя; е) власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете перерастает в высший тип мотивации подчинения – идентификацию (отождествление) объекта и субъекта власти. Субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

Субъект и объект власти характеризует крайние полюса, активные начала структуры власти. Само деление людей на субъект и объект, начальников и подчиненных во многом относительно и изменчиво. Особенно это относится к демократическим системам, когда подчиненный в результате выборов может оказаться во властных структурах, и наоборот.

3. Ресурсы власти и процесс их реализации.

Под ресурсами власти обычно понимают все те средства, которые обеспечивают влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. Наиболее распространенными в современной политологии является деление ресурсов на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы включают в себя экономические (материальные ценности), социальные (способность повышения или понижения социального статуса, места в социальной стратификации), культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения). Этот вид ресурсов становится важнейшим в конце XX века. Ко второй группе ресурсов относятся принудительные (силовые). Сюда входят: оружие, институты физического принуждения (армия, полиция, служба государственной безопасности, суд, прокуратура). В третью группу входят нормативные ресурсы (юридические и нравственные нормы поведения в обществе), которые призваны воздействовать на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения.

Ресурсы власти приводятся в движение в основном двумя способами властвования: а) побуждение объекта власти к определенным, угодным субъекту действиям; б) обеспечение бездействия объекта с целью блокирования нежелательного для субъекта поведения объекта власти.

Взаимодействие способов власти, их постоянное движение составляют основу процесса властвования, который реализуется, регулируется через механизм власти. Последний включает прежде всего государственные органы и другие политические институты и право.

4. Легитимность и эффективность власти.

Политическая власть, закрепленная конституцией, приобретает в обществе юридическую законность. Однако такая власть может по-разному оцениваться. Признание большинством народа (не всеми) права данной власти управлять и согласие ей подчиняться называется легитимностью (от латинского – законность). История знает многие формы легитимности, которые зависят прежде всего от мотивов подчинения. Наиболее распространенной является классификация легитимности М. Вебером, который выделяет три главных ее типа: а) традиционная легитимность основана на привычке повиноваться, традициях (монархия); б) харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар («харизму») лидера, которого часто обожествляют, создают культ личности. Такое особенно часто встречается в период революционных перемен, когда в обществе еще нет традиций или демократически выраженной воли большинства; в) рационально-правовая, демократическая легитимность, источником которой в отличие от эмоциональной харизматической выступает рационально понятый интерес. Власть избирается на основе демократических процедур, она основывается на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям. Кроме указанных типов легитимности называют еще идеологическую легитимность, основанную на господстве государственной идеологии, классовую легитимность и другие. С понятием легитимности тесно связано понятие эффективности власти. Под эффективностью понимается результативность власти, степень выполнения ею функций в обществе, реализации ожиданий граждан. Легитимность и эффективность власти это два важнейших фактора ее стабильности, доверия и поддержки ее гражданами, устойчивости общества в целом.

Легитимность не является постоянным, раз навсегда данным качеством власти. Последняя должна систематически подтверждать перед народом правильность и целесообразность своих действий (в разного типа обществах – разными методами воздействия. В демократическом обществе – путем выборов, референдумов и т.п.). Цель здесь – достижение национального согласия власти и общества, что является наиболее действенным способом управления обществом, укрепления его социально-политической стабильности, достижения намеченных задач его развития.

ТЕМА: Политическая культура.

1. Понятие «политическая культура».

2. Структура политической культуры.

3. Основные черты и типология политической культуры.

4. Функции политической культуры.

1. Понятие политической культуры.

Культура – это очень широкое понятие. Оно по существу включает все то, что сотворено человеком: производство и быт, духовные ценности, традиции и фольклор, нравственные устои, политику и право. Политическая культура – часть этого общего понятия. Она сформировалась позднее других видов культуры вместе с возникновением политики и государства.

Термин «политическая культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVII веке, однако само понятие идет еще от Платона и особенно Аристотеля. В России проблемы политической культуры исследовал В.И. Герье (70-е гг. XIX в.). Особенно интенсивно вопросы политической культуры стали разрабатываться в 50-80-е гг. XX века (Г. Алмонд, С. Верба), когда в связи с обострением глобальных, особенно экологических проблем научная мысль приходит к осознанию пагубности отрыва политики от нравственности, от культуры в целом.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои коренные социально значимые интересы, потребности, ожидания. Однако реализация этих интересов может осуществляться лишь посредством прохождения через цепочку политических институтов, элит, лидеров и т.п. Качество, нормы, уровень как артикуляции (определения и представления во власть) коренных интересов социальных субъектов, так и деятельности политических институтов обусловлено господствующей в обществе политической культурой.

Политическая культура является нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Она представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочиванию политического опыта и регулированию политического поведения всех социальных субъектов общества. Политическая культура включает не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

Не все продукты политической деятельности предшествующих поколений составляют багаж политической культуры. Многие из них, не будучи воспринятыми согражданами и их потомками, бесслед­но исчезают. Как и в культуре в целом, здесь происходит фильтра­ция, отсеивание случайного, мнимого. Остается устойчивое, повто­ряющееся, передающееся от поколения к поколению в течение истори­чески более или менее длительного периода.

Передача политических ориентации, установок, убеждений, опы­та, образцов поведения осуществляется через политическую культу­ру. Она выступает способом воспроизводства политических характе­ристик социального субъекта. Политическая культура - это систем­ное духовно-практическое качество социального субъекта, формиру­ющееся посредством воспроизводства поколениями людей своих устойчивых политических характеристик.

2. Структура политической культуры.

Из сказанного вытекает, что политическая культура - это сложная система, состоящая из многих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Отметим важнейшие из них:

a) политичес­кие потребности, интересы и ожидания всех социальных субъектов общества;

б) знания о политике;

в) убеждения, ценностные ориентации, суждения и оценки политических событий, политические стереотипы;

г) политическое сознание;

д) характер политического мышления, в значительной мере обусловленный состоянием коллективного подсознания общества, его глубинных эмоционально-психических зон (менталитет);

е) признанные в обществе политические нормы, традиции, образцы поведения как юридические, так и нравственные;

ж) навыки и способы политической деятельности, умение и опыт;

з) политические символы (гимн, флаг, а также способы отношения
к ним общества).

Важно подчеркнуть, что в понятие структуры вхо­дит не только совокупность элементов, но и единство устойчивых взаимосвязей между ними, система взаимодействия перечисленных элементов. Все элементы политической культуры органически связаны друг с другом. Только все они в совокупности определяют ее сущ­ность. Подчеркнем роль политического сознания (см. соответствующий раздел настоящего учебно-методического пособия) и особенно роль подсознательных импульсивно-эмоциональных моментов, менталитета в формировании того или иного характера политической культуры, чему до последнего времени явно недостаточно уделя­лось внимания.

При изучении структуры политической культуры необходимо учи­тывать ее многоуровневый характер (личность, социальная группа, общество, государство), а также различия в способах формирования и реализации политической культуры на том или ином уровне. Это означает, что все элементы политической культуры в совокупности определяют уровень и качество функционирования всех элементов по­литической системы общества (государственных учреждений, лидеров, элит и т.д.). Однако в характере их политической деятельности проявляются не только общие черты политической культуры, но и различия, определяемые спецификой того или иного уровня.

3. Основные черты и типология политической культуры.

Конкретное содержание понятия политической культуры раз­лично в зависимости от уровня развития общества, политического режима в стране и т.д. Для демократического общества, политичес­кой основой которого является правовое государство, это, по край­ней мере, следующие характеристики:

- самоценность человеческой жизни, счастье человека, приоритет общечеловеческих ценностей над всеми прочими социальными ценностями (классовыми, этнически­ми и т.п.);

- осознание необходимости политического плюрализма (множества мнений, идей, партий), отражающего многовариантность путей исторического развития;

- терпимость к инакомыслию (толерантность);

- верховенство гражданского права и гражданского общества как гаран­тия против бюрократизма, монополизма и тоталитаризма;

- нацио­нальное согласие власти с обществом, ненасилие как основной прин­цип общественной жизни в сочетании с цивилизованным насилием по отношении к нарушителям закона;

- единство цели и средств ее осу­ществления как гарантия от деформации самой цели и др.

На уровне личности политическая культура такого общества предполагает граж­данскую активность, инициативность во всех сферах жизни, знание законов и законопослушание, ответственность перед обществом и самим собой за свои деяния.

Типология политической культуры, как и всякая классификация, зависит от того, какой критерий положен в ее основу. Наиболее универсальной, на наш взгляд, является классификация на основе различий в политических ориентациях людей (Г. Алмонд и С. Верба), согласно которой выделяется четыре типа политической культуры:

1. патриархальный (политические ориентации неотделимы от рели­гиозных и социальных);

2. подданнический (пассивный по содержанию);

3. активистский;

4. «Культура гражданина» (смешанный тип).

Последний наиболее предпочтителен для современного демократического об­щества. Можно провести классификацию по социально-классовому признаку (пролетарская, крестьянская и т.п.), по идеологическому признаку (коммунистическая, социал-демократическая, либеральная и т.п.), по национально-территориальному признаку (западноевропейская, англосаксонская, восточная, азиатская и т.п.), по характеру политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная) и другие виды политической культуры.

В обществе господствует тот или иной тип культуры. Чем яв­ственнее господство, тем определеннее общество. Однако при этом продолжают существовать и другие типы культуры. Так, в демокра­тическом обществе имеются элементы патриархальной и авторитарной культуры, что в определенных условиях создает возможность перехода общества на путь авторитаризма. Особенно сложной является картина в обществах переходного типа. Так, в современной России пока преобладает культура подданнического типа, существует активистский тип (левый и правый радикализм), зародилась и набирает силу культура гражданина. Социальная неоднородность общества обуславливает существование различных подтипов основно­го типа культуры («субкультура»). Различают политическую субкультуру различных социальных слоев: интеллигенции, женскую, молодежную и т.п. Для моло­дежной субкультуры характерно преобладание так называемого нон­конформизма (т.е. несогласия с властью), радикализм, культ силы. Для старших поколений наибольшими ценностями является стабильно­сть, традиции, опыт. Женщины отличаются от мужчин меньшей вовлеченностью в политику, большей склонностью к поддержке партий и организаций консервативного направления. Мирное "сожительство" и взаимодействие культур - источник стабильности общества. В со­циально разобщенном социуме существует политическая контркультура, направленная против господствующих политических отношений. При несовпадении интересов политической культуры, контркультуры и субкультур возникает угроза распада единой и образования фраг­ментарной политической культуры. Последняя характеризуется уте­рей общих идеалов и ценностей, приоритетом местничества, нацио­нализма, группового эгоизма. Фрагментарная политическая культу­ра - неизбежный спутник революций, переломных периодов обществен­ного развития.

Политическая культура - не изолированное явление. Она - свое­го рода подсистема в системе общей культуры, и находится в тесной зависимости от других ее видов: экономической, бытовой, правовой, нравственной и т.п. культуры. Единство всех видов культуры обусловлено гуманистической сущностью их родовой основы - культуры в целом.

Особенно тесная зависимость отмечается между культурой политической, правовой и нравственной. Все юридическое имеет политическую природу. Закон регулирует отношения между социальными группами, личностью и государством (т.е. определяет политические нормативы общества). Политическая культура формирует уважение к правовым нормам и стремление к их исполнению.

Взаимозависимость политической и нравственной культуры прослеживается на протяже­нии истории человечества с древнейших времен. Модели идеального государства (Платон, Аристотель, Дж. Локк, И. Кант и многие дру­гие) ставили целью достижение счастья человека. В то же время практическая политическая история полна расхождения между нравственными и политическими нормами. Вторая половина XX – начало XXI века, обнажившая перед человечеством глобальные проблемы, со всей силой поставила вопрос о необходимости приоритета общечеловеческих цен­ностей не только в рамках отдельных государств, но и во всемирном масштабе. Все более очевидным становится факт, что политика, игно­рирующая гуманитарные общечеловеческие ценности в угоду классовым, групповым, личным не имеет исторической перспективы.

4. Функции политической культуры.

Поскольку политическая культура есть часть культуры как универсального понятия, ее функции совпадают в целом с функциями последней. В сфере политической культуры наиболее действен­но "работают":

- Познавательная (иногда ее называют гносеологи­ческая) функция - это познание и освоение политической действитель­ности, основной способ формирования политического сознания общест­ва.

- Коммуникативная функция. Обеспечивает обмен политической информацией, распространение знаний, умений и навыков участия в политической жизни. Посредством этой функции осуществляется не только общение, передача политического опыта между современниками, но и от поколения к поколению, т.е. постоянное воссоздание и функционирование самой политической культуры в обществе во временном пространстве.

- Регулирующая функция связана с воздействием на поведение людей и политичес­ких институтов, особенно в процессе подготовки и принятия полити­ческих решений. Если "нормы" этих решений соответствуют доминирую­щей в обществе политической культуре, то процесс взаимодействия власти и общества будет развиваться успешно. Несовпадение таких норм с уровнем и ха­рактером политической культуры в стране обрекает эти нормы на от­торжение, на конфронтацию между обществом и властью, на дискредитацию реформ в глазах народа.

- Интегративная (объединяющая) функ­ция служит консолидации всех слоев общества на основе доминирующих ценностей, идей, принятых норм и принципов политического общежития. Политическая культура выступает здесь своеобразной опорой существующей политической системы, обеспечивает ее стабильность и устойчивость.

- Воспитательную функцию можно еще обозначить как функцию политической социализации личности. Ее суть состоит в том, что через механизм политической культуры происходит приобщение личности к политической жизни данного общества, совершенствование интеллектуальных способностей, навыков активного и полноценного участия личности в управлении. Политическая культура развивает в человеке чувство гражданской ответственности, способствует следованию принятым в обществе эталонам поведения, прививает политическую этику. Функция политической социализации служит действенным рычагом в размывании патриархального и подданнического типа политической культуры и превращении «культуры гражданина» в доминирующий тип. А это является важнейшей основой демократического гражданского общества и правового государства.

Литература:

1. Гуманитас. Humanitas. Том IV. Социология. Политология. Учебно-практическое пособие. М., 2006. стр. 377-386.

2. Василенко И.А. Политология. М., 2004. Глава 10.

3. Ирхин Ю.В. Социология культуры. М., 2006.

4. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2004. Глава 18.

5. Трушков В.В. Политическая культура. М., 2002.

6. Гуманитас. Humanitas. Том IV. Социология. Политология. Учебно-практическое пособие. М., 2006. стр. 272-281.

7. Василенко И. А. Политология. М., 2004. Глава 2.

8. Мухаев Р. Т. Политология. М., 2005. Тема 5

9. Муштук О. З. Политология. М., 2006. Раздел 1.

10. Реутов Е. В. Общество и власть. Кризис легитимности.//Социс. 2006, №1. стр. 82-88.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий