Смекни!
smekni.com

Сталинизм происхождение и сущность (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение..................................................................................................... 3

Сталинизм: происхождение и сущность................................................... 4

Заключение………………………………………………………………….16

Список литературы.................................................................................. 17


Введение

Сталинизм - мелкобуржуазный коммунизм индустриального времени, идеология номенклатуры тоталитарного государства, возникшего после войн и революций во враждебном окружении в слаборазвитом капиталистическом об­ществе с подавляющим преобладанием мелких собственников, инструмент для духовной мобилизации общества на модернизацию и самозащиту. Лидеры ВКП(б) не понимали противоречия целей и средств своей политики, допускали, что государственная эксплуатация трудящихся, которую мифологизированное сознание сталиниста не воспринимало как эксплуатацию, должна была привес­ти к построению качественно нового социалистического общества. Особен­ность сталинизма - спекуляция на идеях классиков марксизма. В сущности, это «политическая теология» (К.Маркс), приспособленная для оправдания насилия по отношению к обществу в чрезвычайных обстоятельствах, не имевшая ничего общего с диалектическим методом познания и революционной практикой мар­ксизма. Материальной основой для воспроизводства сталинизма были «раскре­стьянивание» и пролетаризация мелких буржуа - крестьян, ремесленников в период индустриализации: сталинизм наиболее ярко выражен в период аграрно-индустриальной стадии развития. После реформ 1930-х годов его воспроиз­водству способствовал необычный для того времени социально-экономический уклад: капиталом стала огосударствленная экономика. И.В. Сталин и его груп­па осуществляли классовую диктатуру еще незрелой номенклатуры, рекрути­руемой из народа. СССР не вырвался из рамок капиталистической формации, но его социально-политический строй субъективно воспринимался исторически ограниченными трудящимися и буржуазией всего мира как «социализм».

Цель данной работы - рассмотреть происхождение и сущность сталиниз­ма.


4

Сталинизм: происхождение и сущность

Идейными предтечами сталинизма были мелкобуржуазный социа­лизм, критически-утопический социализм и коммунизм, «казарменный коммунизм», распространенные в XIX и XX веке в Западной Европе и Рос­сии, не раз раскритикованные марксистами. Идеологов течений роднит критика капитализма, в которой верно подмечены его противоречия, но предлагаются фантастические средства для трансформации. Они преуве­личивали роль политических учреждений в жизни общества, стремились уничтожить эксплуатацию путем реформ в сфере обращения и распреде­ления, предлагали уравнивание состояний как панацею для установления социальной справедливости в условиях закономерной социальной диффе­ренциации. Их экономический и политический «романтизм» приводил к волюнтаризму. Российские народники, например, «выбрасывали за борт всякий исторический реализм, сопоставляя всегда действительность капи­тализма с вымыслом докапиталистических порядков»1. Подобную манеру рассуждений В.И. Ленин сравнивал с «узко интеллигентным самомнением или, пожалуй, бюрократическим мышлением»2. Для данного стиля харак­терно социальное прожектерство; недоверие к самостоятельным тенденци­ям отдельных общественных классов, творящих историю сообразно их ин­тересам, отношение к ним как к материалу истории: игнорирование вопро­са об условиях, которые могут развивать сознательную деятельность твор­цов истории - народных масс, количество которых будет возрастать по ме­ре ускорения исторического процесса; стремление задержать или игнори­ровать противоречия реальной действительности в угоду утопиям вместо сознательного разрешения их. Догматизм идеологов приводил к отрица­нию гуманистических ценностей предшественников, к эклектизм.

Во время и после Октябрьского политического переворота, совер­шенного социалистическими силами в рамках буржуазно-демократической

1 Светигор С. Живой Сталин. - М.: Крымский мост. 2003. - С. 501.

2 Цит. по: Островский А.В. Кто стоял за спиной Сталина? - М.; Центрполиграф, 2004, - С. 136.


5

революции, значительная часть мелкой буржуазии пошла за рабочим клас­сом и РСДРП(б) - РКП(б). Вектор иллюзий мелких буржуа изменил на­правление: действительность капитализма «труженики-собственники» ста­ли сопоставлять с вымыслом о лучшем будущем. В коммунистических грезах сконцентрировались нереализованные потребности десятков мил­лионов людей в отсталой стране, которые они мечтали удовлетворить при помощи государства. Свою роль сыграли Декрет о земле 1917 года, пат­риотическая борьба против интервенции; при всех перегибах политики «военного коммунизма» она оказалась в тех условиях более рациональной и эффективной, чем экономическая линия белогвардейских правительств. Трудящиеся разочаровались в либерализме, с которым связывали эксплуа­тацию и классовую политику Временного правительства.

Представители и выходцы из мелкой буржуазии приобретают черты, резко контрастирующие с социально-психологическим обликом буржуа­зии. Усиливается их враждебность к власти крупного капитала, олицетво­ряющим его государствам. Облик российских и зарубежных революцион­но настроенных мелких буржуа запечатлен в поэзии и политических тру­дах. Литературные критики отметили пристрастие писателей 20-х годов к образу нового человека. Для него были характерны стихийность, цель­ность, страстность, непосредственность, прямолинейность, инстинктивная тяга к справедливости, жадность к жизни, наивность, невежество, любо­знательность, непочтительное отношение к дореволюционным ценностям, коллективизм, ненависть к барам, неприязнь к интеллигенции. На этой ос­нове в период гражданской войны сформировался тип руководителя из числа рабочих и крестьян, который обладал «психологией прямого дейст­вия»: уверенностью в безграничных возможностях «революционных мер» при решении любых проблем.

Маркс наблюдал подобных людей в середине XIX века в революци­онной Европе. Их «грубый и неосмысленный» коммунизм, писал он, «есть только форма проявления гнусности частной собственности, желающей


утвердить себя в качестве положительной общности»1. Неразвитость идео­логов грубого коммунизма выражается в непонимании «человеческой при­роды потребности», отрицании значимости личности человека, возвеличи­вании физического труда в противовес миру «культуры и цивилизации», следовании идеалу всеобщего опрощения. Уверовав в «уничтожение чело­веческого самоотчуждения» на основе «общности труда и равенства зара­ботной платы, выплачиваемой ...общиной как всеобщим капиталистом»2, грубые коммунисты объективно оставались в рамках частнособственниче­ских отношений.

Недалеко от «масс» ушли и вожди, которые пришли на смену Лени­ну. Хорошо знавший Сталина Л.Д. Троцкий заметил о его качествах: «Главное из них: несоответствие честолюбивой волн и ресурсов ума и та­ланта»3. Наблюдение Троцкого было подтверждено деятельностью Стали­на: волюнтаристским перекраиванием планов первой пятилетки, некомпе­тентным вмешательством в формирование военной стратегии. Отрица­тельные черты самого Троцкого зафиксировал Ленин в «Письме к съезду».

НЭП - социалистическая, в интересах большинства населения поли­тика партии в условиях разрушенной страны, населенной людьми с мелко­буржуазной психологией, - была положительно встречена крестьянством и принесла свои плоды. Характер политики определяли несколько тысяч ре­волюционеров со стажем и поредевший в боях гражданской войны слон социалистически развитых рабочих, а также Ленин во главе РКП(б). Об его исключительной роли писали современники и историки. Ленин чувствовал слабость субъективного фактора революции после войны, но рассчитывал, что в исторически короткие сроки политика «культурничества» подготовит материальные и духовные предпосылки для перехода к новому строю. Это была историческая альтернатива России. Однако отсталость страны, мел­кобуржуазность ее населения, управленческое бескультурье, давление ка-

1 Цит. по: Балаян Л. Сталин и Хрущев, - М.: Эксмо. Алгоритм. 2009. - С. 369.

2Там же.

3Троцкий Л.Д. Сталин.В 2т- М: ТЕРРА, 1996. -Т. 2. - С. 498.


7

питалистических государств создавали предпосылки для изменения харак­тера политики, повод для культа личности. Общественная психология пер­вой трети XX века в России опредметилась в виде Мавзолея В.И. Ленина.

После смерти Лепила и закономерного раскола в ВКП(б) субъектив­ный фактор Октябрьской революции изменил содержание; приобрел мел­кобуржуазно-коммунистический характер, стал отличаться «детской бо­лезнью левизны» в политике. Для отсталой страны это имело огромное значение. Эпоха Октябрьской революции и ленинизма закончилась. В се­тованиях крестьян периода раскулачивания: «Лучше Ленин, чем ленинизм. Лучшие коммунисты убиты и умерли. Остались сволочи»1, была опреде­ленная доля истины. С поправкой, что под «ленинизмом» в 1929 году смо­ленский крестьянин имел в виду политику группы Сталина, а под «своло­чами» - навербованных из маргинализированных слоев населения чинов­ников. Адаптация идеологической составляющей надстройки общества в духе номенклатуры для удовлетворения потребностей возникающего в СССР индустриального общества и политического режима завершится вместе с публикацией «Краткого курса ВКП(б)» в 1938 году. Репрессии 30-х годов приглушили революционное сознание народа. Руководство страны выбрало вариант безальтернативных выборов: уничтожило намек даже на буржуазную демократию, заменив ее мифом о «социалистической демо­кратии». Обрыв социалистической политики, видимый М.Н. Рютину уже в июне 1932 года, до XX съезда КПСС не был осмыслен: СССР продолжал служить надеждой для трудящихся, раздражая этим буржуазные слои за­падных стран.