Смекни!
smekni.com

Особенности формирования гражданского общества в России (стр. 2 из 5)

Гражданское общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества. Дости­гается идентичность гражданских и профессиональных качеств человека, входя­щего как в то, так и в другое сообщество. Происходит обмен этими качествами, отсюда, как образно сказал российский политолог И.И. Кравченко, — «политич­ность гражданского общества и гражданственность политического».

Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю струк­туру. Для него характерно наличие как множественных горизонтальных связей, так и существование нескольких их уровней или слоев.

Основу гражданского общества составляют экономические отношения, ос­нованные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Экономический плюрализм создает необходи­мые предпосылки для преодоления существующего отчуждения человека от средств производства. Гражданское общество только тогда проявляет свою жизнеспособность, когда его члены обладают конкретной собственностью или правом на использование и распоряжение собственностью, произведенный ими общественный продукт по своему усмотрению. Владение собственностью мо­жет быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности — колхоза, кооператива, предприятия и т.д. — действительно является таковым. Наличие собственности является основопола­гающим условием свободы личности в любом обществе.

Следующий уровень — это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Граж­данское общество основывается на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов множества социальных групп и слоев, их представителей. Причем это многообразие объективно стремится к постоянным изменениям, находится в динамике, образуя и прерывая вертикальные и горизонтальные связи.

Верхний слой гражданского общества — это отношения, связанные с инди­видуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями, ценност­ными ориентациями. Это различные группы по интересам, политические партии (неправящие), движения, клубы, группы давления и т.п.

Тем самым обеспечивается культурно-политический плюрализм, предпола­гающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества вклю­чает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой.

Отличительной чертой гражданского общества является культурный и поли­тический плюрализм. Оно жизнеспособно тогда, когда его члены имеют высо­кий уровень социального и интеллектуального развития, внутренне свободны и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной инсти­тут общественной жизни. Гражданское общество генерирует развитое само­сознание, способность к объективному самоотчету. Оно способно через этику деятельности и тип личности создавать новое знание и материально его вопло­щать. Неслучайно именно в гражданском обществе по мере его становления формировались неэкономические факторы хозяйственной деятельности социу­ма и человека: этика труда, а, следовательно, и соответствующая нравствен­ность заданы типом личности работающего человека [2, с. 383].

Экономические, политические и духовные основы современного де­мократического гражданского общества тесно взаимосвязаны между со­бой. К числу экономических принципов относятся многоукладная эконо­мика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения. Политические основы гражданского общества обеспечивает демократический политический режим — разделение властей, децентра­лизация властных полномочий, политический плюрализм, доступ граж­дан к участию в общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним. Духовные основы гражданского общества включают в се­бя свободу совести — право исповедовать любую религию или не испо­ведовать никакой, отсутствие монополии одной идеологии, цивилизо­ванность, высокую духовность и нравственность.

Таким образом гражданское общество формируют и развивают са­ми граждане, участвуя в решении проблем местного самоуправления и в профессиональной деятельности, где они создают свои организа­ции, клубы и ассоциации. Все мы являемся членами гражданского об­щества — как члены семьи или студенты университета, как члены спортивных обществ или общественных организаций. Атмосфера гражданского общества — это атмосфера нашей повседневной граж­данской жизни, в которой мы вольно или невольно принимаем учас­тие. И поскольку на повседневную жизнь людей особенно ярко накла­дывают свой отпечаток национальные и культурные традиции и обычаи, религиозные верования и исторические особенности, то фор­мы гражданского общества в разных цивилизациях достаточно силь­но отличаются друг от друга. Русский философ А.И. Герцен справед­ливо заметил: «Кто в мире осмелится сказать, что есть какое-нибудь устройство, которое удовлетворило бы одинаковым образом ирокезов и ирландцев, арабов и мадьяр, кафров и славян» [1, с. 58].

Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Так, скажем, для западной цивилизации при формировании гражданского общества были характерны воздействия про­тестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы. А опыт станов­ления гражданского общества в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и т.п.) свидетельствует, что возможно его развитие без индивидуа­лизации западного типа и при усилении издавна существовавшей модели культу­ры (религии), например на базе конфуцианства, и сохранении традиционных по­литико-психологических феноменов поведения и сознания.

Повышенный интерес, который сегодня проявляется к проблеме граждан­ского общества, не случаен. Он связан с началом перехода человечества в новый этап своей эволюции, связанной не только с развитием научно-техни­ческой революции, но и возрастанием значения демократии и гуманизма. Раз­витие гражданского общества — по сути, это расширение практики само­управления во всех сферах общественной жизни, повышение роли личности в политике.

Очевидным представляется вывод о сложном и длительном характере ста­новления гражданского общества в России [2, с. 383].


2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

2.1. Проблема выбора и предпосылки становления гражданского общества

Проблема коллективного и группового выбора является чрез­вычайно важной, поскольку сам выбор вызван необходимостью осуществления широкомасштабных социальных реформ. В нача­ле 1990-х гг. перед таким выбором оказались Россия и страны Центральной и Восточной Европы, отбросившие социалистиче­ские принципы и вновь вступившие на капиталистический путь развития. Проблема гражданского общества стала одной из клю­чевых в дискуссиях этого периода, в ходе которых постоянно воз­никал вопрос: возможно ли формирование основы гражданского общества в посткоммунистическом мире на иных, нетолерантных принципах? Для понимания особенностей постановки данной про­блемы необходимо осознавать тот исторический и культурный кон­текст, в котором происходила сама дискуссия, выделив принципи­альные пункты аргументации:

- возрождение концепции гражданского общества в России в период «перестройки» и в Центральной и Восточной Европе в эпо­ху «бархатных революций» носит на себе идеологический отпеча­ток специфического варианта модернизации, пройденной социалис­тическими странами в XX в. Создание индустриальных обществ в этих странах на основе внедрения марксистской концепции (и мо­дели) общественного развития может рассматриваться (с извест­ными оговорками) как реализация одного из вариантов «западного пути» развития, теоретические принципы которого были разработа­ны Марксом в борьбе с либеральной теорией общества;

- индустриализация и модернизация социалистического типа осуществлялись в рамках тоталитарного государства, в котором все независимые от этого государства элементы (общественные институты, организации и группы) были либо уничтожены, либо трансформированы в соответствующем тоталитарным принципам духе;

- проблема соотношения общества и государства приобрета­ет в рамках так называемого «посттоталитаризма» смысл и характеристики, далеко не всегда сопоставимые с теми дискуссиями, которые ведутся теперь в Западной Европе и США вокруг этих понятий;

- то общее, что существует между Западной и Восточной Евро­пой в идеологическом и политическом плане, в конечном итоге сво­дится к проблеме ценностей либеральных идей и институтов и их модификаций в посткапиталистическую эпоху. Под последним по­нятием обычно подразумевают, с одной стороны, те видоизменения, которые происходят на капиталистическом Западе под влиянием технологической и информационной революций, а с другой — осо­бенности интеграции бывших социалистических стран в цивилиза­цию западного типа.