Смекни!
smekni.com

Авторитарный политический режим 2 (стр. 4 из 6)

“Социалистическая мечта человечества” оказалась нереальной, но последствиями борьбы за ее осуществление стали черты реальной социальной политики, практикуемой ныне почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным граждан, государственная помощь культуре, образованию, науке и т.д.

16. Политические идеи Т. Гоббса и Д.Локка

Томас Гоббс (1588-1679 гг.)

«О гражданине» и трактат «Левиафан или материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского». Гос-во как человеческое установление. Оно возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Все люди равны от природы в отношении физических и умственных способностей. Из равенства способностей следует равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Т.к. люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба, из-за нее становится невозможной нормальная жизнь, поэтому люди приходят к соглашению. В результате общественного договора создается гос-во. Воля гос-ва в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы гос-во могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты. Люди устанавливают гос власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Она едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна, стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Создавая гос-во, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Гоббс – сторонник абсолютной монархии, он считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами гос-ва.

Джон Локк.

«Два трактата о правительстве». Локк считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основные устои – личная свобода и уважение к частной собственности. Локк – сторонник конституционной монархии. В ней он выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Законодательная осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Этот принцип означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Эти власти неравноправны, законодательная – верховная, повелевает другими властями. (но например ее ограничивает право собственности гражданина). Локк заложил основу для социогентрической парадигмы политики. Встает вопрос о взаимодействии гос-ва и гражданского общества. Гос-во – это не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, кот. создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности. Использует термин «политическое общество», кот. включает в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления.

17. Политические концепции древних греков. Платон и Аристотель.

Политическая мысль античности

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

Великий греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях:

власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).

Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.

18. Политический режим и гражданское общество

Гражданское общество - цивилизованное самодостаточное общество полноправных граждан; форма общности через образование индивидуальных процессов. Гражданское общество может нормально функционировать только в рамках правового государства.

Принципы:

· Приоритет права на власть;

· Ограничение власти законом;

· Безусловное подчинение граждан и субъектов власти;

· Равенство всех законов.

Политический режим- совокупность средств и способов осуществления политической власти в обществе.

Характер политического режима определяет:

· Характером отношения между государством и обществом(полный контроль общества; частичный контроль; партнерство);

· Характер и уровень участия граждан в политике (принципиально-тоталитарный; доступ, полная; частично ограниченная);

· Характером средств (законные – демократические; силовые – тоталитарные, авторитарные);

· Характером формирования власти и элиты (открытая элита – демократическая; монополизация власти одной партии – тоталитарная; монополизация группы лиц - авторитарная). Политический режим характеризует соотношение власти с гражданским обществом.

19. Политическое лидерство. Типология политического лидерства.

Политическое лидерство – это универсальный и неотъемлемый механизм функционирования общества. Оно необходимо для внутренней интеграции повышения целостности общества. Политическое лидерство помогает структурированию социальных групп, осуществлению коммуникаций между властью и обществом.

Принципы выделения политических лидеров:

· По уровню контроля за властью;

· По масштабу деятельности: общенациональный, региональный, местный ;

· По стилю поведения: авторитарный , демократический;

· По характеру руководства: формальный, не формальный;

· Отношение к социальным реформам: консерватор, реформист, фундаменталист;

· Отношение к целям в политике: идеолог, прогматик, идеалист;

· Отношение к противникам: фонатик, непремиримый.

Макс Вебер выделяет 3 основных типа политических лидеров:

· Традиционный( по наследству);

· Рационально-легальный;

· Харизматический.

Лидер-карьерист, лидер-политик, лидер-техник, лидер-механик, лидер-поэт, лидер-торговец, лидер- знаменосец, лидер- служитель, лидер-пожарник, лидер- марионетка.

20. Политология как наука. Функции политологии.

Политология- наука эклептичная ( собирательная из других наук).

Функции политологии:

· Познавательно-оценочная;

· Инструментально- праксиологическая ( как использовать полученные знания на практике);