Смекни!
smekni.com

Авторитарный политический режим 2 (стр. 6 из 6)

- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

- исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.

В качестве субъектов общего политического процесса выступают государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты политической власти (политические партии, общественные движения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты.

Субъект частного политического процесса - это, другими словами, инициатор этого процесса. Это может быть институт (орган) политической власти, политическая партия, движение, группа граждан или даже индивид.

32. Социальные субъекты политики

Социальные субъекты политики-любой индивид- эта социальная общность, объединения граждан. Учреждения или организации, группы давления, норма ,институт учреждения в формировании и осуществлении политической власти общества.

Первичный субъект политики- индивид. Любой гражданин является потенциальным субъектом политики, а реальным не все. Для того, чтобы гражданин стал субъектом политики:

· Осознание своего места и роли в системе политических отношений;

· Организация себя как политических субъектов;

· Реальная деятельность во имя реализации интересов.

Группы индивидов по отношению к политике:

· Активные- сознательное участие людей в политике;

· Пассивные- участие поддонического типа;

· Стихийные или неосознанные;

· Политическая апатия- не участие в политике.

33. Социальные группы как субъекты политики

Социальные группы как субъекты политики- являются основным субъектом политики.

Формирование групп происходит по интересам и у каждой группы свои интересы. Эти конфиденциальные отношения между группами проявляются в политической сфере, прежде всего – в борьбе за ресурсами. Т.О. группа, так же как и индивид выступает потенциальным политическим субъектом, а выполнение определенных условий даст им возможность стать реальным политическим субъектом. У индивида – свои собственные интересы, а у группы – общие интересы. В обществе наблюдается стратификация (расслоение). Страта – общность людей, объединенных социальным положением или социальными интересами.

Типы страт выделяются в государстве:

· Территориальные – отражающие различия между жителями отдельных территорий;

· Демографическая – интересы разных возрастных категорий различны;

· Этнонациональная;

· Конфессиональная;

· Социокультурная (различия в поведении);

· Социально-экономическое (различия в доходах);

· Позиционная – роль индивида во власти.

Любая социальная группа подвержена социальной мобильности – перемещение, в связи с изменением интересов, положением. Она может быть – восходящая, нисходящая. Политически устойчивые группы – политически инертны. Существует сильная связь между неравенством в доходе и стабильностью, чем больше разница богатых и бедных, тем больше возмущения и нестабильность. Если доходы очень богатых людей превышают доходы беднейших слоев в 4-5 раз – это очень опасно. Источником политической активности является резкое расхождение людей между статусами людей, которые принадлежат к разным группам. Важным фактором является – открытость стратификации, то есть открытость социальных перемещений. Т.О. для того, чтобы в обществе существовала политическая стабильность необходимо учитывать интересы групп.

34. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ.

Первые идеи о более справедливом обществе скорее всего зародились ещё на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства, встречаются при изучении как фольклора, так и мифологии народов Азии, Европы и Северной Африки.

В средневековье во время господства феодальных хозяйственных отношений взгляды, близкие к утопистско-социалистическим, формировались прежде всего на религиозной почве.

В эпоху Возрождения развитие теории утопического социализма продолжили в своих произведениях Т. Мор и Т. Кампанелла.

Здесь уже был сделан шаг от замкнутых сельских общин с общим потреблением и уравниловкой к созданию социалистических городов, федераций городов или целых государств, практиковавших не только общность имущества, но и создание целых хозяйственных циклов общественного производства. Признавалась роль государства в развитии культурной жизни нового общества, в его руководстве хозяйственной и общественной жизнью. В то же время сохранялась в неприкосновенности и идея об уравнительном распределении всех благ. Роль руководителя и вдохновителя столь радикальных социальных преобразований общества в эпоху Возрождения теоретиками предсоциализма наивно отводилась просвещённым монархам, мудрым завоевателям или интеллектуальной олигархии.

Социализм в 19 в

В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права».

В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления о уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.

В то же время печальный исход Великой Французской революции свидетельствовал о несостоятельности действий революционных масс, об определяющей миссии думающего меньшинства и волевых решений отдельных личностей. Не отрицая воздействия на общественную жизнь рационалистических идей духовного мира, то же время социалисты-утописты возрождали религиозные идеи- «новое христианство» Сен-Симона; пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна. В это время в среде последователей социализма возникают движения — сен-симонизм (Б. П. Анфантен, С. А. Базар и др.), фурьеризм (В. Консидеран), оуэнизм.