Смекни!
smekni.com

Типы государств 3 (стр. 6 из 9)

Маркс и Энгельс считали, что не государство обусловливает и определяет гражданское общество, а, наоборот, гражданское общество детерминирует государство. По Марксу, свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный[6].

Политический режим, основанный в государстве, определяет его специфические особенности и имеет особое значение в современном мире, который все больше склоняется в сторону признания прав человека. Современная классификация государств должна основываться именно на политическом режиме, господствующем в том или ином государстве.

Алексеев, являясь одним из ярких представителей отечественной теории государства и права, в своих работах делил государства по уровню их организации.

На первых стадиях цивилизации (и в последующем при отсутствии демократии, при авторитарной и тоталитар­ной власти, когда отдельная автономная личность не имеет необходимого комплекса политических прав и сво­бод) государство выступает как неразвитое политическое образование.

"Неразвитость" в данном случае следует по­нимать не в смысле того, что не отработано, достигну­то организационно техническое совершенство аппарата н структуры власти (власть в авторитарных и тоталитарных государствах, в империях может быть весьма отработан­ной, технически изощренной, доведенной до высокого Уровня совершенства, а в смысле того, что не реализуется положительный потенциал, который заложен в этом крупном явлении цивилизации, названном "государст­во", призванном обеспечивать функционирование сооб­щества людей в условиях свободы, гарантировать права личности.

Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства, и государство сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, ос­нованной главным образом на аппарате принуждения.

В неразвитых государствах политическая (государст­венная) власть, как правило, сосредоточивается в управ­ленческих, исполнительных учреждениях, нередко приоб­ретает силу, превышающую потребности общества, стано­вится самодовлеющим фактором, центром всей поли­тической, а нередко экономической и духовной жизни общества.

В этих условиях и складываются тиранические, дикта­торские государства, в современную эпоху - авторитар­ные и тоталитарные государства.

В течение продолжительных исторических периодов, целых эпох (они по распространенной периодизации от­носятся к теократически-азиатским, рабовладельческим, феодальным обществам) государство выступало в своем первичном, неразвитом виде - как варварское, нередко примитивное образование, сводящееся к системе органов и учреждений всемогущей бесконтрольной власти. Тако­вы же в современную эпоху авторитарные и тоталитарные государства, в том числе советское, другие "социалисти­ческие" государства, которые изначально создавались как органы "классовой диктатуры".

Именно в отношении тиранических, варварских, дик­таторских государств выработаны марксистские, анар­хистские и некоторые другие взгляды, в соответствии с которыми государство вообще понимается как "орган на­силия", "машина подавления", "инструмент классового господства". Такого рода представления - и в науке, и в официальной пропаганде, и в общественном мнении - были распространены в нашей стране, официально рас­сматривались длительное время в качестве единственно верных.

Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства, и государство сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, ос­нованной главным образом на аппарате принуждения.

Таким образом, по данном критерию может существовать развитое и неразвитое по уровню организации государства.

В зависимости от того, кому принадлежит государственная власть, можно произвести классификацию государств по типам.

Легализация государственной власти, неразрывно свя­занная с процедурами наделения властью ее носителей (прежде всего главы государства, парламента, правитель­ства), осуществляется по-разному в условиях различных форм правления, государственного (территориально-по­литического устройства), государственного режима. В со­временном мире принято различать две основные формы правления: монархию и республику.

В монархии глава государства (король, шах, султан и др.) - пожизненный и наследственный. Легализация монархии как формы правления и монарха как главы государства коренится не в факте выборов последнего, а по существу - в историчес­ких традициях, в харизме (известное обожествление мо­нарха), что закреплено в конституциях, законах о пре­столонаследии. Основные законы многих стран называ­ют царствующую династию (Швеция, Япония, Непал и др.), тем самым юридически закрепляя ее право на власть, а захват трона другой династией рассматривают как узурпацию (император Наполеон во Франции во время реставрации «легитимной монархии» Бурбонов был объявлен узурпатором).

Существует несколько способов правопреемства влас­ти монархом (наследование трона). Они различаются глав­ным образом по тому, в какой степени к наследованию престола допускаются женщины. В мусульманских стра­нах, Непале, Японии, некоторых других государствах пост монарха могут занимать только мужчины.

В некоторых из них престол наследует по существу правящая семья из «благородного» племени (в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре и др.), которая из своей среды при участии высших мусульманских священнослужителей выбирает короля (не обязательно старшего сына и вообще сына покойного или смещенного семьей монарха, она может объявить новым королем его брата или племянника, как это и бывало в Саудовской Аравии), она может заставить отречься короля от престола (это имело место в Саудовской Аравии под предлогом недостаточного благочестия короля). В других странах (например, в Непале) будущего наследника опре­деляет при своей жизни царствующий король, он должен быть из той же династии. На практике в некоторых арабских странах таким образом всходили на престол братья, дядья прежнего монарха.

Фактическое восшествие на престол происхоит во время наследования («Король умер, да здравствует ко­роль!»), но юридически оно оформляется в виде особой процедуры - коронации, совершаемой обычно в глав­ном соборе страны в присутствии высших священников и других высокопоставленных лиц.

В мусульманских странах, независимо от того, имеют ли они конституции (в настоящее время в подавляющем большинстве стран есть хотя бы дарованные конститу­ции), считается, что власть правящего семейства (аль-Сабахов в Кувейте, аль-Тани в Катаре и др.) происте­кает не столько из конституции, сколько коренится в воспитании преданности «благородному племени», в заповедях Корана, в концепции халифата - справедли­вого правления, идеалу которого призван следовать правитель по заветам пророка Мухаммеда. Правда, в некоторых странах по традициям бедуинов считается, что король не должен быть наследственным, он должен быть избран шейхами племен и быть одним из них, отличающихся военным искусством, мудростью и т. д. Способ избрания короля правящей семьей - в какой-то степени отголосок таких представлений, но, фактически, в подавляющем большинстве мусульманских стран утвердилась наследственная монархия.

Почти во всех европейских монархических странах пост главы государства - монарха могут занимать не только мужчины, но и женщины (с неодинаковой воз­можностью, иногда только при условии, что у покойного монарха нет сыновей), причем муж королевы не стано­вится королем, он лишь супруг царствующей дамы.

Монархии имеют неодинаковые формы правления с различными процедурами легализации органов государ­ственной власти. В абсолютных монархиях вся власть исходит от коро­ля, и потому от него остальные органы государства получают свои полномочия и свою легальность. Даже если некоторые короли даровали конституции, которые предусматривают создание парламентов, само существо­вание конституций недостаточно легализует представи­тельные органы. Монархи Кувейта и некоторых других стран на годы приостанавливали действие конституций, распускали парламенты и правили без них, а монархи Бахрейна - десятилетия. Кроме того, в ряде стран при­нята концепция консультативного парламента. Она со­ответствует мусульманской идее аш-шура - совещания правителя с кругом особенно авторитетных лиц. Окон­чательные решения, независимо от того, есть парламент или его нет по конституции, действует он или распушен, принимает монарх. Поэтому многий монархии Персид­ского залива, хотя в них есть конституции и парламенты, на деле продолжают оставаться абсолютными монархия­ми. Абсолютизм лишь внешне «обшит» конституцион­но-парламентской оболочкой.

В дуалистической монархии существует конституция, принятая с участием представителей народа, иногда пар­ламентом, а основные полномочия по управлению госу­дарством разделены. Законы не могут быть приняты без участия парламента (хотя монарх обычно имеет право вето, в редких случаях абсолютного вето), но управление страной осуществляет король и подчиненные ему мини­стры. Парламент в данном случае действует не при короле, а представляет собой самостоятельное учреждение, его легализация зависит не от воли короля, а опирается на конституцию, исходит в конечном счете от народа, пред­ставители которого приняли конституцию и который избрал парламент (консультативные парламенты в абсолют­ных монархиях нередко назначаются монархом).