Смекни!
smekni.com

Профессионализм политической деятельности (стр. 2 из 6)

Выделение западными исследователями в структуре политической деятельности процесса реализации ее целей и задач, включение в него таких моментов, как наличие конкретных ситуаций, удержание контроля над ними и прогнозирование результатов, значительно больше свидетельствует о переводе теоретического уровня политической деятельности на практический. Следовательно, правомерно рассматривать политическую деятельность как технологический процесс. В свою очередь, это предполагает соответствующую способность субъектов политической деятельности реализовать политическую теорию посредством специальных механизмов.

Интеграция конструктивных результатов исследований политической деятельности, полученных отечественными и зарубежными учеными, указывает на то, что технологический процесс политической деятельности не следует рассматривать вне субъективных факторов ее протекания. Иначе говоря, без применения деятельностного подхода к анализу структуры политической деятельности как технологического процесса, феномен политика недостаточно полно раскрывает сущностные характеристики политической деятельности и ее специфические особенности. Поэтому основополагающим принципом нашего дальнейшего анализа сущности, структуры и функций политической деятельности является сформулированный С.Л. Рубинштейном закон психологии о взаимодействии личности и деятельности, а также выдвинутый А.Н. Леонтьевым тезис о единстве личности, сознания и деятельности [74].

Как социально-историческая категория деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Ее неотъемлемая характеристика — осознанность. Деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Целостное понимание деятельности заключается в ее предметности. А.Н. Леонтьев рассматривает предметную деятельность как систему, включенную в систему отношений общества, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие [74]. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, совершается переход деятельности в ее объективный результат. Деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы субъект—объект.

При таком подходе политическая деятельность выступает не только как изменение внешней действительности, но и как преобразование внутреннего мира субъекта деятельности, раскрытие и реализация его личностно-деловых качеств и потенциальных возможностей. «Сущность человека, — отмечает Л.П. Буева,— значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельности» [87, с. 49].

Следовательно, политическая деятельность, с одной стороны, оказывает воздействие на политического деятеля, с другой — «широко подвержена влиянию личных качеств политических деятелей». Согласно выводу С.Л. Рубинштейна, психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются. Личность субъекта политики, проявляясь в деятельности является ее причиной, но, формируясь в деятельности, она — ее следствие, а как фактор ее формирования — причина.

Характерная особенность политической деятельности заключается в том, что она представляет собой «психологическую динамическую структуру» (цель — мотив — способ — результат), основными психологическими атрибутами которой являются активность, сознательность, мотивированность, субъективность, адаптивность.

Таким образом, субъект политической деятельности по направленности своей деятельности, с одной стороны, зависим от общества, с другой — его деятельность обусловлена субъективными характеристиками. Следовательно, детерминантами, влияющими на результаты его политической деятельности выступают взаимосвязанные и взаимообусловленные объективные и субъективные факторы (субъективное отражение объективных условий). Объективные факторы определяются условиями, в которых протекает деятельность, а также следствиями, которые она вызывает. К ним относится общественное мнение, установки, потребности и интересы социальных групп, социально-психологическая атмосфера и уровень развития общности и др.

Субъективные факторы заключают в себе смысл, вкладываемый субъектом в политическую деятельность, а также знания субъекта о средствах, способах, условиях достижения поставленных целей. Основным субъективным фактором выступает личностный социально-психологический потенциал индивида. При этом субъективные проявления индивида выступают как субъективно-социальные и субъективно-индивидуальные. К первым можно отнести мотив, определяющий цель деятельности и способы ее достижения, и социально-познавательные стереотипы. Ко вторым относятся личностные характеристики индивида: личностно-профессиональные качества, социальный и профессиональный опыт, нравственные и правовые нормы и др. Выделение в политической деятельности психологического аспекта позволяет исследовать механизмы воздействия на объекты политической деятельности и субъектно-объектных отношений; рефлексию субъектов, их личностно-деловые качества и способности; необходимые навыки, практические приемы и эффективные формы и методы политической деятельности.

Незнание объективных и субъективных социально-психологических факторов и их диалектических взаимопереходов, недооценка психологических механизмов политической деятельности на практике вызывает целый комплекс противоречий.

Проведенное исследование структурно-функциональных связей и зависимостей политической деятельности как целевого единства основывается на теоретическом анализе ее сущности, специфики, структуры и эмпирических данных, полученных в ходе социолого-психологических опросов. При этом реализация функций политической деятельности предполагает способность субъекта политики выполнять определенную роль, влиять на общественные процессы и содействовать их развитию адекватно цели, условиям, механизмам и способам их воспроизводства. При этом функция рассматривается как служебная роль («назначение») политической деятельности по отношению к обществу и его потребностям, а также как зависимость в рамках структуры политической деятельности, т. е. как вид детерминизма.

Функции политической деятельности не являются неизменными, они развиваются в конкретной общественно-политической обстановке, соответствуют статусу субъекта, зависят от уровня развития социально-экономических и политической сфер общества, национальных, региональных и других объективных условий, в которых протекает политическая деятельность. Открытые или явные функции политической деятельности — имманентно ей свойственные, выражающие ее целевую ориентацию и выделяющие данный вид деятельности среди других способов человеческой активности. Латентные функции политической деятельности политиков, обнаруживающие себя в процессе деятельности с учетом конкретных ситуаций, являются также актуальными и заслуживают внимания и всестороннего анализа.

Современные отечественные политические психологи главными функциями политики считают властные, распорядительные, управленческие. С учетом масштабности и многообразия политических действий, в частности, Ю.А. Тихомиров выделяет такие функции политической деятельности, как функции политического целеполагания, властно-политической интеграции, регулирования режима социально-политической деятельности, обеспечения целостного управленческого воздействия на общественные процессы и явления [111].

По содержанию для субъектов политической деятельности, участвующих в осуществлении государственной власти в современных обществах, можно выделить такие конкретные функции, как: выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп (функция политической артикуляции); активизация и интеграция больших социальных групп; создание политической идеологии и политических доктрин; участие в формировании политических систем — их общих принципов, элементов, структур; участие в борьбе за власть в государстве и создание программ деятельности государства; участие в осуществлении государственной власти; формирование общественного мнения; политическое воспитание общества в целом либо его определенной части (группы, класса, строя); подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профсоюзов, общественных организаций.

Выделение этих и других функций указывает на многоаспектность и разнонаправленность политической деятельности. Все они взаимосвязаны и нередко находятся в противоречивом состоянии. Поэтому для их продуктивного выполнения на практике требуется всесторонний анализ основных из них в едином контексте политической деятельности.

Представляет интерес типология функций политической деятельности в рамках плюрализма и конкурентной борьбы за политическую власть. Основные из них — декларированная цель партии (идеология и политическая программа); функция политического целеполагания; функция согласования интересов и мобилизации активности масс; функция достижения результатов политической деятельности.

Функция политического целеполагания имеет системообразующее значение. Цель выступает как предвидимое будущее состояние, к которому стремится общество на основе заявленных интересов и потребностей. Закрепление целей в программных документах государства, правительства, социально-политических институтов власти, в законодательных актах придает им всеобщий характер.

Основным противоречием, связанным с реализацией названной функции, является неадекватность содержания и направленности политической деятельности (целесообразность) реальным изменениям и преобразованиям в обществе (достижение результата). Реализация функции политического целеполагания в российском обществе, развивающемся на рубеже второго и третьего тысячелетий, свидетельствует о реальном углубляющемся противоречии «цель — результат», которое подтверждается реально не устраивающими результатами в развитии общества и большинства соотечественников. Сложившаяся обстановка характеризуется явным разрывом между целью построения передового демократического общества и углубляющимся кризисом во всех его сферах, глобальностью потерь ведущих позиций в мировом сообществе.