Смекни!
smekni.com

Западные теории регионального развития (стр. 2 из 4)

Передовые технологии (например, новое производство) помогают удержать людей в сельских районах (Ричардсон, 1997; Феджо, 2001). Однако вклад информационной технологии для многих ученых - вопрос спорный (Бар-Эль и Фэлзенштейн, 1989; Уокей и Купер, 1989; Сегерштоль и Джуссила, 1989; Гримес и Лион, 1994).

Концепция инновационной среды – закономерный результат технологического процесса, инновационной экономики и социально-культурной системы. Концепция инновационной среды активно обсуждается последние годы (Шторь, 1986, 1987; Малмберн, 1996; Маскэлл и Малмберг, 1995; Уилхельм, 1997). Этот подход основан на «концепции промышленных районов» Маршаллиана, разработанной в 19 веке. Приводятся аргументы в пользу того, что районы сами по себе могут быть инновационными, передовыми за счет своей окружающей среды, и многие последователи концепции ссылаются на возможность развития промышленности в периферийных районах (например, Камагни, 1995).

Примерами могут послужить Технологические центры (Финляндия) и научно-исследовательские парки (Япония).

Осознание того, что некодифицированных аспектов информации существует достаточно много, и их необходимо изучать, произошло с момента признания качественного отличия изучения и экономического прогресса от обычной трансформации кодифицированной информации. Поэтому изучение должно включать больше, чем простой обмен информацией внутри рынка и определенных иерархий.
Ландавалл обратил внимание на национальный контекст инновационной системы и подчеркнул важность совместного языка, культуры, так как они являются формальными и законными факторами, формирующими развитие. Шторпер сделал акцент на взаимозависимости технологических знаний и внешних условий технологического прогресса. Эта зависимость влияет на выбор, который будет сделан спустя определенное время. Данный выбор последователен и не влияет на другие условия и регионы.

Развитие промышленно-производственной системы зависит от технологичности применяемых способов и соответствующих им знаний. Это очевидно в электрической промышленности и производственном секторе. Большинство крупных заводов (например, заводы по переработке нефти, заводы, связанные с угольной промышленностью, фабрики по производству бумаги и так далее) развиваются в промышленных сетях, основанных на технологиях высокого уровня, и требуют крупных вложений. Развитие промышленных районов часто включает машинный труд и массовое производство. Промышленные сети состоят из вертикальных и горизонтальных связей, субподрядов и комплексного производства, производство средств производства и научно-исследовательскую деятельность. Успешные промышленные компании используют развитые технологии и управленческие процессы, а вместо того, чтобы развиваться на местном уровне, они выходят на национальный и мировой рынок.

Индустриальная сфера включает глобальные сети, но они владеют местным сырьем и рабочей силой. (Dicken et al, 1994; Bathelt et al, 2004).

ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОДХОД (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ МАСШТАБ)
Симмие (1997) применил известную работу Портера в локальном контексте. Портер выделил четыре основных характеристики развития: 1) фактор условий; 2) условия спроса; 3) сопутствующая и вспомогательная (поддерживающая) промышленность; 4) структура, стратегия, конкурентоспособность компании.

Этот подход связывает глобальные условия развития и с локальными условиями, которые делают компанию конкурентной на интернациональной арене. Районы в состоянии влиять на конкурентные возможности компании. Самый лучший пример использования национальных преимуществ - производство лыжных ботинок в Италии (Портер, 1990, 163; Ванхове, 1999, 193).

Инновационная среда часто рассматривается как результат эффективности инновационной политики (например, организация научных исследований на местном уровне, научные парки и так далее). Но необходимо учитывать, что регионы становятся инновационными не только благодаря институциональным исследованиям и развитию, но и за счет ноу-хау, которые являются результатом практических опытов (Готтарди, 2000). Этот факт объясняет прогресс многих промышленных районов, включающих в себя небольшие предприятия и традиционную промышленность. Кто-то может сказать, что подъем и спад промышленных районов зависят от специфических ресурсов, таких, как минералы (Лильенас, 1992; Тюккюлайнен, 1996). В таких случаях конгломераты, основанные на ресурсах, действуют глобально, и прииски являются частью всей группы, входящей в конгломерат. Из этого следует, что занимаемое пространство изучаемых регионов может варьироваться от местного производства до нескольких сетей, распространенных по всему миру.

Такие отрасли промышленности, как производство мебели, зависят от развития политики региональной инновационной среды, которая включает небольшие фирмы и натуральные ресурсы. Например, мебельная промышленность Италии может быть хорошим примером сосуществования промышленности и политики (Мерло и Фодд, 1996). Иллерис (1993) в своей теории заявляет, что процесс регионального развития в Европе зависит от глобального развития вместе с локальными условиями.

Структура регионов мозаична. Широкое комбинирование факторов представлено также в сравнительных учениях (Нейл и Тюккюлайнен, 1998).

В них региональное развитие рассматривается, как общий результат развития маленьких подразделений, местностей, сообществ и поддерживающей их экономики. Региональное развитие - результат различных процессов и действий, таких как 1) общие факторы; 2) политические факторы; 3) экономические факторы; 5) факторы местного развития; 6) частные действия. Два последних фактора рассматриваются как факторы, формирующие региональную среду. Эти факторы комбинируются как социальный капитал.

Следует добавить еще три условия успешного регионального развития:
1. Производительность.
2. Взгляды.
3. Интеграция в локальные возможности.

ГЛОБАЛЬНЫЙ КАПИТАЛИЗМ
Первичная основная мысль теорий глобального капитализма в том, что изменения не могут происходить в каждой стране отдельно, они должны сопутствовать глобальному капиталистическому процессу. Глобальный капитализм действует через множество соединенных продуктов цепи, которые связывают исходную добычу сырья с конечным продуктом. (Гереффи и Корценивич 1994).

Основа концепций: Остаток - это цена минус доход. Накопление - это преобразование остаточной стоимости в капитал. Глобальный капитализм делает акцент на использовании ресурсов и рабочей силы в рамках международного разделения труда.

В контрасте с неоклассической теорией, теории глобального капитализма утверждают, что факторы производства не мобильны, что силовые структуры и капиталистическая элита поддерживают эксплуатационные процессы, социальное разделение и классовую структуру. Из этого следует, что мир разделен на развитые и менее развитые районы для того, чтобы увеличить прибыль.

Различные теории описывают процесс глобального накопления капитала и применение этих теорий для пространственной организации производства (Валлерштейн, 1974 и 1984; Фробель, 1980). Результатом является то, что происходит процесс неравномерного развития и разделения пространства на центральные территории и периферию (Валлерштейн, 1984). Несмотря на это, многие исследователи допускают, что глобальный капитализм и региональное развитие являются результатом глобальных и региональных усилий. Концепция глобализации часто используется для того, чтобы объяснить взаимодействие глобальных и локальных усилий (Суингедау, 1992). Данные точки зрения объясняют, каким образом глобальный капитализм использует локальные возможности.

Развитие отдельно взятого определенного региона – результат комбинации изменения ролей в мировой экономике, характерной исторической ситуации и использования ресурсов (Массэй, 1984). Транснациональной становится идея того, что открытые вертикальные процессы производства (от распространения ресурсов до получения конечного продукта) становятся разделенными на процессы, для того чтобы была возможность обеспечить природными ресурсами любую часть мира.

Вопросы, связанные с распространением капитализма, начинают носить глобальный характер и переходят в вопросы, связанные с взаимодействием стран информационного общества. Экономические теории глобального капитализма можно воспринимать, в лучшем случае, как глобальную тенденцию развития (Смит, 1990). С помощью этих теорий можно объяснить глобальные долгосрочные перемены в крупной промышленности (такой, как угольная промышленность, создание микросхем, производство одежды, автомобилей или мобильных телефонов). Интерес компаний трудоёмкой промышленности инвестировать деньги в страны Азии можно объяснить желанием получить прибыль капиталистическим методом на мировой арене.

ТЕОРИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Основную мысль теория регулирования берет из марксистской теории институциональной экономики. Теории регулирования делают акцент на роли региональных и местных властей в создании условий для развития и оспаривают тот факт, что основные силы социально-экономических изменений заложены внутри национальной экономики, и что мировая экономика состоит из отношений национальной экономики разных стран, и формируется мировая экономика национальной базой в большей степени, нежели капитализмом, не имеющем корней ни в одной стране (Аглиетта, 1979, 1982; Липиец, 1986). Теории регулирования утверждают, что структурные изменения можно изменить спецификой национальных способов производства и изменением этих методов с целью накопления капитала. Существует много исследований, доказывающих готовность применить данные теории регулирования в институциональной и социальной сфере. Регулирование может осуществляться различными способами, и оно динамично по своей природе.